Содержание фильма «Подольские курсанты» (2020)
Сюжет фильма основан на реальных событиях, произошедших в октябре 1941 года, когда немецкие войска нанесли удар по Смоленской области. Удар был внезапным и яростным, о чем говорит название операции — «Тайфун»
Остановить натиск врага представлялось практически невозможным, однако критически важно было сделать это, пока прорыв не осуществился полностью.
Выбор командования пал на Подольское артиллерийское, Подольское пехотное и Московское (Болшевское) инженерное училища, располагавшиеся вблизи Варшавского шоссе. Такое решение позволило прикрыть брешь в защите с помощью сравнительно обученных войск. И одновременно было роковым, поскольку в боях гибли юные курсанты, которые могли сыграть свою роль в грядущих боях. Однако выбора у советского командования не было.
Так, вчерашние мальчишки вместе со старшими офицерами стоят насмерть, сдерживая врага на Ильинском рубеже, ожидая подмоги.
Стойкость курсантов и красноармейцев на рубежах Можайской оборонительной линии в районе Юхнова, Медыни, Ильинского, Детчино и Малоярославца стала полной неожиданностью для захватчиков. Мужество и героизм защитников столицы в начале октября 1941 года предопределили крах всего германского наступления на Москву осени 1941 года и дали возможность Ставке перебросить дополнительные части и вооружение из тыловых районов страны.
На последний рубеж перед Москвой были направлены около трех с половиной тысяч курсантов двух подольских училищ и их командиров… Большинство из них остались на рубеже навсегда.
Томек Богацкий «Защитник детей. История жизни Януша Корчака»
Кажется, что героизм и мужество – это когда воюют, нападают или яростно защищают. Но порой они проявляются в виде тихого, чистого и светлого подвига души, как у писателя и педагога Януша Корчака.
Будучи евреем, он деятельно заботился об обездоленных еврейских детях – открыл приют, окружив попадавших туда ребят настоящей любовью и заботой. День он проводил с воспитанниками, а ночью писал художественные книги для детей и педагогические – для взрослых. Он вёл программу на варшавском радио, где давал ребятам советы, как справиться с разными сложностями в жизни.
Януш Корчак хотел изменить мир к лучшему, но вмешалась Вторая мировая война и фашизм. Он и его воспитанники попали в концлагерь, где их ожидала неминуемая смерть. Януш Корчак мог спастись, но для него немыслимо было оставить детей одних. 6 августа 1942 года они все были убиты в концлагере.
Книга о самоотверженности, о любви, о человеке с большой буквы. Эту историю должен знать каждый.
Рекомендуемый возраст: от 7 лет.
Алексей Маресьев
Многие из нас в школьные годы читали знаменитый роман “Повесть о настоящем человеке”
Однако теперь не каждый помнит, что сюжет этой книги основан на реальной биографии удивительного человека и отважного летчика Алексея Маресьева
После тяжелейшего ранения ему ампутировали обе ноги, но он вопреки всему отказался уходить в запас и прощаться с небом и продолжил боевые полеты.
Невероятно, но будучи инвалидом этот герой уничтожил практически вдвое больше самолетов противника, чем до этого.
После войны, отчасти благодаря “Повести о настоящем человеке”, он стал широко известен, его приглашали на разнообразные торжества, посвященные воспоминаниям войне, часто организовывали встречи с детьми: личность легендарного летчика стала примером для подражания у целого поколения, а его имя стало нарицательным и олицетворением человеческого мужества, превозмогающего абсолютно любые испытания.
Маресьев прошел всю войну и умер в 2001 году.
Слайд 13 В 1941 году Нине исполнилось 14 лет. Все
жизни села Пылковка Балаковского района пали на плечи стариков, женщин
и детей. Нина по воле судьбы за считанные дни стала и трактористом и комбайнером. Работали дни и ночи. Фронту нужен был хлеб. Техника не выдерживала.
У каждого человека есть в жизни эпизоды, которые по драматургии вполне подходят для сюжета книги. Вот судьба нашей героини Нины Алексеевны Филиной.
