Ранние годы
Появлению «Гражданской обороны» предшествовала деятельность Егора Летова и его единомышленников в рамках проекта «Посев», в котором делались попытки скрещивать панк, гаражный рок и психоделию.
В 1984 году была создана группа с названием «Гражданская оборона». Первый её состав:
- Егор Летов — вокал, ударные;
- Константин Рябинов — бас;
- Андрей Бабенко (Босс) — гитара (в марте 1985 года группу покинул).
Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982—1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу. Первые два альбома были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985—1987 годов.
Летом 1986 года Летов совместно с Евгением Филатовым записал акустический альбом «Гражданской обороны» — «?гра в бисер перед свиньями», материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом».
В 1987 году группа выезжает на первый Новосибирский рок-фестиваль (10—13 апреля 1987 года) в составе: Летов, Олег «Пик Бэби» и Евгений «Эжен» Лищенко (дуэт «Пик Клаксон»). В тот момент оргкомитет фестиваля находился в трансе: обком комсомола запретил приезд «Звуков Му» и «АукцЫона». В программе была «дыра», и президент рок-клуба представил начальству прибывшую команду как «пай-мальчиков» из Омска для замены. Прежде, чем организаторы опомнились, группа успела отыграть 25 минут. Её выступление впечатлило публику. Многочисленные гости фестиваля разнесли легенду о ней по всей стране. Воодушевлённый Летов за май-июнь 1987 года записал пять альбомов «Гражданской обороны» («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так:
- Джа Егор — вокал;
- Лукич — ударные;
- Майор Мешков — соляг с фузом;
- Килгор Траут — бас;
- Дохлый — гитара.
Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых Летовым персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на ?льича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова.
Зимой 1988 года опять практически самостоятельно Летов записывает ещё три альбома группы («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записываются в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп, получила название ГрОб-студии, или ГрОб-records). Распространяются магнитоальбомы поклонниками самостоятельно. СМ? игнорировали группу, и сам Летов высокомерно относился к вниманию СМ? к своей группе, полагая, что телевидение и радио убивают рок-музыку. Тем не менее, песни «Гражданской обороны» в конце 1980-х стали популярны в СССР, и группа могла составить конкуренцию таким признанным в советских СМ? группам, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось сидеть в психиатрической лечебнице и скрываться от КГБ вместе с Янкой Дягилевой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале, где Летову, который выступал под вывеской «Адольф Гитлер» вместе с музыкантами из группы «Пик Клаксон» братьями Лищенко, выключили электричество через несколько минут после начала выступления.
В 1988—1989 годах началась концертная деятельность группы. Состав группы многократно менялся, помимо Летова и Рябинова в группе и с группой в разное время играли: Олег Судаков (Манагер), ?горь Жевтун (Джефф), Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева, Евгений Деев (Дабл), Аркадий Климкин, Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), ?горь Староватов, Виктор Сологуб. В 1989 году в Ленинграде, в студии группы «Аукцыон» записывается «живой» альбом «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». В 1989 году на ГрОб-студии записываются ещё четыре альбома «Гражданской обороны»: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». В 1988—1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работают в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм» (записано 15 альбомов).
1990-е годы
В 1990 году записан альбом «?нструкция по выживанию», состоящий полностью из песен Романа Неумоева — лидера тюменской группы «?нструкция по выживанию», от которых он на момент записи альбома временно отказался по своим убеждениям. Егор записал эту пластинку вдвоём с Джеффом, который стоял у истоков «?нструкции». Егор Летов также часто исполнял песни «Непрерывный суицид» и «Родина-смерть» на концертах. Впоследствии, в начале 2000-х годов, Роман Неумоев опубликовал на своём сайте главы «Мифологии» с воспоминаниями, в которых фигурировали, в том числе, Егор и Янка, после чего отношения между Неумоевым и Летовым были прекращены. Егор назвал эти воспоминания «баснями пасквильного содержания». Проблемы возникли и с изданием на CD. Буклеты к первому изданию альбома пришлось перепечатывать, так как Неумоев потребовал написать «Гражданская Оборона исполняет песни группы ?нструкция по Выживанию» на лицевой стороне обложки. В дальнейшем при переиздании этот альбом был вычеркнут из каталога группы. Однако, он ценим многими поклонниками. Считается, что Летов популяризировал этой записью группу «?нструкция по Выживанию»; многие[кто?] считали, что эти песни сочинил сам Летов. Для первого трибьюта «Гражданской обороны» Шнур и группа «Ленинград» записали кавер на песню «Красный смех», которая написана Романом Неумоевым.
