Герметичность массового
Поставивший «Славу» в 2023 году Богомолов вольно или невольно вложил своим героям в уста ДРУГИЕ слова, заставил их руководствоваться ДРУГИМИ мотивами, чем в 1936 году. Полагаю, что не сталинская цензура, так сталинская театральная критика обязательно попеняла бы постановщику, что личное, индивидуальное начало своих героев он поставил во главу угла (даже не вмешиваясь в авторский текст). Сместил акценты с общественного, составляющего главное содержание гусевского опуса. Потому-то и песня ему не понадобилась.
И вот тут сюжет номер два. «Слава. Молодость» прекрасно вписывается в линию интерпретаций Богомоловым советских пьес. Раньше здесь были розовские «Вечно живые» («Вероника» в его варианте), арбузовская «Таня», зоринские «Покровские ворота», ставшие «Дядей Левой». Я уже писал о том, что даже в названиях, а тем более на сцене четко прослеживается тенденция к персонификации, более того, к интимизации происходящего (см. http://www.rewizor.ru/theatre/reviews/sovetskaya-trilogiya-konstantina-bogomolova/). Вот и здесь. Герои Гусева недостаточно персонифицированы, чтобы стать заглавными для пьесы. Но они молоды — и эту их коллективную черту постановщик вынес в название.
Этого-то очевидно и не поняла публика, для которой love story оказалась слишком заслонена ретро-антуражем. Не в сфере быта, но в сфере отношений, мотивировок, идеалов. Всерьез его принять сегодня уже вряд ли возможно, а посмеяться над ним, повторим, режиссер (в отличии от своей версии в БДТ) повода зрителям не дал.
Текст «не доходит» до современной публики, являясь герметичным для нее, ровно по той же причине, по которым в 30-е годы он был понимаем и любим самыми широкими массами.
Заметим, что как раз массовое искусство становится самым непонятным для людей следующей эпохи — просто потому, что те социальные, то есть внетекстовые опоры, на которые опирается любое произведение масскульта, оказываются неизбежно разрушены.
При этом затруднения публике добавило и то, что спектакль эстетически совершенен. О соцреализме иногда говорят как о своего рода культурной автаркии, и вот перед нами именно он — замкнутый, цельный, прекрасный в своей завершенности и самодостаточности мир (и удивительно, какими лаконичными, четкими средствами постановщик добивается этого эффекта!). Богомолов, в частности, сумел сделать так, что дубоватые все же стихи пьесы звучат то по-бытовому, то, наоборот, пафосно (но не преувеличенно, не смешно). Хорош нечаянный герой Мотальков (я видел его в исполнении Никиты Худякова). Хорош и его протагонист Маяк (Александр Шумский). Из старшего поколения героев спектакля можно выделить исполнителя роли старого актера — отца мотыльковской невесты Леру Горина (легко, с необходим гротеском сыгравшего персонажа который его старше в два раза). А в целом — хорош именно ансамбль, коллектив, как говорили во времена Гусева.
Ну что ж, Константин Богомолов, всю свою творческую жизнь ставивший на эксперимент, оказался верен себе и теперь. Публика, повторимся, в недоумении. Другое дело — входило ли это в его творческие планы в данном случае?
Спектакль «Дядя Лёва»
По пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота»Режиссер: Константин БогомоловХудожник-постановщик, художник по костюмам: Лариса ЛомакинаХудожник по свету: Иван Виноградов
Состав исполнителей
Константин Ромин – Андро Симонишвили / Игорь Верник / Константин БогомоловМаргарита Павловна Хоботова – Александра Ребенок / Лариса Богословская Лев Евгеньевич Хоботов – Александр Семчев Савва Игнатьевич – Владимир Яворский / Даниил ЧупЛеонтий – Александр Терешко / Микита Ильинчик / Денис ЗайнуллинАркадий Велюров – Иван Шабалтас Алевтина – Диана Огай / Мария Шумакова / Яна Кошкина Алевтина Ивановна – Вера МайороваАлиса Витальевна – Людмила ХмельницкаяСоев – Иван ТарасовЛюдочка – Елизавета Базыкина / Василиса Перелыгина / Александра Ревенко Светлана – Анастасия Шалонько / Ирина Старшенбаум
Дни показа
Вы можете запросить эту информацию у нас через форму
Продолжительность ‒ 1 час 40 минут без антракта.
Театр на Бронной приглашает зрителей на показы спектакля Константина Богомолова «Дядя Лёва» по пьесе «Покровские ворота» Леонида Зорина.
Автобиографичная пьеса известного писателя, драматурга и сценариста Леонида Зорина «Покровские ворота» была поставлена в 1974 году Михаилом Козаковым в Театре на Малой Бронной. В 1982 на киностудии «Мосфильм» был снят фильм «Покровские ворота», двухсерийная телевизионная версия режиссера Михаила Козакова. Культовая кинокартина отобразила целую эпоху.
«Покровские ворота» – спектакль-воспоминание, в котором главный герой Костик Ромин мысленно возвращается во времена своей молодости. Сюжет разворачивается в московской коммунальной квартире во второй половине 50-х годов.
Дополняет постановку визуальное решение, используется видеоряд (видеопроизводство: Алан Мандельштам, Виктор Голубенков, Алексей Береснев). Художник по свету Иван Виноградов. Решение сценического пространства поддерживает ощущение присутствия внутри воспоминания. Декорации выглядят как точечные акценты, костюмы представляют собирательный образ нескольких советских периодов. Художник-постановщик и художник по костюмам – сценограф, преподаватель кафедры художественного оформления спектакля в Школе-студии МХАТ Лариса Ломакина. Лариса Ломакина участвовала в постановках спектаклей МХТ имени А.П. Чехова, Малого театра, Московского театра Олега Табакова, Центра им. Вс. Мейерхольда и других театров.
В составе исполнителей в роли Костика Ромина – Андро Симонишвили, Игорь Верник и режиссер Константин Богомолов. Лев Евгеньевич Хоботов – Александр Семчев. В спектакле примут участие Александра Ребенок, Иван Шабалтас, Владимир Яворский, Вера Майорова, Людмила Хмельницкая другие актеры труппы Театра на Бронной.
Константин Богомолов – известный театральный и кинорежиссер, художественный руководитель Театра на Малой Бронной. Режиссер сотрудничает с ведущими российскими театрами. Спектакли Константина Богомолова отмечены премиями «Золотая маска» и «Чайка».
Игорь Верник – актер театра и кино, народный артист России, ведущий актер труппы МХТ им. А.П. Чехова.
Игорь Верник исполнял ведущие роли в спектаклях знаменитых режиссеров – Анатолия Эфроса, Олега Ефремова, Романа Виктюка, Тадаcи Судзуки, Виктора Рыжакова. В фильмографии актера более 90 работ в кино и на телевидении.
Александр Семчев – актер театра и кино, заслуженный артист России. Актер исполнял ведущие роли в спектаклях таких режиссеров, как Анатолий Эфрос, Сергей Женовач, Петр Штейн, Евгений Писарев.
Актерские работы Александра Семчева были отмечены премией «Чайка» и Премией Олега Табакова.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.
Поэзия на службе соцреализма
Виктор Гусев — поэт и драматург — сегодня совершенно забыт. Он работал в 30-х-середине 40-х, умер рано, в 34 года, за это время создал несколько общепринятых соцреалистических шедевров — например, сценариев фильмов «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». А еще тексты любимых песен. А еще просто стихи и пьесы в стихах. Закончу справкой из энциклопедии — именем Гусева названа улица во Внукове, на которой живёт его внук, спортивный комментатор Виктор Гусев.
Пьеса «Слава», написанная слегка «маяковскими» стихами, не шедевр и по отношению к другим гусевским сочинениям, и уж тем более по отношению к драматургическому искусству. Видно, что писал человек совсем молодой (едва достигший 25-летия). При этом преданный «до донца», а не конъюнктурно, идеологическим установкам. Если брать собственно мастерство драматурга, то и оно не блещет. Характеры примерно никакие — то есть, перед нами прежде всего носители функций, а не люди с их психологическими особенностями (что, впрочем, вполне соответствует канонам соцреализма; можно говорить о том, что Арбузов в своей психологичной «Тане», вышедшей несколькими годами позже «Славы», бросает ей вызов). Конфликт не очень правдоподобен даже для вещей такого рода
Судите сами — один из двух друзей-подрывников, Маяк, мечтает о славе, всенародной, так сказать, популярности, поэтому на важное и опасное задание посылают другого, простого парня Мотылькова, который в итоге славы и добьется. У него есть невеста, она летчик
Молодежь опекает старшее поколение — начальник Маяка и Мотылькова, мать Василия, отец его невесты, профессор-медик… Много народа, в общем! И все персонажи положительные.
Стих крепок.
Кстати, знаменитая песня про двух друзей — тоже оттуда. Помните?
Были два друга в нашем полку.Пой песню, пой.Если один из друзей грустил,Смеялся и пел другой.И часто ссорились эти друзья.Пой песню, пой.И если один говорил: «Да!»«Нет!» — говорил другой.
«Один мальчик» и эстетика девяностых
Как известно, у проекта «Культурная инициатива» несколько площадок, на которых проходят мероприятия. После летних каникул на одной из них, в Музее-квартиреА. Н. Толстого, одним из первых вечеров стал отложенный юбилей Виталия Пуханова. В июле поэту исполнилось 55 лет — красивая цифра, и как сказал один из руководителей проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков, юбилей можно справлять целый год, так что не опоздали. Справляли необычно: детский музыкальный театр «Отражение» под руководством Ольги Матвеевой, открывавший собственный театральный сезон этим выступлением, показал зрителям спектакль «Жара… июнь» по произведениям Виталия Пуханова, Анны Аркатовой, Наталии Боевой и Айгель Гайсиной. Виталий Пуханов и Анна Аркатова присутствовали в зале.
Я написала «по произведениям», а не «по стихам» намеренно. Дело в том, что основной массив текстов для спектакля составили всё-таки не стихи, а прозаические миниатюры Виталия Пуханова про одного мальчика. Когда-то их автор и не предполагал, что его коротенькие зарисовки, то ли анекдоты, то ли притчи, которые он придумывал для блога, превратятся в полноценный литературный труд. Однако в 2017 году подборку историй опубликовал журнал «Новый мир», а позже в 2020 году издательство «РИПОЛ классик» и вовсе издало увесистый том «Один мальчик. Хроники». Автор утверждает, что всего написал более трёх тысяч историй про мальчика, девочку и доброго волшебника.
Но вернемся к спектаклю. «Жара… июнь» исполняется силами старшей группы театра «Отражение». Имена юных артистов зрителям остались не известны, но все они вчерашние школьники или вчерашние выпускники школ. По словам художественного руководителя театра, большинство из них летом поступало (и поступило!) на творческие специальности в ВУЗы.
Играют ребята, что называется, вчерашних себя. Компания мальчишек и девчонок гуляет во дворе, общается, учится строить отношения между собой. Покоряет микросоциум, где у каждого героя своя биография, свой характер, а значит, и место в компании. История получилась и впрямь подростковая, но в музыкальном оформлении её создатели обратились не к современности, а к музыке начала девяностых годов. Да и одеты артисты в эстетике тех же лет: пестрые лосины, джинсовки, китайские спортивные костюмы аляповатых цветов. Они танцуют под бодрый аккомпанемент то «Мальчик хочет в Тамбов» Мурата Насырова, то «Тополиный пух» группы «Иванушки International». Строчка из этой песни и дала название спектаклю. В конце вечера Виталий Пуханов отметил в своём ответном слове исполнителям, что спектакль совпал с его предощущением — ставить «Одного мальчика» нужно именно как мюзикл.
Конечно, зал Музея-квартирыА. Н. Толстого не самая подходящая для театральных постановок площадка. Особенно в хореографических номерах чувствовалось, что артистам тесно, нет возможности полноценно выстроить геометрию и придать правильную широту движениям. Зато в лице литературного сообщества артисты обрели восторженную и благодарную публику. Тонкая ирония текстов Пуханова отзывалась в зале громким смехом и аплодисментами. К слову сказать, свободных мест не было, ставили дополнительные стулья. И всё равно их не хватало, несколько человек сидели прямо на полу.
Детский театр — это совершенно особенный мир. К нему нельзя подходить с мерками профессионального театра. Безусловно, игра артистов детского театра немного наивна и не профессиональна. Зато совершенно бесценна энергетика этой игры, тот драйв, та радость и удовольствие, которые получают от неё сами исполнители. Они заряжают публику настроением и даже просто своей юностью. Ещё почти детская непосредственность, подростковая нескладность, но уже взрослое понимание смыслов текста делают последний живым и вдвойне притягательным.
Спектакль «Жара… июнь» важен и как факт обращения к современной литературе в поисках материала для работы детского театра. Хотелось бы, чтобы этот опыт не стал для руководителей театра разовой акцией, а явился отправной точкой целой серии работ. Мне кажется, это было бы интересно и участникам, и зрителям. А если так произойдёт, то ко взаимной радости, что мы ещё не раз увидим в стенах Музея-квартирыА. Н. Толстого новые постановки театра «Отражение».
Нина Дунаева
юбилей,
Музей-квартира А.Н. Толстого
16.10.2021, 952 просмотра.
