Философия канта: основные идеи (кратко)

Зачем нужна философия?

Многие относятся к философии скептически, называя ее демагогией или пустыми размышлениями, не приносящими никакой пользы человеку или обществу. На самом деле историческое влияние философии на развитие науки и культуры колоссально. Благодаря развитию философии в Античности, ее наследница — западноевропейская культура — больше всего ценит рациональное доказательство. Именно благодаря философии мы считаем, что доказанное важнее наглядного.

Простой пример: каждый из нас ежедневно видит своими глазами, что Солнце передвигается по небосводу. Однако доказано, что движется не Солнце, а Земля. Чувства и личный опыт слишком часто бывают обманчивы, чтобы доверять им на 100% — именно на это с древнейших времен указывает философия. Философы, в первую очередь Аристотель, внесли существенный вклад в развитие и систематизацию логики, которая используется в науке, программировании, бизнес-процессах.

Как изучать философию?

Теперь мы примерно представляем, что такое философия, какие проблемы и направления существуют на страницах философских трактатов. Давайте же перейдем к их чтению!

Не рекомендую начинать со «сложных» авторов, даже если их имена звучат очень авторитетно: Аристотель, Гегель, Хайдеггер — величайшие мыслители, но их тексты весьма трудно воспринимать неподготовленному читателю (да и подготовленному, если честно, тоже). Попробуйте почитать нескольких философов и погрузиться в разные философские дисциплины: начинайте свой путь от того, что вас зацепит.

При чтении философского текста вникайте в тезисы и аргументацию автора, старайтесь самостоятельно размышлять о вопросах, которые он затрагивает. В какой-то момент вы почувствуете, что прочитанное отзывается в вас. Это ощущение испытывает каждый человек, когда знакомится с философским текстом, который близок его собственным размышлениям о мире и самом себе. Именно поэтому бессмысленно подходить как к обычному школьному или университетскому предмету — она требует личного вовлечения и погружения.

Как я уже говорил выше, в философии очень мало «решенных» вопросов, но есть один тезис, с которым согласится, пожалуй, каждый мыслитель: человеку от природы свойственно философствовать. Поэтому, если вы давно хотели погрузиться в мир философии, самое время это сделать, ведь природа на вашей стороне.

Что почитать

Небольшой перечь текстов, с которых можно начать свой путь в изучении философии. Они написаны весьма доступным языком, но при этом впечатляют содержащимися в них идеями.

Онтология и эпистемология:

  • Карл Ясперс, «Введение в философию»;
  • Рене Декарт, «Рассуждение о методе»;
  • Иммануил Кант, «Критика чистого разума» (для начала стоит прочитать фрагмент, который называется «Антиномии чистого разума» и вернуться к этой великой книге, когда вы уже приобретете некоторый опыт чтения философских текстов).

Этика:

  • Фридрих Ницше, «По ту сторону добра и зла»;
  • Марк Аврелий, «К себе самому»;
  • Сенека, «Нравственные письма к Луцилию».

Социальная философия и философия искусства:

  • Эрих Фромм, «Бегство от свободы»;
  • Вальтер Беньямин, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»;
  • Макс Вебер, «Протестантская этика и дух капитализма».

О философии:

  • Диана Гаспарян, «Введение в неклассическую философию»;
  • Томас Нагель, «Что все это значит?».

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно  разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог,  то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал  приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом). Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином

Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

Понятие культуры в философии

Просмотров: 40477

Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «Культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности». Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменилась на оппозицию «цивилизация — культура» (О. Шпенглер).

Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое, духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.

С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма

Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура — специфический способ человеческой жизнедеятельности

Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.

Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

12.12.2009 23:08

словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту.

В заключительном разделе Введения к «Критике чистого разума» Кант называет «трансцендентальным» «всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori». При этом Кант придавал этим терминам чисто гносеологическое звучание: в философии Канта трансцендентальное — это все то, что относится к априорным (т.е. вне или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. (Отсюда и названия разделов «Критики чистого разума» — «трансцендентальная эстетика» как исследование априорных форм чувственности; «трансцендентальная аналитика» как изложение чистых рассудочных знаний и принципов, без которых нельзя мыслить предмет, и т.д.) Позднее Гегель упрекнет Канта в использовании последним этого «варварского школьного термина», но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее (перешагивающее) за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и конструирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта; 2) противопоставить трансцендентальное (как имманентное) трансцендентному — такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры. Трансцендентное — это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п. В ходе последующего философского развития термин «трансцендентальное» получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве (особенно в Марбургской школе), обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания; в феноменологии Гуссерля трансцендентальное становится противоположным всему эмпирическому (так, целью феноменологической редукции является выход на уровень «трансцендентального сознания» — т.е. сознания, очищенного от всех элементов опыта). Соответственно, «трансцендентальный субъект» в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин «трансцендентное» также фигурирует в целом ряде послекантовских теоретико-познавательных концепций (особенно в Баденской школе неокантианства), обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет — либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом. В философии постмодернизма оппозиция трансцендентного и трансцендентального снимается посредством введения понятия «трансгрессия». (См. Трансгрессия.)Т.Г. Румянцева

Новые статьи:

  • ТРЕНДЕЛЕНБУРГ
  • ТРЕМА
  • ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА
  • ТРЕВОЖНОСТЬ ТЕСТОВАЯ
  • ТРЕВОЖНОСТЬ
  • ТРЕВОЖНОСТЬ
  • ТРЕВОЖНОГО РЯДА ЯВЛЕНИЯ
  • ТРЕВОЖНОГО РЯДА ЯВЛЕНИЯ
  • ТРЕВОГА
  • ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Старые статьи:

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА
  • ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ
  • ТРАНСФЕР
  • ТРАНСГРЕССИЯ
  • ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Следующая страница >>

Я знаю, что я ничего не знаю

Ранее я приводил пример философских вопросов, которые задают дети. Как правило, на них нельзя дать верный и окончательный ответ. Конец космоса немыслим, поскольку, долетев до него и выглянув за его край, мы обязательно что-то увидим и это что-то будет продолжением космоса. При этом бесконечное пространство также недоступно для понимания и визуализации. Возникает парадокс: с точки зрения человека космос не может быть ни конечным, ни бесконечным.

Фото: Lucas Marconnet / Unsplash

В этом отличие философских вопросов от научных: в науке принято искать окончательные ответы, объясняющие тот или иной процесс, в философии же с трудом можно найти хотя бы несколько «решенных» проблем.

С греческого языка слово «философия» переводится как любовь к мудрости

Обратите внимание, философа интересует не обладание мудростью или знанием, а стремление к ним. К тем же, кто называет себя мудрецами, у философов весьма скептическое отношение: неслучайно «Я знаю, что я ничего не знаю» и «Многознание уму не научает» — известные афоризмы древнегреческой философии

Кстати, размышляя выше о видах объектов и методах их познания, мы с вами уже немного философствовали. Как-никак «Что такое философия?» — один из главных философских вопросов.

Для чего нужно изучать философию

Для многих людей философы считаются занудами, с которыми неинтересно общаться, мол это всё непрактично. Но так ли это на самом деле?

Скажу Вам честно, что если понимать мир, в котором мы живем, то будет намного проще преодолевать жизненные трудности. Чем больше Вы знаете о понятии бытия, тем качественнее Ваша жизнь.

Если познать баланс между мудростью и созиданием, то можно сотворить множество прекрасных дел на этом свете. Люди, посвященные в философию смогут убедить любого собеседника в дискуссии.

Философия поможет Вам правильно понимать этот мир, жить в гармонии с собой, быть всегда на позитиве и правильно ставить свои цели

Не обязательно знать много информации, важно брать самое главное и внедрять это в свою жизнь

Многие считают эту науку скучно и совсем ненужной, но стоит только попробовать изучить её основы и позитивные изменения в Вашей жизни не заставят Вам долго ждать.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека

Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта

В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?

Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.

Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления.  Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).

По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.

«Философия» от СПбГУ

  • Продолжительность курса: 10 недель
  • Формат обучения: видеоуроки + текстовые материалы + тесты

Описание курса

Задача образовательной программы заключается в демонстрации разнообразия проблем, охватываемых философией, оценке их актуальности и поиске наиболее подходящих способов их решения

Отдельное внимание в курсе уделяется наиболее ярким философским текстам

  • 30 бесплатных курсов по IT-профессиям от Skillbox
  • Свыше 100 бесплатных курсов, вебинаров и гайдов от Нетологии
  • Онлайн-мероприятия от GeekBrains
  • Обучение разработке игр от XYZ School
  • Курс английского для начинающих от Skyeng
  • Онлайн-семинары и тесты от Skillfactory
  • Всё о дизайне от Bang Bang Education
  • Найдите своё творческое признание с Contented
  • Начните получать MBA бесплатно в City Business School
  • Попробуйте лучшую школу программирования по версии пользователей Хабра бесплатно
  • Искать, анализировать и синтезировать информацию
  • Определять круг задач в рамках поставленной цели
  • Эффективно взаимодействовать в команде
  • Осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме
  • Воспринимать межкультурное разнообразие общества
  • Управлять своим временем
  • Внушительный преподавательский состав
  • Программа охватывает большое количество аспектов философии