В начале 1990 года продолжается концертная деятельность группы.
Состав группы в это время таков:
- Егор Летов — вокал, гитара;
- Константин Рябинов — бас;
- ?горь Жевтун — гитара;
- Аркадий Климкин — ударные.
Однако Летов к тому моменту пресытился обрушившейся на него и его группу славой и начал опасаться превращения группы в коммерческий проект, а постоянные драки и беспорядки, которыми сопровождались концерты «ГрОб», ещё больше подталкивали Летова к решению о прекращении деятельности группы. В итоге 13 апреля 1990 года состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа «Гражданская оборона» прекратила существование. Летов, который к тому моменту перестал давать концерты и интервью, создал в 1990 году психоделический проект под названием «Егор и Опизденевшие», просуществовавший до 1993 года и записавший два альбома — «Прыг-скок: детские песенки» и «Сто лет одиночества».
В конце 1993 года Егор объявил о воссоединении группы с названием «Гражданская оборона». Первая же акция, прошедшая в Москве в декабре 1993 года в ДК им. Горького, носила название «Руководство к действию» и закончилась вместо концерта крупными беспорядками и массовым уличным побоищем между поклонниками группы и ОМОНом. Организаторы, не поставив никого в известность, дали массированную рекламу, вплоть до телевизионной, и продали в 800-местный зал несколько тысяч билетов, после чего сняли кассу и скрылись с деньгами. Ближе к объявленному времени начала концерта у ДК собралась многотысячная толпа, многие приехали на концерт из других городов. Людей не пускали внутрь даже по билетам. Милиция не контролировала ситуацию, и на подмогу прибыло несколько машин с бойцами ОМОНа, которые применяли для разгона толпы слезоточивый газ и стрельбу в воздух. Разъярённая толпа сняла с рельсов трамвай. Масла в огонь подлило заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком, отвернулись от него и обвинили в предательстве. Аналогично поступят многие поклонники группы, придерживавшиеся коммунистических взглядов, после того, как Летов «завяжет» с политикой.
В 1994 году группа активно гастролировала в рамках рок-движения «Русский прорыв» совместно с другими двумя группами-участницами этого движения: «?нструкция по выживанию» (лидер Роман Неумоев) и «Родина» (лидер Олег Судаков). Также «Гражданская оборона» в это время сотрудничала с НБП и поддерживала Зюганова на президентских выборах 1996 года. В 1996 году были записаны альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» (в 2005 году пересведены, переосмыслены и переименованы соответственно в «Лунный переворот» и «Сносную тяжесть небытия»). Однако Летов в конце 1990-х постепенно начал разочаровываться в политике, а после гибели одного из фанатов группы от рук наци-скинхедов заявил, чтобы все тоталитаристы, будь-то правые или левые, не ассоциировали с деятельностью группы свою вонь.
Место рождения и настоящее имя
С чем в первую очередь связан Летов Егор? Конечно, с Омском – городом, где он родился, вырос и начал свою творческую деятельность. Уже спустя несколько десятилетий в музыкальной журналистике сформировался такой термин, как «сибирский андеграунд» — совокупность множества композиторов и исполнителей, которые играли совершенно неформатные по советским нормам вещи.
Именно в Омске это движение получило толчок к развитию. В 1964 году здесь родился Игорь Летов, имя Егор он возьмет себе позже. Как и многие его друзья, он выбрал себе псевдоним. Именно под ним и запомнился поклонникам и просто неравнодушным людям Летов Егор, настоящее имя которого осталось в детстве советского ребенка периода брежневского застоя.
Музыка
Дебютным альбомом группы считается «Поганая молодежь». Вошедшие в плей-лист композиции соответствовали названию – «Ненавижу женщин», «Мама б***», «Понос-апофеоз». Сам Летов отзывался о песнях как о негуманных по отношению к слушателям. Запись дошла до широкой публики в 1988 году, официально вышла только через 8 лет, в 2005-м переиздана на лейбле «Мистерия звука».
Аналогичным образом, путем записи на пленку и дальнейшего наложения отдельных партий, записаны «Тоталитаризм», «Некрофилия» и «Хорошо!». Песню «Печаль моя светла» со второго альбома исполнила рок-певица Янка Дягилева.
Еще одним плодом собственного труда Летова стал альбом «Так закалялась сталь». В нем музыкант отразил отношение к ограничению свободы личности, названия композиций говорят сами за себя: «Новый 37-й», «Солдатами не рождаются», «КГБ».
«Живая» запись «Песен радости и счастья» сделана в 1989 году в гостях у группы «АукцЫон», дорабатывалась в Омске, отмечал портал “Репродуктор”. Альбом «Здорово и Вечно» открывал цикл под условным названием «Русское поле экспериментов», один из наиболее значимых проектов Летова, который сам он называл пиком звуковой дерзости, бескомпромиссным и некоммерческим.
В нем впервые прозвучал хит «Моя оборона», который слушатели регулярно просили исполнить на концертах «Гражданской обороны» и во время сольников Летова. В DVD-редакции бонусом прилагался видеоклип, ставший первым документальным повествованием о группе.
Базовым материалом для альбома «Последний концерт в Таллине» стала запись выступления на эстонском фестивале «Рок за демократию». Во время концерта с участием «Чайфа», «Телевизора» Летов объявил о роспуске коллектива по причине того, что не хочет становиться частью поп-сцены, хотя популярность в среде неформалов у «Гражданской обороны» была высока.
После этого Егор записал альбом «Прыг-скок: Детские песенки», ставший, по сути, его сольным проектом. Среди прочих в альбом включена композиция «Про дурачка», с восторгом принятая поклонниками и присутствовавшая во всех концертных альбомах «Гр.Об.».
Записи «Последнего концерта» поначалу распространялись нелегально, затем в 1997 году вышла официальная видеокассета, через два года – компакт-диск. В 2007-м увидел свет DVD, но без бонус-трека в исполнении Янки Дягилевой, что на первых альбомах. Пластинка «Инструкция по выживанию» получила название от одноименной группы из Тюмени. Права на песни принадлежали ее солисту Роману Неумоеву.
Выступление группы во Дворце спорта «Крылья Советов» весной 1994 года собрало 5000 зрителей и стало громким событием для Москвы. На концерте собрался считающийся золотым состав «Гражданской обороны» – Игорь Жевтун, Константин Рябинов и Егор Летов. В финале музыканты исполнили советский хит Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «И вновь продолжается бой».
Альбом «Реанимация» составляет дилогию с «Долгой счастливой жизнью». Пластинка записана на современной цифровой аппаратуре, в название Егор попытался вложить воспоминания о времени нахождения в психиатрической клинике. Чтобы издать альбом, автор объявил конкурс для лейблов. Обязательным условием стало издание всей дискографии «Гр.Об.». В итоге публикацией музыкального наследия занялась «Мистерия звука» Айрата Шарипова.
Музыканты порадовали оригинальным изложением песни «Любо» на известный мотив и задорным «Беспонтовым пирожком». В отношении последней автор текста заявил, что окончательного варианта песни в природе нет, и она могла бы быть бесконечной. Фразу «Любит наш народ всякое г***» впоследствии использовал Сергей Шнуров, высмеивая в песне привычки соотечественников.
В 2002-м увидел свет «Звездопад». Альбом состоял из композиций советских авторов в свойственной «Гражданской обороне» аранжировке. Компакт-диски и кассеты быстро стали раритетом, в 2011 году вышла виниловая пластинка с бонусом «Каравелла» в исполнении Натальи Чумаковой.
Анонсируя «Долгую счастливую жизнь», Летов сказал, что в альбоме удалось реализовать то, что не получилось в предыдущих. Певец охарактеризовал песни как «сны человека, находящегося в состоянии войны». Кавер на композицию Бориса Гребенщикова «Электрический пес» после смерти Егора вышел отдельным синглом.
Последний студийный альбом «Зачем снятся сны?», в записи которого участвовал ударник Павел Перетолчин, группа выпустила в 2007 году. На обработку каждого из 19 треков Егор отводил не более трех часов и в итоге «остался удовлетворен на 500 %».
Егор Летов (10.09.1964 — 19.02.2008) группа Гражданская Оборона
⌂
АУДИО
ТЕСТЫ
КАРАОКЕ
АККОРДЫ
Кто-то говорил, что ему нет равных, кто-то осуждал его тексты песен за чрезмерную откровенность и несколько агрессивные взгляды. Однако никто не осмелится оспаривать тот факт, что Егор Летов – неординарная личность, в которой уживались таланты музыканта, поэта, организатора и практически законодателя отечественной рок-культуры.
Тем более что организованный им в 80-х годах культовый коллектив “Гражданская оборона”, и до сегодня не теряет армию своих почитателей. Но чтобы достичь большого успеха на рок-поприще, Егор Летов прошел, ни один круг творческих и жизненных испытаний, которые впоследствии, сделали из него весомую фигуру российского и даже заграничного панк-движения.
Состав
Биография «Гражданской обороны», именуемой также «ГО» или «Гр.Об.», началась в ноябре 1984-го. Костяк группы составили друзья – вокалист Игорь (Егор) Летов и басист Константин «Кузя» Рябинов. Третий член коллектива Андрей «Босс» Бабенко ушел уже через полгода.
В дальнейшем через «Гражданскую оборону» прошли порядка трех десятков музыкантов, входивших в основной и концертный составы. Это братья Олег и Евгений Лищенко, Олег «Манагер» Судаков, покончивший самоубийством гитарист Дмитрий Селиванов. Не отказывались от приглашений выступить на одной сцене Валерий Рожков, Евгений «Джексон» Кокорин и Игорь Жевтун.
В 2001-м в группу пришел Александр Чеснаков, аранжировщик и автор песен омского коллектива «Коллекция бабочек». В 2005-м «ГО» оставила не у дел Александра Андрюшкина по прозвищу «Призрак Оперы». По сообщению на сайте группы, ударник нарушил установленное правило, согласно которому никто из музыкантов не имел права общаться с телевизионными журналистами.
Биография
Будущий «патриарх сибирского рока» Игорь Летов (Егор – псевдоним) появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске, в обычной советской семье. Отец Егора был военным, затем исполнял обязанности секретаря городского райкома КПРФ, мать работала врачом. По слухам, в детстве Летов 14 раз перенес клиническую смерть.
У мальчика с детства перед глазами был живой пример неисчерпаемой любви к музыке: старший брат Егора Сергей – известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях. Учился Егор в средней школе №45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После окончания школы Летов уехал к брату в Подмосковье. Там Егор поступил в строительное ПТУ, но спустя год был отчислен за неуспеваемость.
Музыкант Егор Летов
Вернувшись в Омск, Летов продолжил работать над проектом под названием «Посев», который он основал в 1982 году. С этой поры биография и жизнь пионера «русского панк-рока» была неразрывно связана с музыкой и творчеством.
В те годы Егор Летов трудился на шинном и мотостроительном заводах Омска. В должности художника музыкант рисовал портреты Ильича и агитплакаты для коммунистических митингов и собраний, позже подрабатывал дворником и штукатуром.
Личная жизнь Егора Летова
С первой своей избранницей, Янкой Дягилевой, Летов познакомился во время выступления «ГО» на рок-фестивале в Новосибирске в 1987 году. Через 10 минут после первой встречи и артистов, и зрителей разогнала милиция. Потом они снова встретились уже в Омске, вместе занимались творчеством, ездили по стране и стали близки.
Егор Летов и Янка Дягилева
Дягилева ушла из жизни в 1991 году при загадочных обстоятельствах. Был это несчастный случай, убийство или суицид, неясно до сих пор. 9 мая 1991 года она ушла с дачи под Новосибирском. Тело девушки нашли спустя неделю в реке Иня, ее череп был проломлен. Ходили слухи, что самые близкие люди через день после исчезновения Янки получили от нее открытку со словами «Пускай у тебя всё будет хорошо. Я тебя очень люблю. Дай бог избежать тебе всех неприятностей», однако эта информация не подтверждена. Опечаленный смертью любимой женщины Летов располосовал свою руку крест-накрест.
Янка Дягилева и «Гражданская оборона»
Второй гражданской супругой музыканта стала администратор «ГО» Анна Волкова. По словам друзей, она не только могла организовывать их выступления и ремонт аппаратуры, но и держать коллектив в относительно трезвом состоянии. Девушка ушла от Игоря после того, как он ее побил. По другим сведениям, причиной стала измена Летова.
На фото: Егор Летов с Анной Волковой
В 1997 году рок-исполнитель женился на журналистке, выпускнице Новосибирского университета, и будущей бас-гитаристке «ГО» Наталье Чумаковой. Ради него она развелась со своим первым мужем. Молодые люди познакомились на похоронах общей подруги Дягилевой. В отличие от Анны, она не боролась с пристрастием Игоря к спиртному.
Единственная официальная жена Егора Летова Наталья Чумакова
Музыкант обожал котиков. У него в доме обитало трое беспородных хвостатых любимцев, а все знакомые дарили ему фигурки кошек.
Егор Летов и котики
Главные вехи жизни и творчества
1982 год – вместе с единомышленником, музыкантом Константином Рябиновым (или Кузей Уо) создает в Омске первый рок-коллектив – «Посев», по названию одного из молодежных эмигрантских изданий. Тогда же возникает псевдоним Егор: Летов специально взял себе дурацкое, на его взгляд, имя.
Конец 1983 года – дебютное выступление в московском общежитии. Летов играет на бас-гитаре с группой Сергея Курехина.
8 декабря 1984 года – создает с Рябиновым проект «Гражданская Оборона» (он же «ГО» и «ГрОб»). В домашних условиях, на непрофессиональном оборудовании, записываются первые песни.
1985 год – выходят первые альбомы: «Поганая молодежь» и «Оптимизм» – с жесткими, антисоветскими текстами («Зоопарк», «Все идет по плану») и «непричесанной» музыкой. Создается лейбл «ГрОб-Рекоодс»
Появляются почитатели, в том числе за пределами Сибири, одновременно «ГрОб» привлекает внимание властей, группой интересуется КГБ. Осенью Егор Летов попадает на принудительное лечение в психлечебницу, из которой выходит в марте 1986-го.
Апрель 1987 года – группа заявляет о себе выступлением на Первом Новосибирском рок-фестивале, приехав туда без приглашения
После этого начинают говорить о «настоящем панк-роке».
С 1987 по 1989 годы – выходят наиболее известные альбомы, в том числе «Хорошо!!», «Мышеловка», «Некрофилия» «Все идет по плану», «Русское поле экспериментов». (Песню, давшую название последнему альбому и длящуюся 14 минут, Летов считал самой лучшей.) Параллельно участвует в проекте «Коммунизм», сотрудничает с Янкой Дягилевой.
Начало 90-х годов – «ГрОб» приобретает популярность среди молодежи, на группу обращают внимание музыкальные критики, отмечая мощную подачу и образность текстов, местами, впрочем, провокационных и грубоватых. Коллектив много выступает по стране, выступая на концертах и фестивалях.
1990 год – Летов решает распустить группу, почувствовав, что музыка катится в попсу. Создает проект «Егор и Опи***невшие». Тяжело переживает смерть Янки Дягилевой, впадает в депрессию, пробует наркотики. До 1993 года записываются альбомы «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества».
1993 год – «Гражданская Оборона» собирается вновь, чтобы выступать и записывать альбомы. Летов проникается идеями «правильного» социализма и национал-большевизма, вступает в НБП, поддерживает Виктора Анпилова.
1997 год – издаются записанные ранее альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия».
2000 год – «Гражданская Оборона» выпускает альбом советских песен «Звездопад», а «Егор и Опи***невшие» – пластинку «Психоделия Tomorrow».
2004 год – Летов прекращает сотрудничество со всеми политическими движениями.
Май 2007 года – выходит финальный альбом «ГО» «Зачем снятся сны?» – его музыкант называет лучшим.
9 февраля 2008 года – группа дает свой последний концерт в Екатеринбурге.
19 февраля 2008 года – Егор Летов умирает во сне в родном городе. Вероятные причины – остановка сердца и дыхательная недостаточность, связанная со злоупотреблением спиртным. (До этот музыкант несколько раз переживал клиническую смерть.) Похоронен рядом с матерью на Старо-Восточном кладбище в Омске. Спустя два года на пожертвования поклонников устанавливается мраморный памятник в виде иерусалимского креста на его могиле.
2019 год – при Омском государственном литературном музее им. Ф. М. Достоевского создается фонд Егора Летова.
Егор Летов на сцене
Гражданская Оборона: знаковая панк-группа 80-х годов
Группа была сформирована в 1984 году в Омске и неоднократно меняла состав, кроме Летова. Основная идеология «Гражданской Обороны» заключалась в передаче своего послания через музыку, ставшую знаком оппозиции и протеста против советской власти. Песни группы отличались яркими и проникновенными текстами, которые часто содержали сатирические и социально-политические оттенки.
Музыка «Гражданской Обороны» была жесткой и энергичной, с характерными элементами панк-рока. В своих песнях группа критиковала конформизм, лицемерие и нравственный упадок, что привносило в ее творчество критическую ноту и давало возможность слушателям видеть реальное положение дел в стране.
Со временем «Гражданская Оборона» стала одной из самых известных и популярных рок-групп в СССР, привлекая своими контрастными текстами и зажигательными выступлениями. Ее музыкальное наследие продолжает вдохновлять новые поколения музыкантов и оставлять след в истории российской рок-музыки.
Влияние группы
Хотя ГО считается группой, повлиявшей на формирование так называемого Сибирского андерграунда (куда, помимо них, причисляются Янка, Манагер, Чёрный Лукич, Кооператив Ништяк и пр.), успех Гражданской Обороны в конце 1980-х породил огромное количество подражателей и последователей не только в Сибири, но и по всему остальному бывшему СССР. Для групп, попавших под влияние «ГО», были характерны плохо записанные и плохо звучащие инструменты и, как правило, сложная, подчас агрессивно-депрессивная лирика, в противовес более упрощённым и ориентированным на драйв стандартным панк-роковым песням. ?з подражателей «ГО» иногда выходили по-настоящему талантливые группы, репутация которых по причине их собственных политических взглядов была противоречивой. ?з наиболее успешных групп, на которых больше всего повлияла Гражданская Оборона, можно назвать барнаульскую группу Тёплая Трасса, ныне базирующуюся в Москве, московские группы Лисичкин Хлеб, Банда четырёх, Соломенные еноты, белорусские Красные Звёзды, Северное Сияние и электро-панки Сугробы, а самыми известными последователями ГО на постсоветском пространстве можно считать казахстанскую группу Адаптация. Влияние Летова на российскую панк-сцену было таким, что когда он вступил в НБП, ряд групп, вроде той же «Адаптации» и «Банды четырёх» впоследствии последовали его примеру. ? сейчас группы, имеющие отношение к НБП, склонны копировать звучание «ГО» образца 1980-х годов. ? хотя довольно долго идут споры о положительном и отрицательном влиянии «ГО» на российскую панк- и рок-сцену, очевидно, что «ГО» в истории российской панк- и рок-музыки оставила яркий след.