В очередной раз радиатор комбайна, на котором Нина была штурманом, забило. И старший комбайнер отключил муфту. Случилось непредвиденное: выбило люк. Девушку обдало огненным паром. Она потеряла сознание. Всю ночь Нину мучили страшные боли, к утру тело распухло. Председатель выделил колхозных лошадей и отправил ее в больницу. Полтора месяца наша героиня провела на больничной койке. Врачи решили ампутировать руку. Слезы, паника охватили девушку, ведь она еще и в невестах-то не успела побывать. Односельчанин порекомендовал ей мазь по народному рецепту. Она или сильное желание выздороветь совершили чудо. Руку удалось сохранить.Прошло время, Нина снова оказалась за штурвалом. Летом – тяжелая страда, а зимой – ремонт техники. Приходилось собирать детали голыми руками, на морозе пальцы примерзали к железу, отрывали с кожей. Но мысль, что их работа – это помощь фронту, придавала силы преодолевать трудности. Да и впоследствии, сколько помнит себя эта сильная женщина, она все время трудилась, не покладая рук.
Дети войны: определение возрастной категории
С момента начала и продолжения Второй Мировой войны, судьба детей оказалась в значительной мере потрясенной. Они вынуждены были покидать свой дом, сталкиваться с тяжелейшими испытаниями и потерями.
В соответствии с федеральным законом «О ветеранах» дети, родившиеся с 22 июня 1941 года по 2 сентября 1945 года, считаются детьми войны. Эта категория включает сирот, детей репрессированных родителей, эвакуированных и голодавших во время войны.
Но на практике этот ряд возрастных категорий может отличаться, так как по жизни доля детей войны была не одинаковой. Многие из них несколько моложе или старше указанного периода. Поощрение для детей войны включает в себя материальные блага, возможность бесплатного прохождения медицинских процедур, льготное кредитование и многое другое.
Помним и уважаем нашу историю, уважаем и оберегаем тех, кто защищал родную землю и не просто пережил, а стал живым свидетелем страшной войны. Никогда не забудем их мужество и жертвы, которые были совершены ради нашего спокойствия и благополучия.
Марат Казей
Фото: VK
Полноправный разведчик штаба партизанской бригады №200 имени Рокоссовского родился в 1929 году в Белоруссии. В 30-е годы большевики арестовали его отца по обвинению в «троцкизме». В 1941 году мать Марата расстреляли уже немцы за помощь партизанам. Озлобленный мальчик убежал в лес.
В годы войны он прослыл отчаянным разведчиком. Марат активно участвовал в рейдах, подрывал вражескую технику, эшелоны. В 1943 году его наградили медалью «За отвагу» за прорыв вражеского кольца. Год спустя в ходе разведки он вместе с командиром попал в засаду. Пока оставались патроны, 14-летний паренек отстреливался. Когда опустел магазин, он подорвал себя и окруживших его немцев гранатой. В 1965 году Марат Казей получил звание героя СССР.
Им даже смерти удалось сыграть правдоподобно
Начальник Подольского артиллерийского училища полковник Иван Стрельбицкий из окна легковой машины смотрит на мелькающие перед ним картинки спокойного тылового городка. Кадры бегут, отражаясь в стёклах едущей машины, словно кинолента. Это были последние светлые, цветные картинки — дальше будет всё по-другому, и цвет кадров тоже изменится. Почти чёрно-белые, цвета минимум, только для того, чтобы осознать действительность.
Для осознания этого в фильме даны реальные персонажи: полковник Стрельбицкий реально командовал Подольским артиллерийским училищем, когда развивались события. И актёр Евгений Дятлов даже весьма похож на своего исторического персонажа.
Иван Стрельбицкий, фото forums-su.com Евгений Дятлов в роли Ивана Стрельбицкого
Съёмочная группа, с входившими в неё военными консультантами, много чего старались сделать максимально достоверным. Снимали большую часть сцен на специально построенном рубеже в Медыни, недалеко от тех мест, где реально стояли насмерть курсанты. Общей численностью около 3500 человек они закрывали Ильинский рубеж, перекрывая Варшавское шоссе, для наступающих немецких моторизованных клиньев. Для воссоздания боёв использовали реальные карты и схемы, в которых отражались действия подразделений. И даже для ролей немцев нашли, как и подобает, актёров с орлиным профилем – стереотипно, конечно, но зато роднит картину с фильмами про войну из советского прошлого.
