Тренировка для гитариста

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient)

В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом

Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе

Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

P.P.S.

Первый урок

Еще такой момент: это только первый урок, он получился достаточно насыщенным в плане информации, при том что мы на нем, в общем-то, ничего и не изучили :-))) Поэтому, если, вдруг что-то не будет сразу запоминаться — ничего страшного. Работайте так как получается, главное чтобы хотя бы какая-то часть информации была усвоена и вы начали двигаться в правильном направлении. Т.е. это — только начало, будет намного сложнее :-)))
И конечно, если у вас вдруг появятся вопросы — пожалуйста, спрашивайте! :-) Вопросы будем публиковать на сайте в формате «вопрос-ответ». Ваши домашние работы тоже все будут опубликованы :-)))

Урок подготовили:
В роли преподавателя: Алексей Отраднов
В роли ученика: Ирина (г.Краснодар)
В роли фотографа: Татьяна Отраднова
Минск 7.11.2009

P.S.

Инвентарь

Да, что касается инвентаря, который нам понадобится для работы (кроме самой гитары, разумеется:-)).

Нам понадобится подставка (под ногу)

Использование подставки крайне важно при обучении гитаре. Подставку можно легко приобрести в любом музыкальном магазине

К слову, подставки бываю 2 видов (принципиально разных): под ногу и которые крепятся к корпусу гитары с помощью присосок. Считается что для начинающих гитаристов лучше первый вариант (более устойчивый). Второй — лучше для спины, т.к. обе ноги при этом находятся в одинаковом положении, что снижает нагрузку на основание позвоночника. Я предпочитаю 2-й вариант (на иллюстрациях я использую 1-й, а вот здесь — второй).
Потом, я не совсем понял по вашему видео, какие струны вы используете, металлические или нейлоновые. Нам понадобятся нейлоновые струны, например, Dadario (среднего или высокого натяжения).
Ну и последнее, что, в отличии от предыдущих аксессуаров пока не обязательно, но, так, на всякий случай, было бы не плохо иметь: пульт для нот. Его можно так же приобрести в музыкальных магазинах, он нужен для того что бы было удобно заниматься с нотами.
Про остальные аксессуары, вроде тюнера и метронома я пока молчу :-))) Это уж совсем не к спеху. Но, если будете серьезно заниматься, рано или поздно, они тоже станут актуальными.
Для начала, можете пользоваться тем что есть :-) В качестве подставки вполне сгодится стопочка книг или коробка.

Посадка

Один из главных принципов правильной посадки гитариста — гитара должна находится в максимально устойчивом положении. Устойчивое положение гитары значительно улучшает «чувство инструмента»

Кроме того, играя на гитаре, человек длительное время находится в фиксированном положении, поэтому очень важно сидеть свободно, без напряжения и сохранять правильную осанку.
Садится следует на краешек стула (ил. 2), не стоит заниматься, сидя на диване или кресле

Левая нога выносится вперед и ставится на подставку (ил. 4), правая нога выносится по диагонали вправо. Гитара кладется выемкой на левое бедро а нижней частью корпуса упирается в правую ногу. Головка грифа находится приблизительно на уровне глаз (ил. 1).

Разобраться с ключевыми моментами правильной посадки вам поможет модель «опорных точек», согласно которой, существует 4 точки соприкосновения гитары с телом («опорные точки»):

  • Бедро левой ноги.
  • Внутренняя часть бедра правой ноги.
  • Грудная клетка.
  • Предплечье правой руки.

Эти точки отмечены на иллюстрациях соответствующими цифрами. (Иллюстрации можно увеличить щелкнув по ним мышкой.)

Ил. 1 Ил. 2 Ил. 3 Ил. 4

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки

При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим

Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Постановка рук

Что касается постановки рук, здесь тоже есть несколько правил, основное из которых — округлость запястий (это касается обеих рук).

Правая рука

  • Запястье правой руки должно быть немножко округлено и ни в коем случае не наоборот, прогнуто вовнутрь (в этом случае запястье, как бы, ложится на струны или верхнюю деку, что категорически неприемлемо).
  • Большой палец правой руки, при игре одноголосия (и не только) лучше всего ставить на нижние струны, для максимальной устойчивости правой руки (об этом более подробнее далее в разделе «звукоизвлечение»).

Ил. 5

Левая рука

  • Запястье округлено и вынесено вперед.
  • Пальцы прижимают лады подушечками «сверху».
  • Большой палец не должен выглядывать из-за грифа.

Ил. 6

Упражнение «карандаш»

Для того что бы разобраться в том как правильно ставить левую руку вам поможет упражнение «карандаш». Попробуйте взять левой рукой карандаш, прижимая его с одной стороны подушечками 4-х пальцев, с другой — большим (как будто вы ставите пальцы на лады). Это очень хорошее упражнение, оно замечательно иллюстрирует как должны стоять пальцы левой руки на грифе гитары и как большой палей должен располагаться по отношению к остальным.

Ил. 7

Ил. 8

Техника игры легато на гитаре

Легато — это техника игры на гитаре, при которой звуки воспроизводятся без использования удара правой руки. Вместо этого используется простое смещение пальцев левой руки на грифе инструмента.

Использование техники легато позволяет играть быстро и плавно, создавая мягкое и выразительное звучание. Эта техника широко применяется в различных стилях гитарной музыки, включая рок, джаз, блюз и классическую музыку.

Основной элемент легато — это игра на гитаре с использованием гамм и арпеджио. Гамма — это последовательность звуков, принадлежащих определенной тональности, а арпеджио — это последовательное звучание нотаккорда. В технике легато применяются специальные лады, позволяющие осуществлять смещение пальцев по грифу без прерывания звука.

Существует несколько способов игры легато на гитаре:

  • Hammer-on — прием, при котором звук производится путем смещения пальца с более низкой позиции на более высокую без помощи правой руки.
  • Pull-off — прием, при котором звук производится путем снятия пальца с более высокой позиции на более низкую без помощи правой руки.
  • Slide — прием, при котором палец левой руки скользит по грифу, передвигаясь с одной ноты на другую.

Для достижения хороших результатов в игре легато рекомендуется постепенно развивать силу и выносливость пальцев и правильно позиционироваться на грифе гитары. Также полезно выполнять специальные упражнения для тренировки техники легато.

Важным аспектом при игре легато является правильная атака звука и контроль над интонацией

Для этого необходимо обратить внимание на доллетрасления и использование умеренного давления на струну

В итоге, техника игры легато предоставляет гитаристу большую свободу выразительности и возможность создания более сложных мелодических линий. С ее помощью можно добавить динамические акценты, создать эффектные переходы и украшения в исполнении музыки.

Использование техники легато требует времени и усилий для ее освоения, но с постоянной практикой можно достичь великолепных результатов и привнести свою уникальность в игру на гитаре.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок

Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее

Как использовать медиатор, играя одной рукой?

Чтобы ноты звучали отчётливо (это особенно актуально, если вы новичок в мире гитарной музыки), вы можете использовать медиатор. Медиатор представляет собой небольшую пластину из пластика треугольной формы. Его часто используют для извлечения отдельных нот или аккордов с помощью техники боя или защипывания струн.

Медиатор — это достаточно бюджетное приспособление, которое можно найти в любом музыкальном магазине. Существует десятки различных типов медиаторов, различающихся по толщине, жёсткости, материалу изготовления и способу применения.

Чтобы научиться правильно держать медиатор, вы должны сжать в кулак руку, которой собираетесь перебирать струны, и положить большой палец поверх четырёх согнутых пальцев.

Поместите медиатор на указательный палец и зажмите его между большим и указательным пальцами перпендикулярно кулаку. Медиатор должен лишь на миллиметров выступать из под ваших пальцев.

Техника “вверх-вниз”

Для освоения игры на гитаре одной рукой, вы можете начать с техники “вверх-вниз”, при которой вам не придётся держать гитарный гриф. Вам нужно будет играть на открытых струнах, то есть заставлять их звучать естественно, без зажима струн левой рукой.

“Вверх-вниз” — это довольно распространённая гитарная техника, которая используется для исполнения практически всех музыкальных стилей. Суть довольна проста: вы должны использовать медиатор, чтобы проводить по струне вверх и вниз попеременно и непрерывно, в результате чего ноты будут звучать как бы отдельно друг от друга.

На первый взгляд, это довольно простое упражнение, но и оно требует серьёзной практики, тренировки гибкости запястий и повышенной концентрации внимания, чтобы вы могли заставить каждую струну звучать чисто и чётко.

Чем лучше вы будете владеть этой техникой, тем плавнее и точнее будет звучать ваша гитара и тем выносливее будете вы во время игры на инструменте.

“Прыжки” со струны на струну при выполнении техники “вверх-вниз”

Выполняя технику “вверх-вниз” одной рукой, можно чередовать струны, выполняя так называемые “прыжки” по струнам. Это поможет вам поработать над точностью при игре на гитаре.

Главное преимущество этой техники состоит в том, что освоив её, вам будет проще перемещаться вверх и вниз с одной струны на другую, особенно между несмежными струнами. На первый взгляд это упражнение тоже выглядит достаточно простым, однако, и оно требует определённой сноровки и практики.

Советы по выполнению техники “вверх-вниз”

Ниже вы найдёте несколько рекомендаций, которым нужно следовать, чтобы преуспеть в исполнении техники “вверх-вниз”:

  • Строго следуйте технике “вверх-вниз”, то есть выполняйте один ход вниз, а другой вверх.
  • Не спешите! Начинайте выполнять упражнение медленно, а затем увеличивайте темп, когда почувствуете себя увереннее.
  • Попробуйте отработать движения “сериями”: начните с выполнения серии движений только вниз, а затем проработайте движения вверх.
  • Не используйте слишком тонкий медиатор (в идеале его толщина должна составлять не менее 0,3 мм).
  • Движение медиатора должно исходить только от вашего запястья, а не от локтя.
  • По возможности поработайте с метрономом, чтобы привыкнуть играть на струнах в определённом ритме.
  • Выполняйте данное упражнение каждый день.

