Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.
Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient)
В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.
Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.
Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.
Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.
Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом
Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе
Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно
Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.
Знакомство с гитарой
Для самостоятельного изучения приемов игры желательно приобрести личный инструмент, тогда упражняться можно будет в любую удобную минуту.
Несмотря на различные виды — классическая, русская семиструнная, электрическая, фолк или трэвел — конструкция состоит из частей:
- Корпус. Пустотелый «сосуд» с отверстием из дерева создает резонанс, усиливающий звуковое колебание струны и обогащающий его индивидуальным тембром. Чем больше размеры корпуса, тем более глубокое звучание инструмента.
- Гриф. Длинная плоская или слегка выпуклая «шейка» с металлическими накладками — порожками, разделяющими ее на лады. Как правило, гриф изготовлен из дерева, но встречаются алюминиевые и алюминиево-магниевые варианты.
- Головка. Содержит колковый механизм для натягивания струн. При вращении стержней — колков — изменяется высота извлеченного звука.
Струны изготавливают из металлической проволоки с оплеткой, капрона или нейлона. Они крепятся к подставке на корпусе посредством «барашков».
Рабочая зона грифа разделена на лады и называется мензурой. Чем она длиннее, тем больше диапазон инструмента.
Гриф у «классики» достаточно широкий и удобный, чтобы научиться зажимать струну на нужном ладу. Поверхность его плоская, что облегчает неопытному музыканту взятие баррэ.
Техники игры на гитаре
Существуют разные техники игры на гитаре, и каждая из них требует определенных навыков и мастерства. Самые популярные — рок, блюз и соло.
Рок
По звучанию рок-музыка сильно отличается от стандартных акустических композиций, которые разучивают новички. В частности, в игре используются квинт-аккорды (пауэр), в которых есть только 1 и 5 ступень (она же квинта). Это позволяет гитаристу выстраивать нужные гармонии и подбирать оригинальные мелодии.
Блюз
Блюз подразумевает импровизацию на ходу, и потому требует определенного мастерства и владения инструментом на должном уровне. Для этого чаще всего используется электрогитара, т. к. сыграть блюз на акустической достаточно сложно (особенно для новичка). Музыка в таком стиле звучит меланхолично, поэтому в большинстве своем исполнители используют минорные аккорды.
Соло
Гитарное соло — это композиция внутри самой композиции, кульминация песни, усиливающая идею песни/концерта. В чём-то это напоминает импровизацию, но мелодия в данном случае ориентирована на основу/главную тему произведения.
В современной поп-музыке крайне редко можно услышать соло. Этот прием в большей степени относится к таким жанрам, как рок, метал, джаз или блюз.
Свободная импровизация
Именно импровизация способствует созданию новых творений в музыке. Чтобы импровизировать в свободном стиле, достаточно выучить несколько простых гамм и на их основе пытаться выстроить какую-то мелодию.
Единственное условие — извлекаемые звуки должны хорошо сочетаться между собой. Пример удачного построения: до — ми — соль (в т. ч. при совместном звучании). В идеале ноты должны отличаться на одну ступень друг от друга. Это поможет избежать диссонанса и режущих слух звуков.
Виды переборов
Перебор — самый простой способ игры на гитаре. Он подразумевает поочередное защипывание струн и извлечение отдельных звуков. Это расширяет простор для аранжировок и мелодических ходов, т. к. не нужно запоминать построение аккордов.
Популярные виды переборов — четверка, шестерка, восьмерка и вальсовые вариации.
Четверка
Этот способ игры задействует 4 струны — 3 верхние (ми, си, соль) и басовую. Вот несколько простых схем:
- Б321 — исполнитель сначала дергает басовую струну (ми или ля), а затем поочередно третью, вторую и первую (соль, си, ми). Далее опять следует бас и всё повторяется по кругу.
- Б312 — прежде всего звучит бас, потом 3, 1 и 2 струны.
- Б323 — бас, 3, 2 и снова 3 струна.
- Б123 — сначала проигрывается бас и далее поочередно 1, 2 и 3 струны.
- Обратная четверка — исполнитель одновременно дергает басовую, 1 и 2 струны. Затем следует 3 стр. (одна) и снова 1 и 2 (вместе), только уже без баса. И завершает схему 3 стр.
Последний способ сложнее предыдущих и требует практики, но звучит он намного интереснее и ярче. Поэтому его точно стоит освоить.