«Сначала нужно взвесить все эти вещи»
Непонятно, с какой целью выдвигаются подобные предложения, заметил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Геннадий Онищенко. По его словам, подобное нововведение сделает нагрузку в рамках школьной программы запредельной, поскольку сократить учебный год не представляется возможным.
«Кроме того, летний период специально выбран для каникул как самый благоприятный для отдыха и оздоровления. А осень даже в Москве, в сентябре, — не самый приятный период. Конечно, нужно слушать и студентов, и школьников, но нужно спросить ещё и педагогов. Можно, конечно, не только Голиковой написать, но и в Организацию Объединённых Наций, но сначала нужно взвесить все эти вещи. Потому что любая подобная радикальная подвижка в учебном процессе не проработана до конца», — пояснил собеседник RT.
Также по теме
Большая перемена: депутаты предложили перенести начало учебного года
Депутаты от партии ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, который позволит муниципалитетам переносить дату начала учебного года на 1…
В свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский выразил настороженность в связи с инициативами, предлагающими продление каникул или сокращение рабочей недели.
«Если честно, то меня вот эта тенденция «поменьше бы работать, учиться» настораживает. Мне кажется, нам сейчас надо очень интенсивно работать для того, чтобы справится с задачами, которые поставлены национальными проектами. А у нас настроение «побольше бы погулять и поотдыхать». Не та сейчас обстановка. Решать не мне, и я так думаю, что это вопрос Министерства образования, но, на мой взгляд, такое избыточно радужное настроение «ничего не будем делать, всё само получится», крайне настораживает», — подчеркнул сенатор в беседе с RT.
Напомним, что до 30 сентября Минтруд должен представить правительству свою позицию относительно сокращения рабочей недели в России до четырёх дней. Как указывал премьер-министр Дмитрий Медведев, такой переход возможен, но «не сию секунду».
«Ещё совсем недавно — в историческом плане — в нашей стране была шестидневная рабочая неделя, и это рассматривалось как норма. А сейчас нормой является пятидневная рабочая неделя. Но общество развивается, технологии не стоят на месте, именно поэтому эти вопросы появляются в повестке дня», — пояснял глава правительства.
Моложе и идеальней
Но возможны ли вообще сравнения? Думаю, с любой точки зрения они просто неизбежны. Можно не сравнивать две чеховских постановки одного режиссера — но к пьесе «Слава», редкой все же птице, это никак не относится. Да и чеховские будут сравнивать все равно. Полагаем, что сам Богомолов это прекрасно понимал, а отчасти и рассчитывал на сравнение.
Но есть и схожесть. Оба спектакля решены в той из богомоловских манер, которая предполагает работу с оригинальным авторским текстом, внутреннюю, так сказать, его интерпретацию (все мы знаем, что есть у Богомолова и манера иная, чисто эпатажная. От нее особенно «пострадал» Достоевский). Похоже решение сценического пространства — элементы декора сталинского времени. Художник-то тот же: Лариса Ломакина. Похоже, на первый взгляд, самое главное: намерение поставить пьесу так, как это, кажется, можно было сделать в том же 1936 году.
К этому мы еще вернемся, назвав различия, которые бросаются в глаза.
В новом спектакле режиссер принципиально омолодил состав актеров. Исполнителям, практически всем, по 20 с небольшим. Это в два раза меньше, чем актерам на тех же позициях в БДТ (некоторые рецензенты пытались даже разгадать замысел постановщика, специально давшего роли юношей возрастным актерам). Даже Мария Щукина, играющая на Бронной роль матери, хоть и поопытнее своих сотоварищей, но принадлежит совсем к другому актерскому поколению, чем Нина Усатова! Так что слово «Молодость» в названии — это как минимум об этом.
Но главное — о том, что влечет за собой принципиальная юность исполнителей. Кто-то хочет прославиться любой ценой, а кто-то добивается той же цели как будто случайно, по везению (но на самом деле потому, что глубинно подходит для роли «чемпиона»)… По настоящему драматичной, достойной целой пьесы эта ситуация кажется именно в молодости. Совершенно естественно данная коллизия могла бы выглядеть, будучи переложенной на историю, например, двух видеоблогеров. И здесь в рассуждении о славе наблюдаем известное «мерцание», присущее фигуре самого Богомолова — который вроде как и большой деятель серьезных искусств, и, одновременно, светский персонаж, муж скандальной «светской львицы». Прославившийся в том числе и своим скандальным творческим поведением. Это незаслуженно или заслуженно?