Кто придумал ноты
Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.
Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.
Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.
Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».
Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.
Паузы
Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:
Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.
ТОП-30 популярных песен сайта
- Кузнечик
- Пираты Карибского Моря
- Тима Белорусских — Незабудка
- ЛСП, Feduk, Егор Крид – Холостяк
- Жуки — Батарейка
- ТАТУ — Нас не догонят
- Мелодия из Гарри Поттера
- CYGO — Panda E
- The White Stripes — Seven Nation Army
- Nirvana — Smells Like Teen Spirit
- Тима Белорусских — Мокрые Кроссы
- ДЕСПОСИТО
- Мелодия из фильма «Такси»
- Руки Вверх — Крошка моя
- Титаник
- Похоронный марш
- Имперский марш (Звездные войны)
- Макс Корж — Жить в кайф
- В лесу родилась елочка
- Игра Престолов
- Jingle Bells (Джингл Белс)
- Элджей — Минимал
- Happy Birthday to You
- MATRANG — Медуза
- Руки Вверх — 18 мне уже
- Кузя — Шняга шняжная
- Любэ — Выйду ночью в поле с конем
- Бумер — Мобильник
- Айдамир Мугу — Черные глаза
- Вот и помер Дед Максим
Ключи на нотном стане
Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.
Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.
Ключи – перечень:
- Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
- Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
- Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
- Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.
Давайте проиллюстрируем:
Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.
Люмен — «Гореть» бой на гитаре — схемы игры
Теперь давайте разберемся с гитарным боем. Не каждый на ранних стадиях обучения сможет сыграть перебор. Для облегчения игры мы постараемся продемонстрировать несколько вариантов боя.
Первая схема
Первый вариант выглядит так:
Вниз-вниз-вниз(сделать акцент)-вверх-вверх
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
Это простой вариант боя, который прекрасно ложится на эту песню и не вызовет сложностей даже у только взявшего в руки гитару человека.
Вторая схема
Можем немного усложнить процесс игры, и тогда второй вариант боя может выглядеть следующим образом:
Вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1
Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Длительности нот
Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать
Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.
Как считать длительности:
1
Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2
Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3
Четвертная – тянется на «раз и».
4
Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5
Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».
Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.
Длительности (обозначения):
- Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
- Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
- Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
- Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
- Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.
Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.
Объединение нот в группу:
- 1 ребро – восьмые.
- 2 ребра – шестнадцатые.
- 3 ребра – тридцать вторые.
- 4 ребра – шестьдесят четвертые.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:
Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.
Направление штиля:
- Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
- Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.
Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .
И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.
«Гореть» перебор на гитаре – схемы игры
Так как наши материалы в большинстве случаев призваны для помощи новичкам, то мы постараемся упростить по максимуму игру этой песни, но сделать это так, чтобы она не потеряла свое звучание.
Первый вариант
Для этого давайте разберем несколько видов перебора. Первый вариант будет выглядеть так:
Играется определенная басовая струна (к примеру пятая), затем идет третья, вторая, третья, первая, вторая, третья, вторая, затем басовая струна играет вместе с первой, вторая, третья. Этот момент в конце с басовой, одновременно первой струной и остальными двумя струнами нужно сыграть в общей сложности 3 раза.
Второй вариант
Второй перебор можно обыграть следующим способом:
Опять же за начало квадрата возьмем пятую струну. Поочередно нужно сыграть пятую, вторую, пятую, вторую, а затем третью, вторую, первую, вторую. Основной рисунок в этом варианте играется одинаково, а меняется лишь первая басовая нота.
Разбор гитарного боя
В концертной и оригинальной записи Ваня вступает сразу с первого аккорда. Но из собственного опыта мы можем предложить вам сделать такой ход — сыграть небольшое, импровизированное вступление. Для этого возьмите аккорды куплета и обыграйте их без текста один круг
Это поможет заострить внимание слушателей, которые пока не знают, какую песню вы будете исполнять
Что ж, приступим. Виды переборов бывают совершенно разные. Сегодня мы используем один из них.
Разбор куплета
Тут все очень просто. Все куплетные аккорды играются по принципу «бас + 3, 2, 1». Для этого берем Am — дергаем большим пальцем пятую струну, а затем перебираем третью, вторую и первую соответственно. Таким образом получается рисунок песни, задуманный автором.
Еще можно использовать один прием автора. Noize MC делает сначала бас, затем 3 — ю струну, после которой щипает одновременно вторую и первую и завершает круг снова третьей струной.
Разбор припева
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
«Зеленый цвет», аккорды к которому мы сегодня рассматриваем, имеет еще одну маленькую, но важную хитрость. Нужно взять Am, сделать два четких удара вниз и едва слышные вниз и вверх, и только потом приступать к основному рисунку. Его можно играть двумя способами. Первый это обычная восьмерка, а второй—4 удара вниз и один вверх.
Если использовать восьмерку, то в некоторых местах нужно делить рисунок на две части. Во втором варианте так делать не нужно.
Бой восьмерка выглядит таким образом:
Разделение происходит после двух ударов вниз, которые на схеме отделены вертикальной линией.
Русские
- Обновление 4 декабря
- Lumen — Сид и Нэнси
- Андрей Губин — Зима-холода
- Газманов — Ты морячка, я моряк
- Гречка — Хочем
- Дмитрий Маликов — Ты одна, ты такая
- Игорь Тальков — Летний дождь
- Кар-Мэн — Лондон гуд-бай
- Ласковый май — Белые розы
- Рок-острова — Любишь очень
- Форум — Белая ночь
- До обновления
- 30.02 — Звезды в лужах
- ANIVAR — Лето
- Burito — По волнам
- Doni — Осколки
- Franky — Hysteria
- Gazirovka — Black Bacardi
- HammAli & Navai — Ноты
- HammAli & Navai — Пустите Меня На Танцпол
- Jah Khalib — Медина
- MATRANG — Вода
- MATRANG — От Луны до Марса
- MORGENSHTERN — Уфф… Деньги…
- LIZER — Пачка сигарет (КАК ВЫ И ПРОСИЛИ)
- SEREBRO — Перепутала
- Агутин — Хоп Хэй Лала Лэй
- Адлер Коцба, Timran — Запах моей женщины
- Аквариум — Город золотой
- Алексеев — Пьяное солнце
- Алексин — Малолетние Шалавы
- Алена Швец — Твоя школьница
- Ани Лорак — Забирай
- Анита Цой — Дыханием своим
- АХРА — Карие глаза
- Би-2 «А мы не ангелы, парень»
- Бременские музыканты
- Бумбокс — Вахтерам
- Бурито — Мама
- Валентин Стрыкало — Яхта, парус
- Верка Сердючка «Гоп-гоп-гоп-чидагоп»
- Виктория Дайнеко — А ты дыши-дыши
- Винтаж — Одиночество любви
- Время и Стекло — Имя 505
- Градусы — Режиссер
- Гречка — Люби Меня Люби
- Грибы — Тает лёд
- Григорий Лепс — Самый лучший день
- Григорий Лепс — Я тебе не верю
- Гуша Катушкин & Мария Чайковская — Эхо тысячи вокзалов
- ДДТ — Осень
- Денис Майданов — Оранжевое солнце
- Джиган — Держи меня за руку
- Дискотека Авария — Малинки
- Земляне — Трава у дома
- Калинка-малинка
- КАТЮША
- Кипелов — Я свободен
- Quest Pistols — С неба до земли
- Quest Pistols — Я твой наркотик
- Quest Pistols — Я устал
- Комбинация — Американ бой
- Корни — Плакала береза
- Кравц — Глупый молодой на мели
- Лера Массква — 7 этаж
- Леша Свик — Малиновый свет
- Лобода — Случайная
- ЛСП — Сучка
- Ляпис Трубецкой — Ау
- Ляпис Трубецкой — Воины света
- Макс Корж — Мотылек
- Макс Корж — Эндорфин
- Мальбэк — Гипнозы
- Мальбэк — Равнодушие
- Меладзе & Лепс — Обернитесь
- Михаил Боярский — Зеленоглазое такси
- Михаил Шуфутинский — 3 сентября
- Многоточие — В жизни так бывает
- Монеточка — Нимфоманка
- Монеточка — Русский ковчег
- Мот — Соло
- Мот & Ани Лорак — Сопрано
- Мумий Тролль — Утекай
- Мумий Тролль — Медведица
- МУРКА
- МЫ — Возможно
- Натали — О, боже, какой мужчина
- Нина Бродская — Теряют люди друг-друга
- Нюша — Обещаю быть с тобой
- Океан Ельзи — Обійми
- Оле оле оле, Россия — Чемпион
- Ольга Бузова — Под звуки поцелуев
- Остановите, Вите надо выйти
- Полина Гагарина — Обезоружена
- Розенбаум — Шагаю по Москве
- Сергей Никитин — Если у вас нету тети
- Танцы Минус — Цветут цветы
- ТАТУ — Не верь, не бойся, не проси
- ТАТУ — Я сошла с ума
- Татьяна Буланова — Ясный мой свет
- Тима Белорусских — Искры
- Филипп Киркоров — На усталых струнах души
- Филипп Киркоров — Цвет настроения синий
- Филипп Киркоров и Николай Басков — Ibiza
- Целуйте бабы рельсы
- Цыганочка
- Шофер Дальнобойщик
- Я тебя бум-бум-бум
Как перейти в следующую тональность на гитаре?
Есть одна интересная вещь. Для того, чтобы перейти на тональность выше на гитаре, можно просто передвинуть пальцы на один лад к корпусу гитары, и не нужно искать, как берется тот или иной аккорд. То есть, например Вы играли песню в тональности Am, вот как выглядит этот аккорд Am на гитаре:
Am Your browser does not support the audio element.
Потом Вы решили перейти на тональность выше, на аккорд A#m. Передвигаем пальцы на один лад к корпусу гитары, и получаем:
BmYour browser does not support the audio element.
Струны, которые были открытыми в аккорде Am, теперь зажимаются на первом ладу. А те, которые были зажаты — переносятся на лад вперед. Аккорд A#m у нас с Вами зажимается с помощью баре.
Начнем с аккорда Am и пройдемся по тональностям. Передвигаете Вы пальцы На A#m, потом на Hm, и так далее до Dm, который у Вас будет выглядеть так (смотреть, что такое табулатура):
А чтобы не передвигать пальцы еще дальше, для перехода в следующую тональность на гитаре, и не играть где-то по середине грифа, аккорд Dm можно взять другим способом, более нам привычным:Warning: include(): Filename cannot be empty in /home/m/muzykannet/public_html/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 74Warning: include(): Failed opening » for inclusion (include_path=’.:/usr/share/php7:/usr/share/php’) in /home/m/muzykannet/public_html/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 74
Переносим все аккорды песни в другую тональность
Мы с Вами рассмотрели, как перевести только первый аккорд песни в другую тональность на гитаре. А что же нам делать с другими аккордами песни? А ведь они тоже переносятся на тональность выше. Ну, например, есть у нас песня, в которой имеется цепочка аккордов:Am, Dm, E, Am. Первый аккорд песни — Am. И вот захотели мы перейти с него в тональность Hm (смотри схему тональностей выше), получается, сразу на две тональности вверх. То есть нам нужно передвинуть все пальцы на два лада вперед, к корпусу гитары. И все остальные аккорды, естественно, тоже будут передвинуты на два лада. Таким образом, цепочка аккордов будет теперь такая: Hm, Em, F#, Hm.. Тем, как Dm перешёл в Em, я мог Вас запутать. А теперь постараюсь распутать.. Аккорды можно ведь брать не только в одной позиции. Так вот, Dm же можно взять еще и так:
И вот мы двигаем его на два лада вперед:
А это уже получился аккорд Em, но в другой позиции. Нам здесь играть не удобно, поэтому мы берем его в привычной для нас позиции:
EmYour browser does not support the audio element.
Таким образом, глядя на схему тональностей на гитаре, которая находится в пункте выше, можем сказать, что, дойдя до аккорда Dm, путем передвигания пальцев, мы уже не берем его (аккорд Dm) с помощью баре, а берем в привычной для нас позиции. А, что касается аккорда D#m (следующего после Dm), то его мы взять сможем только с помощью баре. А вот следующий аккорд (Em) опять берем без баре, а в обычной позиции.