Шестерка
Шестерка — классический способ перебора, используемый в аккомпанементе русских и зарубежных песен. Вот несколько схем:
- Б32123 — вначале звучит бас, затем поочередно 3, 2, 1, снова 2 и 3 стр. Этот способ подойдет новичкам, не имеющим практики.
- Б321321 — бас проигрывается вместе с 3 струной, далее последовательно звучат 1 и 2. Не делая остановки, исполнитель сразу защипывает 3, 2 и 1 стр. (поочередно).
- Б12Б12 — музыкант защипывает бас (обычно это 6 или 5 стр.) и последовательно 1 и 2 струну. Далее снова бас, 1 и 2 с.
Восьмерка
Предполагает длинные последовательности нот, поэтому требует от исполнителя практики и определенных навыков. Но этот способ музицирования крайне полезен для развития координации движений. Популярные схемы:
- Б3231323 — в первую очередь проигрывается бас и далее поочередно звучит 3, 2, 3, 1, 3, 2 и 3 струны (без пауз).
- Б3212323 — бас, а затем последовательно 3, 2, 1, 2, 3, 2 и 3 стр. Этот способ более прост и удобен для новичка, поэтому подойдет для первых занятий.
- Б3231232 — исполнитель поочередно дергает бас, потом 3, 2, 3, 1, 2, 3, и 2 стр.
Вальсовые переборы
Проигрываются в ритме вальса (ведется отсчет «раз-два-три»). В первую очередь звучит бас, а затем уже остальные ноты. Популярная композиция, которую можно сыграть таким способом — «Прогулки на воде» от группы Наутилус Помпилиус. Известные схемы:
- Б(21)(21) — бас, потом 2 и 1 струны, и повтор — 1, 2. Главное — помнить о ритме вальса.
- Б(321)(321) — отдельно звучит бас, далее нужно дернуть 3 верхних стр. одновременно — третью, вторую и первую. Последнее действие повторить.
- Б3(21) — бас проигрывается одновременно с открытой третьей струной (соль), затем поочередно 2 и 1 с.
Как только переборы будут более-менее освоены, можно переходить к бою.
Если Вы считаете, что заниматься на музыкальном инструменте просто, то Вы очень ошибаетесь.
Без труда не дается ничего
Обращаю Ваше внимание на тот факт, что никто не сможет научить Вас играть. Сделать это можете только Вы сами
По большому счету, задача преподавателя — придать необходимый толчок для дальнейшего самостоятельного развития, направить Вас, подсказать и исправить ошибки.А все остальное время, это как вы понимаете долгий и упорный труд.
Самоанализ:
Важнейший навык, который необходимо приобрести — умение учить себя самоого, точнее самоанализ
Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану.Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа своих записей), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия — очень важное (быть может, самое важное) качество музыканта. Необходимо слушать свои записи, сравнивать их с записями ведущих гитаристов, а так же уметь создать такой же звук «накрутить» у себя на педалях или в процессоре.Ведь на сегодняшний день гитарист должен не только хорошо уметь шевелить своими быстрыми пальчиками, но и должен так же красиво настраивать свой фирменнй звук.Кроме того, нужно понимать, что сама по себе игра на инструменте (с технической точки зрения) — это, возможно, самое важное, что должен уметь гитарист, но далеко не единственное
Это всего лишь одна дисциплина (область знаний), а ведь существует и много других — сольфеджио с теорией, гармония, композиция и т.д. Поэтому тем, кто хочет профессионально заниматься гитарой и музыкой, необходимо изучить и все остальные области знаний, которые потребуются
Повторение — мать учения:
Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) — необходимое условие для развития технического мастерства.Всё, что вы изучали вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) проиграйте сегодня. Именно многолетнее переигрывание одних пассажей приводит к исполнительскому блеску.Все вышеизложенные принципы (быть может только другими словами) формулируют практически все гитаристы-виртуозы. Пренебрегать данными правлами — значит пренебрегать опытом многих поколений гитаристов и педагогов. Рано или поздно музыкант, серьезно занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако будет упущено время. Причем соблюдение этих правил и принципов необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле — учёбе, овладении навыками какой-либо профессии.
Музыкальный слух:
У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть не словесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.Отсутствие музыкального слуха — такая же редкость, как, например, врожденная слепота. У большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и играть на инструменте.Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь — значит «медведь на ухо наступил», «нет музыкального слуха». Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Если у Вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!
Практика
Мало просто зажимать струны на грифе, нужно еще извлекать звуки второй рукой
Неважно, играете вы медиатором или пальцами, есть два способа извлечения нот — бой и перебор
Бой
Гитарный бой представляет из себя ритмичную последовательность ударов по струнам. Их существует огромное количество, но существуют и «базовые», которые являются наиболее простыми и их знает каждый гитарист.
Основные гитарные бои
Стрелка вверх — удар «вниз» — от 6 к 1 струне
Стрелка вниз — «поддергивание» — от 1 к 6 струне
Крест — приглушение ладонью
Маленькие латинские буквы — это аппликатура пальцев руки, которой вы извлекаете звук, пришедшая из нотной грамоты.
p — большой палец
i — указательный палец
m — средний палец
a — безымянный палец
Перебор
Переборы зачастую используют во время исполнения лиричных песен. Выполняются легким перебиранием струн правой руки. Они считаются более сложными, чем бои, но на самом деле под силу любому, даже начинающему музыканту.
В отличие от боя, во время перебора задействованы все пальцы правой руки. Большой палец играет ноты на басовых струнах (6,5 и 4), а указательный, средний и безымянный (каждый на своей струне) по очереди перебирают остальные, служа аккомпанементом.
Перебор «Четвёрка»Перебор «Шестёрка»Перебор «Восьмёрка»
Чтобы научиться играть на гитаре нужно много и часто практиковаться. Каждый день выделяйте по часу своему увлечению. Находите новые песни, разбирайте и учите их. Необходимо расширять свой репертуар, делать его сложнее, иначе ваш прогресс останется на одном месте. Конечно, не нужно забывать и про выученные вами ранее песни.
Когда вы посчитаете, что одних аккордов и костровых песен вам мало, попробуйте овладеть нотной грамотой. Это откроет вам новые ступени к развитию вашего таланта. На самом деле, научиться играть на гитаре по нотам не так уж и сложно, но нужно приложить терпение, чтобы все получилось.
Примерный список песен для начинающих
«Кузнечик»
Кино — «Звезда по имени Солнце»
Кино — «Пачка сигарет»
«Ты да я, да мы с тобой»
«Алые паруса»
Агата Кристи — «Как на войне»
ДДТ — «Просвистела»
Сектор Газа — «Демобилизация»
«Изгиб гитары жёлтой»
Сложно ли играть на электрогитаре
Кому-то может показаться, что освоение электрогитары – это непосильная задача, требующая годов практики. К счастью, это не так. Несмотря на то, что принципе игры отличается от акустической гитары, научиться играть на электрогитаре может каждый. Для этого достаточно лишь иметь желание, целеустремленность, усидчивость и терпение. Существует множество курсов, методик и упражнение, облегчающих обучение даже тем, кто впервые возьмёт гитару в руки. Если уже начинающего уже имеются навыки игры на шестиструнной гитаре, то освоению электрической пойдёт ещё быстрее.
Не нужно думать, что для этого требуется какой-то особый талант или же что начинать обучение во взрослом возрасте уже поздно. Можно не сомневаться в том, что самостоятельные занятия будут достаточными и при этом не отнимут много сил. Талант лишь десятая часть успеха.
Регулярная практика и настрой добиться успеха намного важнее. За довольно короткое время вполне реально освоить основы техники, запомнить простые аккорды и методики исполнения.
Предостережения для начинающих
Новые струны могут повлиять на изгиб грифа
Играя с новыми струнами, обратите внимание, не появился ли лязгающий или дребезжащий звук во время игры. Также возможна ситуация, когда струны стали располагаться выше и играть стало сложнее
В такой ситуации стоит обратится к мастеру и настроить изгиб грифа.
Учиться играть на гитаре можно только, ухаживая и заботясь об инструменте. Чтобы сохранить жизнь струнам, корпусу и грифу, обязательно очищайте составляющие гитары. Хранить и транспортировать инструмент нужно в чехле
Не допускайте ударов или падения гитары.
Струны нужно натягивать очень осторожно, одно неловкое движение и поломки не избежать. При выборе струн в магазине убедитесь, что на них нет дефектов (например перегибов)
Научиться играть на гитаре можно только с качественными струнами. Перед установкой струн проверьте состояние колков. Если они расшатаны, необходимо найти отвертку по размеру и затянуть шурупы.
Для новичков лучше подойдут струны из нейлона. Они мягче, чем металлические и не будут вызывать таких болевых ощущений во время игры. Со временем струны можно заменить на металлические.
Не пытайтесь играть на инструменте плохого качества, это навсегда отобьет желание заниматься музыкой.
Стандартный урок в музыкальных школах длиться 40 минут. Именно это время позволяет получить и усвоить максимум полезной информации, провести качественную репетицию и избежать переутомления.
Можно научиться играть на гитаре в любом возрасте.
В начале обучения лучше петь и играть ноты, чтобы запомнить их звучание и расположение.
По завершению обучения в школе, необходимо регулярно повторять старые композиции и разучивать новые.
Не храните музыкальные инструменты в помещениях с высокой влажностью. Корпус инструмента изготовлен из дерева, а оно имеет свойство рассыхаться и портить игру звук при игре на гитаре.
Многие опасения новичков связаны, с тем фактором, что обучение игре на акустической гитаре — это долго и сложно. После разбора практической и теоретической части курсов можно понять, что научиться играть на гитаре с нуля по силам каждому человеку. С самостоятельной подготовкой и посещением музыкальной школы каждый юный музыкант научится исполнять любые произведения на свой вкус.
Общие принципы игры
Перед тем как учиться играть на гитаре, следует составить программу. Рекомендации по этапам тренировок предоставляют самоучители. Можно обратиться к профессионалу, владеющему инструментом.
Первый принцип, который необходимо соблюдать, — от простого к сложному
На начальном этапе важно довести до автоматизма постановку рук, отработать извлечение звука. Для этого перед занятием разыгрывают гаммы, которые полезны не только новичкам, но и профессионалам
Они помогают ощутить гитару, прочувствовать жесткость струн, избавиться от зажатости руки.
Но ограничиваться одними гаммами не стоит. Популярная мелодия, даже неумело сыгранная, вдохновит начинающего, придаст уверенности в собственных силах.
https://youtube.com/watch?v=pe9N_NIZFXA
Второй принцип игры не только на гитаре, но и любом другом инструменте — развитие музыкального слуха и изучение нотной грамоты. Чтобы воспроизвести аккорд, нужно его слышать. А если еще знать правила построения гармоний, это сделать намного проще.
Третий принцип — тренировка и еще раз тренировка. Без нее даже великий талант будет зарыт в землю. Маленькие шаги помогут достичь большой цели. Занимайтесь!
Для того чтобы вам развить ваш слух, начните просто петь
Пойте те партии гитары, которые вы уже играли, пускай, для начала это будут какие-нибудь детские песни, а потом уже и сложные пассажи. Смысл в том, чтобы вам научиться их точно интонировать. Я, в своё время пел этюды, которые мне задовал мой преподаватель. На то время мне было очень тяжело, так как не было практики. Но чем больше я это делал, тем скорее появлялся результат. Следует так же пропевать интервалы и играть мелодию «без ошибок» то есть играя на инструменте вы заранее понимаете что это за интервал и как он будет располагаться на грифе, и с большой уверенностью ставите в то место палец, получаете результат , который был у вас в голове. Увидите, что это не так уж и сложно.Никогда не сдавайтесь и идите к своей заветной цели, чего бы Вам это не стоило!
Как играть перебором
Перебор — поочередный щипок баса и трех верхних струн подушечками пальцев. Последовательность может быть разная:
- бас — 3 — 2 — 1;
- бас — 3 — 2 — 1 — 2 — 3;
- бас — 3 — 2 — 3 — 1 — 3 — 2 — 1.
Звучит это красиво и нежно, но требует автоматизма. Поэтому цель упражнений — закрепить навык, чтобы не отвлекаться при игре на воспроизведение в памяти цепочки перебора.
Для первых занятий выбирают наиболее простую композицию, постепенно переходя на сложные многокомпонентные проигрыши. Очень эффектно звучат сочетания перебора и боя, но для этого нужно отработать обе техники.
Обучение игре на гитаре за 14 дней — реально или нет?
За 2 недели можно научиться играть на гитаре только поверхностно, ведь за это время, если начинать обучение с нуля, то даже пальцы не успеют как следует привыкнуть к зажатию струн. И мышечная память мелкой моторики не успеет сформироваться для быстрого взятия трудных аккордов. Однако за 14 дней можно хорошо подучить теорию, и уже подходить к практическим занятиям гитарой с теоретическим понимание того что именно нужно делать чтобы научиться играть на гитаре самостоятельно.
Есть список проблемных мест в программе обучения игры на классической-акустической гитаре. Эти места у учеников вызывают наибольшие затруднения. Вот чтобы научиться игре на гитаре, необходимо в первую очередь устранить все проблемные места, те моменты, что вызывают затруднения, которые сложно играть и порой не хочется
Обратите внимание там, где не получается, и играйте именно это, баррэ это или просто зажать струну другим пальцем
Проблемные моменты при обучении игре на гитаре:
Игра аккордов с баррэ
С самого начала обучения мы рекомендуем ученикам начинать учиться брать аккорды с баррэ, это очень важно, так как процесс обучения требует времени, и, получается, чем раньше начать, тем быстрее научишься.
Зажатие аккордов 4-мя пальцами. Есть аккорды, такие как E7, H7 и другие, которые образуются путём задействования в прижатии всех 4 пальцев левой руки
Чаще всего мизинец левой руки у гитаристов отстает в развитии, а это неправильно, нужно все пальцы тренировать одновременно, параллельно друг с другом.
Гитаристы берут аккорды не теми пальцами, что надо. Кажется, что не имеет значения каким именно пальцем взять аккорд, например, G: мизинцем или безымянным, но это не так. Каждый аккорд нужно брать теми пальцами, которыми предусмотрено для комфортной игры. У нас на сайте при изучении аккордов на гитаре показано какими пальцами где какой аккорд зажимать.
Делается акцент на знания количества аккордов, а не на качество игры и звукоизвлечение. Правда в том, что ритм гораздо важнее на начальном этапе. Можно играть и на одном аккорде всего лишь, если развивать композицию ритмически, по законам развития ритма. Ещё одна правда в том, что двух аккордов дли ритма – это уже очень много на самом деле, множество ритмических рисунков возникает, при мелодическом неразнообразии. То есть на начальном этапе стараемся «выкручивать» ритмику на максимум, а мелодию на минимум.
Гитарист избегает импровизации. Важно уметь импровизировать на гитаре, без того навыка никак, ведь он сопряжен с творчеством. А творческая чувственная составляющая очень важна в обучении музыке, не только игре на гитаре, но и других инструментов.
Проблемных моментов может быть достаточно много, они индивидуальны, как и гитариста, и их руки, восприятие мелодий и чувств, слух у людей отличается. Но есть нечто общее в обучении гитары, как общий знаменатель, и его нужно выучить, чтобы научиться.
Замедляй темп композиций
Медленный темп – основа качественной практики. Обычной аудиоредактор искажает замедленный звук, поэтому обзаведись программой Amazing Slow Downer или Transcribe. Они замедляют, но сохраняют оригинальную тональность файла. В программах можно зациклить часть песни, что упрощает ее снятие на слух.
В начале тренировок убавляй темп композиции на 40-50%. Наращивай его постепенно, с шагом в 5%. Скорость может показаться непривычной, но только так ты сможешь выстроить качественные занятия.
Практика с замедлением полезна для развития слуха. Если убавишь темп песни впервые, то сможешь найти в ней много нового.
Как научиться играть на электрогитаре?
Электрогитара — это один из самых популярных музыкальных инструментов в мире. Многие любители и начинающие музыканты мечтают повторить знаменитые соло Джимми Хендрикса или Карлоса Сантаны.
Научиться играть на электрогитаре не намного сложнее, чем на какой-либо другой разновидности данного инструмента. Электрогитара более универсальна, чем её “сёстры” (акустическая, электро или классическая) и позволяет объединять ноты более плавно благодаря тонкому и более длинному грифу.
Ещё одно большое преимущество электрогитары перед другими разновидностями этого инструмента — возможность практиковаться в любое время дня и ночи, не разбудив соседей. Для этого достаточно просто подключить электрогитару к наушникам. И вуаля, можете играть сколько вашей душе угодно!
Чтобы начать делать первые шаги в обучении игре на электрогитаре, рекомендуем вам записаться на несколько занятий к частному преподавателю музыки или профессиональному музыканту, который виртуозно владеет данным инструментом и сможет научить вас разным техникам и игре в разных стилях.
Индивидуальные уроки — это отличная альтернатива занятиям в музыкальной школе или образовательном центре, потому что программа обучения будет выстроена индивидуально и будет отвечать вашим потребностям, пожеланиям и поставленным целям.
Можно ли научиться играть на гитаре самостоятельно? Как правильно настроить электрогитару? Нужно ли начать обучение с классической гитары и только потом перейти на электрогитару?
На эти и другие вопросы ответим в нашей статье “Как научиться играть на электрогитаре”?