Пригодились для съёмок и руины усадьбы – в России сейчас таких хватает. В Псковской области, например, достаточно мест, где похожие военные сцены можно снимать без дополнительных декораций и приготовлений. В фильме разрушенная войной усадьба очень напоминала усадьбу Строгановых в Волышово, разрушающуюся от современной безалаберности.
Надо отметить, что художник по костюмам и костюмеры постарались – в кадре правдоподобные и обмундирование, и экипировка. И даже военной техники, кажется, достаточно — не ездят по кругу две автомашины, и не таскают одну и ту же пушку. Да и в массовке прилично много народу. Но не хватает, конечно, мощи советского кинематографа, масштабности и естественности съёмок. Слабина проступает в сценах боя, в движении техники, хотя есть находки очень удачные. Правда, компьютерная графика хоть и опытной рукой создавалась, но чувствуется на экране. И мощнейший танковый удар немцев передать всё же, не удалось. Но это, в общем-то, простительно.
Хороший современный тип съёмки – динамично, быстро меняющиеся планы, лица… Не напрягает. Интересные и бытовые сцены: снабженцы, музыканты, бидоны, куры, сеновал. Сложились интересные актёрские дуэты. Иногда, кажется, нет-нет, да мелькнут параллели и знакомые черты известных советских картин о войне. И образ капитана Старчака в исполнении Сергея Безрукова тоже оттуда.
Эмоции есть – много эмоций, и весьма искренних. Вот Маша и Митьку целует, и Сашку… Нет, всё же не случайно чем-то напоминает Анфису.
Актёрам и актрисам, кажется, сложнее современников играть, чем роли этих молодых людей из 1941 года. Им даже смерти удалось сыграть правдоподобно, начиная с самой первой, когда от осколка бомбы гибнет курсант, только что читавший стихи в автобусе. Пафос – есть. Но, кажется, либо они его удачно преподносят, либо пафос в игре сам по себе попал в точку – они ведь в 41-м были патетичные, патриотичные, настоящие идеалисты. Так что, может, это и не пафос вовсе, а возвышенные черты эпохи.
Начиная смотреть такие фильмы, ждёшь по определению злых нквдэшников и забитых, униженных командиров. Но в этом фильме этого нет. Наконец-то, это, наверное, один из немногих за последние годы фильмов, где нет стереотипных образов, созданных антисоветским мышлением.
Петя Клыпа
Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 г. Петя вместе с другом смотрел кино в брестской крепости. Вечером они решили переночевать в казармах, а наутро собирались отправиться на рыбалку.
Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку и стал помогать старшим.
В последующие дни обороны Петя, рискуя жизнью, ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых.
Позже Пете с товарищами удалось переплыть реку под перекрестным огнем немцев, но их взяли в плен. Его загнали в колонну военнопленных, которую уводили за Буг.
Через некоторое время рядом с колонной появилась машина с операторами немецкой кинохроники.
Они начали снимать понурых, окровавленных пленных солдат, как вдруг шедший в колонне мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив камеры. Конвоиры избили Петю Клыпу до полусмерти.
Позже молодежь погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Так Петя Клыпа стал батраком у немецкого крестьянина в Эльзасе. Из неволи его освободили в 1945 г.
Дети на войне. Дети, разучившиеся плакать
На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.
Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.
У войны – не детское лицо
Сказано справедливо: «У войны не женское лицо». Однако в Красной армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». И уж тем более, у войны – не детское лицо. Слабость телесная, обаяние круглых щек, горящих глаз, заливистого смеха. Ребенок – какой из него солдат? Однако все четыре года той страшной войны каждый ребенок СССР в разной степени внес и свою малую лепту, а иногда и немалую, в святое дело Победы.
Десятки миллионов советских детей в Отечественной войне 1941-45 годов – это летопись подвижничества девочек и мальчиков: полковых сынов и дочерей, участвующих в боевых действиях, в отрядах сопротивления на оккупированной территории, в партизанских отрядах. Самому младшему из них было всего 6 лет. На военных заводах в тылу, в эвакуации на только что поставленных под открытым небом станках, на бескрайних полях и промозглых фермах сел и деревень, подростки с 11-12 лет работали по 14-16 часов в сутки, заменяя отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Совсем малыши терпеливо помогали взрослым, родным преодолевать лишения войны, голода и болезней: пололи огороды, собирали грибы и ягоды, удили рыбу. Кто изучил этот труд и подвижничество самых маленьких граждан огромной страны?
Да, еще со школы мы знаем детей-героев. Это известные пионеры — Герои Советского Союза, это герои-краснодонцы школьники, еще, может быть, десяток имен. И всё? Однако, по свидетельству Советской энциклопедии, 35 тысяч (!) детей во время войны были награждены орденами и медалями СССР, и все они – герои. Но были и многие другие, безвестные и не награжденные, погибшие и еще живые. Давайте вспомним всех их и тех, чей подвиг просто забыт.
Валя Котик
Вероятно, самым наиболее ребенком-героем Великой Отечественной является Валентин Александрович Котик. Будущий храбрец и патриот родился 11 февраля 1930 года в небольшом поселении под названием Хмелевка, что в Шепетовском районе Хмельницкой области и учился в средней русскоязычной школе №4 того же городка. Будучи одиннадцатилетним мальчишкой, который обязан был лишь учиться в шестом классе и познавать жизнь, он с первых часов противостояния решил для себя, что будет сражаться с захватчиками.
Валя Котик
Когда пришла осень 1941 года Котик вместе со своими близкими товарищами тщательно организовал засаду полицаям города Шепетовка. В ходе хорошо продуманной операции мальчишке удалось ликвидировать главу полицаев, бросив под его автомобиль боевую гранату.
Приблизительно в начале 1942 года меленький диверсант присоединился к отряду советских партизан, которые сражались во время войны в глубоком тылу врага. Изначально молодого Валю не посылали в бой – назначили работать связистом – довольно важная должность. Однако молодой боец настаивал на своем участии в схватках против немецко-фашистских оккупантов, захватчиков и убийц.
В августе 1943 года молодой патриот был принят, проявив необыкновенную инициативу, в крупный и активно действующую подпольную группу имени Устима Кармелюка под управлением лейтенанта Ивана Музалева. На протяжении 1943 года он регулярно принимал участие в схватках, в ходе которых не раз получал пулю, но даже вопреки этому снова возвращался на передовую, не жалея жизни. Валя не стеснялся никакой работы, а потому также часто ходил на разведывательные задания в своей подпольной организации.
Один известный подвиг молодой боец совершил в октябре 1943 года. Совершенно случайно Котик обнаружил хорошо припрятанный телефонный кабель, который находился неглубоко под землей и был крайне важен для немцев. Этот телефонный кабель обеспечивал связь между ставкой верховного главнокомандующего (Адольфа Гитлера) и оккупированной Варшавой. Это сыграло важную роль в освобождении польской столицы, так как у штаба фашистов не было связи с верховным командованием. В этом же году Котик помог подорвать вражеский склад с патронами для оружия, а также разрушил шесть железнодорожных эшелона с необходимым немцам снаряжением, и в которых угоняли киевлян, минировав их и без угрызений совести взорвав.
В конце октября этого же года маленький патриот СРСР Валя Котик совершил еще один подвиг. Будучи в составе партизанского угруппирования, Валя стоял в дозоре и заметил, как вражеские солдаты окружают его группу. Котик не растерялся и первым делом убил вражеского офицера, который командовал карательной операцией, а после поднял тревогу. Благодаря столь смелому поступку этого храброго пионера партизаны успели отреагировать на окружение и смогли отбиться от врага, избежав огромных потерь в своих рядах.
Валя Котик наблюдает за немцами
К сожалению, в бою за город Изяслав в середине февраля следующего года Валя был смертельно ранен от выстрела с немецкой винтовки. Пионер-герой скончался от полученной раны следующим утром в возрасте каких-то 14 лет.
Молодой воин был навечно упокоен в своем родном городе. Несмотря на значимость подвигов Вали Котика, его заслуги были замечены только спустя тринадцать лет, когда мальчику присвоено звание «Героя Советского Союза», но уже посмертно. Кроме того, Валя также был награжден «Орденом Ленина», «Красного знамени» и «Отечественной войны». Памятники поставили не только в родном селе героя, но и по всей территории СССР. В честь него называли улицы, детские дома и так далее.