Об авторах курса

Преподаватели СПбГУ

  • Ларионов Игорь Юрьевич
  • Кузнецов Никита Всеволодович
  • Львов Александр Александрович
  • Соколов Алексей Михайлович
  • Ноговицын Никита Олегович
  • Шапошникова Юлия Владимировна

Определение

Философия – это вид познания мира, на основе отношения человека к окружающему. Коротко говоря, это познание всеобщего через душу человека.

Я думаю, что каждый из нас в душе немного философ

И это очень важно осознавать в своей жизни. В этой статье мы разберемся, для чего вообще нужна философия, зачем её изучать, что конкретно нужно знать

Многие считают данную науку слишком сложной и заумной, на самом деле философия – это любовь к мудрости, которая приходит с годами. Но если развивать в себе правильные навыки, получать нужные знания, то можно стать мудрым человеком уже в молодости.

Вам может быть интересна статья – Осознанная карьера. Как найти дело по душе. Обучение

Из чего состоит философия?

Непосвященных людей отталкивает сложная структура философии и непонятные термины на древних мертвых языках. Я постараюсь познакомить вас с основными разделами философии, чтобы вам было легче продолжить ее изучение.

Онтология/метафизика — дисциплина философии, в которой рассматриваются вопросы существования и подлинной природы вещей. Два этих слова в большинстве случаев взаимозаменяемые и обозначают одинаковый круг вопросов, проблем и текстов. Оба слова — древнегреческие, онтология обозначает «знание о бытии», а метафизика означает то, что обуславливает или лежит за пределами физики. Речь идет о первопринципах или правилах, по которым существует все в мире, в том числе и физические законы.

Примеры онтологических/метафизических проблем: почему существует нечто, а не, наоборот, ничто? Какие признаки вещей являются необходимыми, а какие — случайными (подумайте, например, о таком признаке, как количество — удивительным образом вы не можете представить ни один объект без какого-либо количества)? Как возник наш мир/бытие?

Эпистемология/гносеология — дисциплина философии, в которой рассматриваются вопросы познания. Эти два термина также в большинстве случаев взаимозаменяемы как полные синонимы. Кстати, в древнегреческой философии слово «эпистеме» (от греч. Επιστήμη — «знание») противопоставлялось слову «докса» (δόξα — «мнение»), которое, я полагаю, вам известно вне философского контекста. Примеры эпистемологических/гносеологических проблем: что такое истина? Может ли человек в принципе познать истину? Какие методы познания приводят к достоверному знанию?

Несложно заметить, что онтология и эпистемология тесно связаны между собой. Когда человек смотрит на кружку чая, есть реальная кружка и есть восприятие этой кружки в сознании человека. Онтология будет интересоваться сущностными характеристиками кружки, а эпистемология — особенностями ее восприятия.

Фото: Freepik

Этика — раздел философии, в котором рассматриваются поступки человека. Примеры этических проблем: что такое добро? Какой поступок можно назвать моральным? Стоит ли мировая гармония слезинки одного ребенка? Скорее всего, вам известны некоторые моральные дилеммы, например проблема вагонетки. Также вы наверняка слышали про стоицизм — это философское течение относится как раз к этике.

Социальная и политическая философия — направление, рассматривающее проблемы существования человека в обществе и государстве

Например, какой способ правления является наилучшим? Достижима ли справедливость в обществе? Что такое общественное благо? Политическая философия — очень важное направление мысли в XIX и XX веках. Вы точно слышали о Карле Марксе или Мишеле Фуко, они известны в первую очередь как политические философы

Также существует философия науки/культуры/искусства (нужное вписать). Ранее мы с вами уже говорили о философии, как метаязыке, то есть языке, на котором высказываются правила, по которым существуют наука, искусство и другие сферы человеческой деятельности. Например, в рамках философии науки рассматриваются вопросы о том, что такое научное доказательство, в чем отличие науки от паранауки и каким образом научные концепции сменяют друг друга с течением времени.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет  абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете

Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: