Китч: не-искусство не-элиты. Этимология и история понятия
Конрадова
Наталья Александронна — аспирантка Российского института культурологии (РИК).
Отечественная
наука о культуре стала уделять систематическое внимание массовой культуре
сравнительно недавно. Если на Западе подобной тематике посвящались тома научной
и публицистической литературы, то у нас терминология еще не устоялась и
исследователи часто пользуются понятиями, заимствованными из обыденного языка
или из смежных дисциплин
Таким
термином является, в частности, «китч». Наполненное отрицательным
пафосом, оно пришло в научный оборот из публицистики. Причем если в
публицистике китч с момента появления (с 1970-х годов) стал означать
одновременно художественное направление (например, в «буржуазной»
литературе) и предмет домашнего обихода, то в такой традиционно оценочной
науке, как искусствоведение, он стал тождествен художественному суррогату,
искусству низкого качества и не рассматривался как самоценное явление.
Суждения
авторов-искусствоведов крайне оценочны («плохой вкус»,
«дешевка», «фальшь», «слащавость» и т.д.), хотя
следует отметить интересную детализацию форм и методов китча (доступность,
реалистичность, пародийность и т.д.). Разумеется, эта точка зрения имеет под
собой основание, если рассматривать китч как искусство: роскошь и помпезность,
к которым он часто тяготеет, выглядят сомнительно.
Однако
то, что мы называем китчем, не является искусством и выполняет особые, отличные
от художественных функции. Не эстетические ценности произведения, но
адекватность его требованиям массового потребителя делает китч привлекательным
и выгодным с коммерческой точки зрения, а существует он в рыночном пространстве
и, как всякий продукт, функционирует в системе «спрос-предложение».
В
настоящее время в социокультурных исследованиях авторы все чаще обращаются к
китчу, не давая ему определения. Поэтому одной из актуальных задач исследования
массовой культуры становится выявление того, что же такое китч и какую роль он
играет в культуре.
В
современном языке «китч» становится более общим термином, вбирая в
себя все новые смысловые оттенки
Выясняется, что китч — это особая область
массовой культуры, которая имеет определенные социально-семантические функции,
отчасти совпадающие с функциями искусства в «высокой» культуре, если
принять во внимание теорию о структурно-функциональном подобии элитарной и
массовой культур . При упоминании «высокой», «элитарной»
и «низовой», «массовой» культур сразу обозначим свою
позицию: автор не считает, что традиционная оценочная вертикаль при разделении
культуры перспективна для современной культурологии
Хотя мы считаем китч
областью массовой культуры, последняя постоянно изменяется, все более сливаясь
с элитарной, черпая из нее образцы и формы и питая ее саму. Если делить
культуру на массовую и элитарную по потребительской шкале, то окажется, что
спектр потребителей от самых «низких» до самых «высоких»
жанров непрерывен. Более того, поскольку китч обладает не только эстетической,
но и компенсаторной функцией и ее можно описать во фрейдистских терминах
сублимации и замены, среди элитарных «потребителей культуры» многие
становятся одновременно потребителями массовой культуры. В такой ситуации
ориентиром для отнесения явления к массовой культуре должна стать не его
эстетическая оценка, а рыночная позиция и коммерческая стоимость: иными
словами, «кассовость».
Остается
вопрос о формальном отличии китча от искусства, в частности его жанровая
характеристика. Проблема принадлежности какого-либо жанра к
«высокому» или «низкому» так и не была решена классической
(ни даже модернистской) культурой, а постмодернизмом вообще сведена на нет . В
современной массовой культуре уже давно не бывает произведений «чистого
жанра»: все они содержат несколько жанровых структур. Так, например,
мелодрама всегда приправлена комедийной или детективной компонентой, вестерн
растворен в боевике или гангстерском жанре и т.д. Поэтому определение китча
должно исходить, вероятно, не из морфологических особенностей произведения, а
из его функций.