Надя Кравцова (Богданова)
Начало войны девочка застала в детском доме в Могилеве, который власти решили эвакуировать в Киргизию. На поезд с детьми, который покинул Смоленск, немцы совершили авианалет. 9-летняя Надя с товарищем Юрой Семеновым выжили и через три дня добрались до Витебска.
Кравцова вступила в партизанский отряд, где выполняла небольшие, но важные задачи. В годовщину Октябрьской революции для поднятия боевого духа партизаны решили водрузить три красных знамени: на ж/д вокзале, ремесленном училище и папиросной фабрике. Задачу поручили Наде и Ване Звонцову.
Дети выполнили работу и взяли немного папирос для партизан. На обратном пути ребят задержали немцы, обыскали и велели расстрелять. Есть две версии дальнейших событий. По первой – Надя потеряла сознание и очнулась среди трупов. По второй – упала в ров и пришла в себя у берега реки.
В 1943-м партизаны получили задание подорвать мост, который вел в сторону Ленинграда. В операции участвовала Надя с товарищем по детдому Юрой Семеновым. Дети выполнили задачу и возвращались в лагерь, когда на пути появились полицаи. В ходе обыска приспешники нацистов обнаружили в рюкзаке Нади кусок взрывчатки. В этот момент прогремел взрыв – мост взлетел на воздух.
Полицаи схватили юных диверсантов, связали и доставили к немцам. Семенова расстреляли, а Кравцову допрашивали и истязали. Ни ледяная вода, ни огонь, ни раскаленные камни не заставили девочку раскрыть информацию о партизанах, поэтому немцы бросили пионерку на морозе, считая, что она не выживет.
Но Надю подобрала местная жительница, которая выходила девочку. Партизанка пережила войну и получила ряд высших наград СССР.
Память подвига пионеров-героев и его значение
Пример Павлика Морозова вдохновлял детей и подростков, которые родились до начала войны. Молодое поколение восхищалось подвигами людей, имена которых прославляли с трибун первые лица страны. Юным жителям СССР хотелось повторить их славу или хотя бы приблизиться к ней.
Великая Отечественная война стала испытанием для всех народов Советского Союза. Дети, оставшиеся без детства, учились обращаться с оружием, оттачивали мастерство шпионажа, проявляли хитрость и сообразительность, не жалели жизни, когда речь шла о товарищах и судьбе Родины.
После войны литература и кинематограф, по большей части в СССР, осмыслили детский героизм в годы противостояния. На экраны вышли картины «Орленок» (за основу взята история Вали Котика), «Улица младшего сына» (посвящена Володе Дубинину), «Пятнадцатая весна» (подвиг Саши Чекалина, который застрелил нацистского офицера).
Дети проявляли геройство не только в рядах партизанских отрядов, но и на фронте, в тылу, в блокаде и даже в концлагерях. Памятники, на которых в камне воплощены пионеры-герои, установлены во многих странах бывшего СССР.
Дети – герои Великой Отечественной войны
1.
2.
4.
5.
6.
7.
Наравне со взрослыми дети становились на защиту своей Отчизны. Память о юных героях священна. Кто они?
1. Зина Портнова
Зина Портнова из Ленинграда летом 1941 г. приехала в Белоруссию на каникулы. Здесь и застала ее Великая Отечественная война. Для борьбы с врагом девушка, не раздумывая, вступила в подпольную комсомольско-молодежную организацию «Юные мстители». Она устроилась работать в немецкую столовую, где отравила пищу.
Погибло около сотни врагов, а сама Зина угодила в плен. Ее жестоко пытали, требуя назвать членов организации, но она молчала. В конце концов, искалеченную до неузнаваемости юную героиню расстреляли.
2. Шура Кобер и Витя Хоменко
Такие непохожие друг на друга мальчика – мечтательный юноша Шура Кобер и сорвиголова Витя Хоменко из Южно-украинского города Николаева. После оккупации территории немцами друзья вместе ушли к партизанам. Вите, неплохо владеющему немецким, благодаря школьным знаниям, было поручено устроиться в гестаповскую столовую, где добывать для партизан информацию о вражеских планах.
Следующее задание мальчики выполняли вдвоем. Им необходимо было перейти через линию фронта и передать в Москву секретные документы.
На обратном пути к партизанам юным героям пришлось прыгать с парашютом. При приземлении, они попались в руки к врагам. После десятидневных допросов и пыток фашисты повесили детей на рыночной площади, так и ничего от них не добившись.
3. Вася Курка
Враги называли этого шестнадцатилетнего стрелка «сверхснайпером», снайпером-ас, сросшимся со своей винтовкой. Метким выстрелом Вася Курка уложил 179 врагов, из них 80 имели офицерский чин. Он открыл свой боевой счет 9 мая 1942 г., погиб, немного не дожив до Победы – в январе 1945 г.
4
Надя Богданова
Она стала отважной разведчицей партизанского отряда, когда ей ещё не было и десяти лет. Прикидываясь нищенкой, бродила по расположениям немецких солдат, добывая для отряда ценные сведения
Попавшись в руки фашистов, девочка перенесла пытки и побои. Ее два раза расстреливали, но Надя всё же выжила, хотя почти полностью ослепла. Зрение ей вернул академик Филатов уже после войны.
5. Володя Дубинин
Когда его родной город Керчь захватили немцы, мальчик вместе с партизанами ушел в поземные каменоломни. После того, как фашисты замуровали все выходы из подземелья, связь с внешним миром поддерживалась только через Володю. Именно он, юркий и ловкий, спас отряд от гибели, успев предупредить о затоплении.
Погиб герой, подорвавшись на минном поле, которым немцы закрыли подходы к катакомбам.
6. Петя Клыпа
В судьбу мальчика из Бреста война ворвалась в самом начале, когда фашисты начали штурм крепости. Он участвовал в защите наравне со взрослыми, попал в плен. Колонну пленных, где шел Петя Клыка, стали снимать для кинохроники, а мальчик погрозил кулаком прямо в камеру. За это конвоиры избили его до полусмерти.
7. Марат Казей
Мальчик из Белоруссии пошел в партизаны, чтобы отомстить фашистам за убитую мать и искалеченную сестру. Воевал в разведгруппе. Погиб, подорвав себя гранатой, окруженный плотным кольцом немцев, из которого не было надежды выбраться.
Трудно рассказать обо всех героических поступках, которые совершили дети в годы Великой Отечественной войны. Очень много юных героев, заплативших за Победу своей жизнью. Память о них священна.
Слайд 7 Могли ли дети помочь фронту? В
Ады работала в эвакуирован- ной больнице главврачом, приходила поздно. Девочка
терпеливо ждала маму и мечтала о кукле. Она накопила деньги на куклу, но в последний момент отдаёт деньги на танк. И через газету обращается к другим детям: «Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы и они отдавали деньги на танк. И назовём его «Малютка».
Письмо было опубликовано, и в редакциюпосыпались конверты с неровным детским почерком. Танк действительно был куплен, и его назвали «Малютка». Этот танк вручили девушке – водителю из Одессы Кате Петлюк. Экипаж танка громил фашистов под Сталинградом.
Вилор Чекмак
Уроженец Симферополя любил музыку и рисование, хорошо учился в школе и обожал роман «Три мушкетера». Вилор страдал от врожденной болезни сердца, но это не помешало 14-летнему юноше осенью 1941 года присоединиться к партизанскому отряду, который действовал под Севастополем.
Разведчик находился в дозоре 10 ноября, когда заметил приближающихся немцев. Чекмак выстрелом из ракетницы предупредил партизанский отряд о надвигающейся угрозе. Убегать Вилор не стал, приняв неравный бой с противником. Отстреливался юноша до последнего патрона, а затем, подпустив врагов поближе, взорвал себя и немцев гранатой.
Подвиг Чекмака отмечен медалями «За оборону Севастополя» и «За боевые заслуги», которые герою присвоили посмертно.
Юта Бондаровская
Уроженка Ленинградской области переодевалась мальчишкой и просила милостыню. Перемещаясь по деревням, Юта собирала информацию о планах немцев. После снятия блокады Ленинграда девушка продолжила службу в партизанском отряде. Бондаровская выполняла задачи разведчика. На линии фронта партизаны постоянно вступали в бои с врагами.
Юта нашла не занятый немцами хутор Роостоя, где солдаты могли отдохнуть и пополнить запасы. Однако на следующий день, 28 февраля 1944-го, в населенный пункт пришли каратели, завязался бой, в ходе которого 16-летняя Бондаровская погибла с автоматом в руках.