Органная табулатура
Органная табулатура — исторически наиболее ранний вид табулатуры (известна с конца XIV века).
Старонемецкая табулатура
Одним из первых источников табулатуры в Германии признана Буксхаймерская органная книга (Buxheimer Orgelbuch), которая датируется примерно 1460 годом.
Новонемецкая табулатура
Пример новонемецкой органной табулатуры (начало духовного концерта «Wachet auf, ruft uns die Stimme» Ф.Тундера). Альтерация fis в третьем голосе (созвучия d/fis/a/d’) показана широким росчерком справа, сверху вниз от буквы f.
Новонемецкая табулатура (известная также под названием северонемецкой) значительно отличается от прочих табулатур. Её следует понимать не столько как очередную разновидность инструментальной нотации, сколько как универсальный способ нотации (графического представления) музыки вообще. Она развилась во второй половине XVI века из старой немецкой табулатуры, которая представляла собой сочетание линейной (для верхних голосов многоголосия) и буквенной (для нижних голосов) нотации. В XVII веке новая немецкая табулатура использовалась как способ партитурной записи для всевозможных видов музыки (вокальной и инструментальной). Например, большинство вокальных сочинений Дитриха Букстехуде сохранилось именно в такой форме табулатуры.
Новонемецкая табулатура записывается буквами и особыми знаками. Каждый голос многоголосной записи состоит из трёх элементов — длительности ноты, указания её октавы (в тесситуре), названия ноты. Альтерации передавались с помощью графических вариантов базовой «буквоноты». Ноты отдельных голосов скоординированы по вертикали на манер обычной нотной партитуры. При такой компактной записи в указании ключа и ключевых знаков альтерации не было необходимости.
См. также
Клавишная табулатура
Пример табулатуры для виуэлы из книги Мигеля де Фуэнльяна «Orphenica Lyra» (1554 г.). Красными цифрами отмечена вокальная партия
Лютневая и гитарная табулатура
Приблизительно с 1500 года и до конца XVIII века музыка для лютни и инструментов лютневого семейства (теорба, цистра, виуэла, гитара) нотировалась в виде табулатуры. Различают два вида лютневой табулатуры — линейную романскую (с разновидностями итальянской, французской, испанской, неаполитанской; число линеек соответствует числу струн) и безлинейную (немецкую).
В XVII в. специально для гитары была введена система табулатурных обозначений ходовых аккордов. В Испании для этого использовали арабские цифры и особые символы (так называемый Abecedario), в Италии — прописные латинские буквы и специальные символы (так называемый Alfabeto). Эти прописные буквы, однако, никоим образом не означают тональностей.
Во всех разновидностях лютневых и гитарных табулатур ритм нотировался над «нотоносцем» обычными нотами (с головками или без них, одними штилями) — графемами мензуральной или тактовой нотации, синхронизированными с соответствующими табулатурными символами (буквами / цифрами) по вертикали.
«Ты неси меня река» перебор на гитаре
Для разнообразия игры мы предлагаем разучить три варианта боя. Гитарист может выбрать наиболее подходящий для него или использовать каждый из них.
1 вариант для куплета «Аккорд+перебор»
Сначала необходимо провести пальцем сверху вниз по аккорду. Затем играем перебор по схеме «3-2-3-1-3-2-3». Далее идёт смена аккорда и вновь перебор
Обратите внимание, что после Am идёт небольшой мелодический отрывок, который совпадает с песенной мелодией (как раз на словах «Ты неси меня ре…» Играется пятая струна (0-2-3), четвёртая (0-2) и третья (0). При этом Am можно как держать зажатым (тогда мелодия играется средним и указательным пальцами), а можно отпустить (это более лёгкий вариант)
2 вариант для припева «Аккорд с басом + щипок»
Во время игры Ты неси меня река разбор на гитаре можно встретиться с приёмами, которые вы изучали в других песнях. Например, в этом варианте перебора встречается щипок — одновременно играется вторая и первая струна гитары. Сначала следует первые две струны F и одновременно извлечь его бас (6 струна 1 лад). После этого играется третья струна, затем щипок (без баса) и повторяется 3 струна. В этой схеме главное не забывать дёргать верные басы для каждого аккорда.
3 вариант «Простой-универсальный»
Здесь всё просто – бас + первые три струны аккорда щипком. «Бас – текстура» — и так четыре раза на каждый аккорд. Получается простой перебор, который интересно окрашивает ритмику куплета. Он подходит ко многим песням. Например, его можно использовать в Лепс «Рюмка водки на столе».
«Ты неси меня река» разбор боя
1 схема для куплета
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Мы предлагаем вам вариант простой шестёрки. «Ты неси меня река» на гитаре очень протяжная и душевная песня. Поэтому здесь не стоит перегружать запутанными ритмическими схемами. Чем проще вы сыграете, тем распевнее прозвучит композиция.
2 схема для припева
В припеве «Ты неси меня река» перебор отлично сочетается с боем. Для удобства исполнения лучше использовать медиатор. Сначала необходимо провести сверху вниз по двум басовым струнам, а затем сделать движения «вниз-вниз-вверх» по первым трём (или четырём) струнам. После чего аккорд меняется, и схема повторяется заново. Таким образом, сохраняется плавность исполнения и одновременно изменяется ритмический рисунок.
Современная гитарная табулатура
Классическая гитара имеет шесть струн, пронумерованных от тонкой (первой) к толстой (шестой):
1)------------------------------- 2)------------------------------- 3)------------------------------- 4)------------------------------- 5)------------------------------- 6)-------------------------------
Звук извлекается путём зажима струны на определенном ладу и её щипком над декой. На табулатурах нужный лад обозначается арабской цифрой. Цифра 0 соответствует отпущенной (не зажатой) струне, символ «x» соответствует приглушенной (не звучащей) струне. Длина ноты характеризуется количеством свободных символов между нотами (то есть, проще говоря, количеством дефисов «-»).
Табулатура вступления композиции «В траве сидел кузнечик»:
1)-5-0-5-0-5-4-4---4-0-4-0-4-5-5 2)------------------------------ 3)------------------------------ 4)------------------------------ 5)------------------------------ 6)------------------------------
Часто табулатуры также содержат различные указатели, необходимые для правильной игры. Например:
D|-12-9-------------------------- A|------12-9--------------------- F|-----------11-9-11b-9---------- C|----------------------11-9-9h11 G|------------------------------- D|-------------------------------
В этой табулатуре показано, что седьмую ноту нужно взять с приёмом «бенд», а последнюю ноту восходящим легато («hammer-on») — одиннадцатая нота извлекается обычным образом, а двенадцатая извлекается лишь зажатием соответствующего ей лада (дёргать струну уже не нужно). Кроме того, вместо номеров струн здесь обозначены ноты, соответствующие звучанию открытой струны — вместо стандартного строя ми (EBGDAE) здесь используется пониженный на один тон строй ре (DAFCGD).
Специальное ПО
В последние несколько лет широкое распространение получили табулатуры, созданные с помощью специальных программ — Reaper TabEditor plugin и аналогичного ПО). Их преимущество в том, что помимо расширенного инструментария написания табулатур (раньше музыкантам приходилось довольствоваться текстовыми редакторами при написании табулатур на компьютере), они обладают возможностью одновременного проигрыша нескольких табулатурных дорожек с помощью MIDI-синтезатора.
Юридическая сторона
Для всего мира тот факт, что табулатура не затрагивает никакие авторские права, уже стал аксиомой. Но 9-го декабря 2005 года представитель компании MPA (Music Publishers Association — Ассоциация Издателей Музыки) объявил о том, что планируется переводить систему распространения табулатур на полностью коммерческую основу. Крупные сайты с их архивами были вынуждены закрыться «до выяснения обстоятельств».