Лучшие преподаватели по гитаре доступны для занятий

5 (4 отз.)
Диана

₽2000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (3 отз.)
Михаил

₽600 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Арина

₽750 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Valerii

₽800 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Виктория

₽800 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Nikolay

₽500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Вероника

₽600 /ч

1е занятие бесплатно!

Эдуард

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Диана

₽2000 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (3 отз.)
Михаил

₽600 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (5 отз.)
Арина

₽750 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Valerii

₽800 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Виктория

₽800 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (2 отз.)
Nikolay

₽500 /ч

1е занятие бесплатно!

5 (4 отз.)
Вероника

₽600 /ч

1е занятие бесплатно!

Эдуард

₽1500 /ч

1е занятие бесплатно!

Поехали!

Звукозвлечение

Теперь, давайте перейдем непосредственно к практике, т.е. игре. Все что вы сейчас знаете — это очень хорошо, все это пригодится. Но сейчас мы, как бы, начнем с самого начала.
1) Правильно сядем, проверим положение гитары.
2) Попробуем поиграть открытые струны правой рукой, но сделать это, соблюдая определенные правила:

  • Правильное звукоизвлечение: палец, совершив щипок, проходит дальше, по своей естественной траектории движения и останавливается на следующей струне. Такой способ звукоизвлечения называется «апояндо» или «игра с опорой». (Есть 2 основных способа звукоизвлечения: «апояндо» и «тирандо» ( «с опорой» и «без опоры»). Для начала, мы будем играть все «с опорой»: упражнения, гамму, небольшие одноголосные произведения.)
  • Большой палец, при игре с опорой, все время располагается на струне, через одну от той которую мы играем. (Пример: играем на 1-й струне — большой палей ставим на 3-ю, играем на 2-й струне — большой палей ставим на 4-ю и т.д.)
  • Правая рука. Никогда не играем 2 ноты подряд одним и тем же пальцем(!!!) — чередуем пальцы. Для начала, играем только двумя пальцами: i и m (указательный, средний).

Открытые струны, апояндо (с опорой).

Для просмотра видео необходимо установить Flash

Скачать видео (AVI, 3.44 MB)
Итак, приступаем к работе. Играем «с опорой» открытые струны, чередуем пальцы(!!!). Тренируемся, сначала медленно, потом чуть быстрее. Проверяем посадку. Переходим со струны на струну: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я. Не забываем переносить большой палец что бы он всегда располагался через 1 струну от той, на которой мы играем(!). Дошли до 4-й струны — все, пока достаточно.
Теперь подключаем левую руку. Попробуем прижать какой-нибудь лад. Следим за округлостью запястья, что бы большой палец не выглядывал из-за грифа (вспоминаем упражнение «карандаш»).

(?)Кстати, что такое «лад»? Этот вопрос относится к теме «строение гитары» и изучается на первом уроке в качестве ознакомления :-) Вполне возможно, что у некоторых начинающих гитаристов понятие «лад» ассоциируется с прямоугольным пространством на грифе между железными планочками, хотя на самом деле лады — это и есть железные планочки :-)
Прижать такой то-лад — это значит прижать струну на грифе между данным ладом и предыдущим (или между порожком и 1-м ладом, если мы прижимаем 1-й лад). В результате происходит, как бы, укорачивание струны, за счет чего увеличивается частота колебаний и звук становится более высоким.

(!)Считается правильным, прижимая какой-нибудь лад, ставить палец не в центре между ладами а ближе к самому ладу, это требует меньше усилий, что особенно актуально при обучении детей.

Итак, пробуем прижимать и играть ноты на разных ладах, не забывая чередовать пальцы правой руки. Все время помня про правильную посадку и постановку рук. Проходим подряд все лады. Левая рука: 1,2,3,4 палец 1,2,3,4 палец. Поднимаемся до 12 лада и возвращаемся назад.
Хроматическая гамма на 1-й струне, апояндо.

Для просмотра видео необходимо установить Flash

Скачать видео (AVI, 3.99 MB)
Гамма до-мажор 1-й октавы, апояндо.

Для просмотра видео необходимо установить Flash

Скачать видео (AVI, 2.94 MB)
Вот, пожалуй и все для первого раза. Возможно, играть хроматическую гамму и следить за постановкой рук это не так захватывающе для начинающего гитариста, хочется поскорее приступить к игре чего-нибудь «интересненького», но это — основа, без которой невозможно двигаться дальше и изучать интересные и сложные произведения.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Автор текста – Молянов Павел

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: