История создания песни «Гудбай, Америка»
Создатель известной композиции Вячеслав Бутусов сам не понимает, почему его музыкальное творение так полюбилось слушателям. Этот хит поистине стал легендарным. Коллектив «Наутилус Помпилиус» при записи песни не догадывался, что композиция «Гудбай, Америка» будет иметь оглушительный успех. Участники группы, сами не подразумевая, создали гимн перестроечного поколения.
Изначально название песни звучало как «Последнее письмо». Во время гастролей в США одна из поклонниц коллектива попросила «Наутилус Помпилиус» исполнить композицию «Гудбай, Америка». Такое название приглянулось артистам. С этого момента оно и закрепилось за треком.
Песня «Гудбай, Америка» вошла в альбом «Князь тишины». Авторами композиции выступают Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий. Нельзя сказать, что текст трека отличается сложностью и большим количеством символов. По словам Вячеслава Бутусова, он сам не понимал, какую главную мысль хотел донести до слушателей. Автор доверился своей интуиции. Америка для Вячеслава была неизведанным континентом. Он воспринимал ее как какой-то миф, легенду, которой нет подтверждения. Никто не знал, что скрывается за этим словом — Америка. Создатели будущего хита могли только догадываться, предполагать.
Поклонники творчества «Наутилус Помпилиус» знают, что у композиции «Гудбай, Америка» есть два варианта звучания. Впервые песня вышла в составе альбома «Невидимка». Из-за недостатка времени трек был записан в спешке. Изначально сборник содержал слишком мало композиций. Поэтому было принято решение включить ещё одну. У Вячеслава Бутусова уже были некоторые наработки трека «Последнее письмо». Этой песней и был «добит» альбом. По словам автора, меня была записана «на скорую руку». В этой версии нет саксофонной партии, которая в последствии полюбилась слушателям. Сейчас ее можно услышать во время исполнения всей композиции. Песня «Гудбай, Америка» на протяжении длительного периода была завершающей концертов группы «Наутилус Помпилиус». Во время исполнения хита коллектив совершал своеобразный ритуал. Артисты один за другим начинали покидать сцену. В конце песни на сцене оставался лишь только саксофонист.
Композицию «Гудбай, Америка» можно услышать в качестве саундтрека в отечественных фильмах. Дважды эта песня исполняется в известной кинокартине «Брат-2». Но автор хита Вячеслав Бутусов не одобрил, что композицию один раз спел детский хор.
Смысл песни «Гудбай, Америка»
Композиция имеет большую популярность благодаря тексту, в который заложен глубокий смысл. В первом куплете можно услышать недоумение, недоверие лирического героя. «Когда умолкнут все песни». Возможно ли такое на самом деле? Персонаж сам понимает, что такое событие маловероятно. Кроме того, он внезапно добавляет: «Которых я не знаю». В этих строках читается противоречие, внутреннее сопротивление. Герой осознаёт, что такой период не наступит никогда. Творческие способности людей не знают границ. Ежедневно талантливые личности создают композиции, подбирают музыкальное сопровождение. Некоторых из этих песен становятся настоящими хитами, другие «оседают» на полках. Прослушать все композиции физически невозможно. Музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Именно она является стимулом для новых свершений. При прослушивании понравившейся мелодии у человека появляются силы, чтобы жить дальше.
Герой не знает, что ждёт его впереди. Он словно скован определенными рамками, которые не дают ему дышать полной грудью. Персонаж пытается побороть в себе чувство неудовлетворённости. Но пока он не знает, с чего ему следует начинать. «В терпком воздухе крикнет». Фраза, которая несёт в себе глубокий смысл. Через непонимание, недоверие герой старается донести до окружающих свою позицию. Ему морально тяжело. Возможно, это будет его последний рывок перед внутренним опустошением. Персонаж долго к этому шёл, он настраивался, готовился. Он решился. «Последний мой бумажный пароход». Почему именно бумажный? Как кораблик, который легко потопить в ручейке, его идеи призрачны. На многие вопросы, скопившиеся в его голове, он так и не нашёл ответа. Шансы есть всегда. Эта фраза знакома многим. Однако наступает момент, когда силы на исходе. Шансы настолько минимальны, что персонаж больше не хочет предпринимать попыток, чтобы воплотить их в жизнь.
Самым значимым во всей композиции является припев, который и дает ответы на многие вопросы. «Гудбай, Америка, о, где я не был никогда». Неизвестность притягивает и отталкивает героя одновременно. Он никогда не посещал эту страну, однако в его голове уже сложилось о ней своеобразное мнение. Возможно, представления персонажа не имеют ничего общего с реальностью. Но для героя это не имеет большого значения. Для него Америка словно мифическая страна, с которой он готов распрощаться, так и не ступив на ее территорию. «Прощай навсегда». Решение это окончательное. Персонаж уверен, что он не передумает ни при каких условиях. Лирический герой жил в то время, когда к Америке было не очень хорошее отношение. Люди были настроены против. Они даже не хотели слышать об этой стране. Заочно познакомившись, персонаж твёрдо для себя решил, что настало время для прощания. Но его уверенность граничит с некоторой грустью. «Возьми банджо, сыграй мне на прощание». Персонаж слегка заинтересован этой страной. Несмотря на сомнительные представления об Америке, героя одолевает чувство сожаления, что все так случилось.
Во втором куплете персонаж говорит о мотивах своего поведения. Влияние Запада было слишком велико. «Мне стали слишком малы твои тертые джинсы». Персонаж готов отказаться от всего, что подарила ему эта страна. Он уверен, что нужно иметь некую гордость, которая позволит людям пересмотреть свои взгляды относительно этой территории. Одежда не сделает человека счастливее. Главное, внутренний мир человека, в котором царит гармония и умиротворение. «Нас так долго учили любить твои запретные плоды». Персонаж просто устал от идеалов, которые были навязаны ему Западом. Он заочно решил, что не Америка закрыта для него, а он закрыт для Америки. Людям были предложены ценности и идеи, которые им были не нужны. Нарастало недовольство. Разный менталитет, разные взгляды на жизнь, разное преподнесение информации. Персонаж не мог больше спокойно смотреть на эти противоречия, в его душе разразилась настоящая буря. Он сказал себе: «Хватит»
В гонке за сомнительными удовольствиями в виде удобной одежды он теряет что-то действительно важное. Герой остановился, огляделся и озвучил то, что его волновало на протяжении длительного времени
«Прогулки по воде» табы. Разбор вступления.
Первое что нужно понять, и что актуально как для вступления, так и для всей песни – это ее размер. Здесь он 3/4, что также называется «вальсовым ритмом». Звучит он так: Раз-два-три-раз-два-три, и так далее. Все элементы перебора – это аккорды «Прогулки по воде» Наутилус, просто взятые иным образом, и обыгранные по элементам. Вступление выглядит примерно так: на «Раз» вы полностью проигрываете позицию, указанную в табах, на «Два» и «Три» — отдельные ноты, которые идут после этой позиции. Таким образом звучит все вступление
Обратите внимание, что оно играется в довольно высоком темпе, так что для грамотного исполнения придется немного поработать. Действуйте как обычно – попробуйте сыграть медленно и постепенно наращивайте темп
Для того, чтобы освоить его лучше, можно изучить другие красивые переборы – это облегчит координацию.
Разбираем бой на гитаре
Если перебор вам кажется слишком сложным и неподъемным с вашим уровнем игры – то можно попытать счастья в технике боем. Да, вы утратите часть мелодичности композиции, но сможете разучить базовый темп 3/4, а это, в свою очередь, позволит вам играть и многие другие песни. “Дворовый” бой несложен в реализации: разыгрываете движение вниз и выдерживаете небольшую паузу. Визуально это выглядит следующим образом:
Вниз – вниз – вниз – пауза – вниз – вниз – вниз – пауза – и так далее
Используемая тональность
Классическая, но качественно реализованная тональность Em. В Прогулках на воде задействованы увеличенные позиции: как пример, B7– септаккорд от стандартного B. Аранжировка оригинальная и местами специфичная, но сложностей в игре это не вызывает – нет никаких резких переходов и баре, столь страшного для новичков.
В заключении
Сложных мест в песне практически нет, единственное исключение – вступление. Для мелодичного и равномерного исполнения потренируйте все ее основные моменты отдельно, отработайте скорость игры и скоординируйте все переходы. Не считая данного момента, Прогулки по воде – простая и приятная композиция, легкая в изучении для гитариста любого уровня.