Как играть слэп на бас-гитаре

Свип на гитаре (sweep picking). прием игры

Сложность самостоятельного обучения

Освоить гитарное мастерство самому, без чьей-либо помощи будет достаточно сложно. Но при должном усердии, терпении и огромном желании, это возможно. Рассмотрим положительные и отрицательные моменты самостоятельного обучения.

Плюсы обучения дома

Несмотря на отсутствие помощи извне, домашнее обучение имеет ряд положительных моментов, например:

Можно изучать то, что хочется и когда хочется.
Не нужно тратить деньги на обучение. Можно осваивать игру на гитаре бесплатно с помощью видеоуроков и статей в интернете.
Не каждый преподаватель сможет в полной мере объяснить, как работает тот или иной жанр

Поэтому и в том и в другом случае вам придется тратить собственное время на поиск важной информации.

И еще одно преимущество домашнего обучения в том, что не нужно соблюдать дедлайны (встреча с учителем, необходимость срочно выучить какой-то материал и т. д.) и можно музицировать в любое удобное время (хоть ночью, было бы желание).

Минусы самостоятельного подхода

Но у самостоятельного обучения есть и минусы. Вот самые очевидные:

Процесс обучения займет намного больше времени, нежели это было бы с грамотным педагогом.
Преподаватель может составить персональную программу обучения, рассчитанную на ваш уровень игры

Тогда как при самостоятельном подходе придется искать материал самому, сортируя, что сейчас важно, а что нет.
Сложность в изучении музыкальной теории.

Как глушить струны на гитаре?

 Глушение струн – это один из самых популярных приемов для игры, который используется во многих песнях, дает композициям ритмичность, перкуссионную составляющую и украшает произведения. Этим элементом пользовались многие профессиональные гитаристы. После того, как вы научились бою на гитаре на курсе учебы на гитаре – можно перейти непосредственно к другим элементам игры, а в первую очередь к глушению. Заглушать можно несколькими вариантами: правой рукой, левой и применять прием palm mute.

Глушение левой рукой

Проще всего заглушать струны рукой, которая ставит аккорды. Чтобы это делать, надо немного ослабить давление на зажатом аккорде. Это не собьет ритм и позволит продолжать, не сбивая темп. Кроме того, при использовании левой руки, появляется возможность глушить лишь некоторые струны, что часто используют гитаристы, как пример в композиции: «Smells like teen spirit»

Глушение правой рукой

Использование руки, которая занимается извлечением звука, позволит привнести в ритм нечто особенное и добавить мелодии нечто свежее. Для эффекта оглушения нужно просто положить руку на вибрирующие струны. Таким образом издается характерный звук, похожий на хлопок или прерывистый звук. Применяется во многих произведениях, например, та же «Пачка сигарет» Цоя. 

Прием palm mute

Если требуется скользящий, пружинящий звук, то можно положить ребро руки на струны, тем самым заглушив их, а медиатором или пальцами ударить по ним. Из примеров можно привести американскую рок – группу Green day и ее композицию «Basket Case».

Пример исполнения приема palm mute

Необычные стили игры

Помимо основных техник, существуют необычные приемы. Они позволяют наполнить мелодию неожиданными переходами.

Пиццикато

Распространенная техника игры. Этот прием подразумевает легкое глушение звука ребром ладони. Чтобы его осуществить, музыкант должен во время звучания мелодии, слегка положить ребро ладони правой руки на струны. При игре на электрогитаре при помощи пиццикато можно контролировать громкость и длительность звуков.

Диссонанс

Чтобы сыграть в стиле диссонанс, необходимо настроить одну или несколько струн на нехарактерный для них тон. Подобная игра мало где применяется. Однако, композиции Джона Доуленда — британского композитора — необходимо играть именно такой техникой.

Фламенко

В традиционном испанском стиле фламенко широко распространены еще два вида техники игры на гитаре: гольпе и тамбурин. Гольпе представляет собой удар безымянным или средним пальцем руки по деке гитары. Звук, который извлекается тамбурином, похож по звучанию на народный одноименный инструмент. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя свою тяжесть. Такая техника неплохо звучит на электро- и бас-гитаре.

Таппинг

Извлечение звуков путем постукивания по струнам – одна из разновидностей легато, которая называется таппингом. Если зажать струну на одном ладу, а затем резко ударить другим пальцем по этой струне, но одним или несколькими ладами выше, то слышится интересное звучание. Стуки по струнам называются hammer-on. К таппингу также относится своеобразное сдергивание пальца со струны, называемое pull-of. При таком приеме звук получается звонкий и четкий, но обладает не слишком долгим звучанием.

После освоения одноручного таппинга, можно развить игру в этом стиле и второй рукой. Создается впечатление, что играют несколько гитар. Это происходит, благодаря сразу нескольким мелодическим линиям.

Фингерпикинг

Фингерпикинг — его еще называют фингерстайл. Получил широкое распространение среди музыкантов, играющих блюз и кантри. Фингерпикинг — техника игры на гитаре, дающая возможность полностью раскрыть гитару, потому что при таком приеме можно играть как аккомпанемент, так и мелодию, причем одновременно. Пальцевой стиль совмещает слэп, флажолеты и некоторые другие стили игры.

Сдержанность

Это важнейший элемент не только в плане игры на гитаре, но и в любом деле. Просто, изучая что-то наступают моменты, когда в голове возникают мысли типа «это не мое», «я не смогу», «это нереально» и т.д. Для разбавления этих пафосных идей опишу пример из жизни. Для меня было проблемой взять баррэ. Дело заключалось не в отсутствии практики, не в болевых ощущениях, а просто — не получалось. Месяц я убил на то, чтобы каждый день понимать, что баррэ я так и не взял, пока в один прекрасный день у меня это не получилось. Сейчас для меня зажать баррэ не составляет никакого труда, однако что бы я не разучивал, по сложности, именно психологической, еще ничего не смогло сравниться с тем месяцем. Именно сдержанность помогла мне умножить свои практические знания игры на гитаре, поэтому не стоит забывать о том, что терпение обязательно поспособствуем выполнению поставленной задачи.

Итак, подведу итог вышенаписанного. В данной статье я рассказал вам о функциях обеих рук в отношении гитары, подробно описал способы извлечения звука и поведал об основных препятствиях перед начинающими гитаристами. Надеюсь, вам понравилась эта статья, и вы сделали для себя необходимый вывод. Мне остается только пожелать всем вам удачи в постижении гитарной науки. Мы с вами обязательно встретимся в следующих статьях, а пока что заходите на сайт guitarlesson.ru и учитесь играть на гитаре.

ID в контакте: http://vk.com/id17968709

Игра щипком

Переходим к последней технике, в нашем списке — игре щипком. В сущности, это прием, при котором звук разом извлекается из нескольких нижних струн, двух или трех. Многие композиторы использовали этот метод в своей музыке. Например, «Ваше благородие» или «Постой паровоз».

Играть таким способом вовсе не сложно. Здесь подразумевается чередование баса и щипка. То есть нужно взять в левой руке любой аккорд, а в правой дернуть бас, а затем одновременно первую, вторую и третью струны. Так получается некий щипок. И снова бас, щипок, бас, щипок. Его можно играть дергая три струны, или только две. Иногда гитаристы играют его в качестве аккомпанемента, тогда бас не требуется.

Подготовительные упражнения

Практическое исполнение гитарного арпеджио всегда начинается с простых упражнений на открытой струне. Но для этого нужна подготовка:

  1. Техника создания звука большим пальцем отрабатывается (игра с опорой и без нее) по схеме: на каждой басовой струне отдельно (апояндо, затем тирадо) по две струны с чередованием пассажа в каждом такте с шагом 4/4 метра от струны на струну и способ получения звука ⇒ на трех струнах с пошаговыми переходами от 6-й струны к 5-й и 4-й струне (чтобы затем вернуться к 6-й струне) ⇒ выполнить последний вариант с модификацией: играть апояндо на 6-й и 5-й струнах и 4-й струне измените метод воспроизведения звука на тянущий.
  2. Практикуйте правильное положение всех пальцев правой руки на «своих» струнах — сначала последовательно и медленно, начиная с одной из басовых струн, а затем одновременно и как можно быстрее и точнее.
  3. Знание нотации, распространенной среди гитаристов-любителей и профессиональных гитаристов, для передачи грубой силы в печатных текстах и ​​интернет-ресурсах.
  4. Практическое изучение простых ударов по струнам, открытым в заданное время и при строгом соблюдении всех правил звукообразования и порядка звучания.

Одновременно с вышеуказанными подготовительными упражнениями следует научиться натягивать струны пальцами левой руки и отработать формулировку нескольких народных аккордов хотя бы для одной логической гармонической последовательности. Это могут быть аккорды ми минор: Em, Am, C и D.

Первый называется аккордом ми минор, второй — ля минор, третий — до мажор, а четвертый — ре мажор. Именно с ними следует и дальше развивать методику перечисления, используя как простые уже разработанные схемы, так и более сложные конструкции.

Как играть на гитаре медиатором?

Наконец, последняя техника игры на гитаре, о которой мы расскажем в этой статье — это игра с использованием медиатора. Медиатор должен располагаться в руке естественным образом, то есть сбоку от указательного пальца.  При этом большой палец должен плотно накрывать его сверху. Извлечение звука с помощью медиатора — непростое дело, которое требует больших усилий и упорных тренировок.

Настоящая трудность состоит в том, чтобы сосредоточиться на ритме и точности расположения медиатора на струнах и при этом сохранить плавность и гибкость движений.

Не бойтесь резко “бить” по струнам, чтобы заставить их звучать должным образом. Со временем вы научитесь находить баланс между извлечением нужного звука и силой “удара”.

Гибкость запястья

Да-да, запястье выполняет важную функцию и во время использования медиатора при игре на гитаре. Попробуйте выполнять движения вверх и вниз, сохраняя неподвижным ваш локоть и предплечье. Двигаться при этом должно только ваше запястье!

Советы по игре на гитаре медиатором

Ниже вы найдёте несколько рекомендаций, которые помогут вам освоить игру медиатором:

Не поднимайте руку слишком высоко; Старайтесь сохранять запястье гибким (это крайне важно при использовании медиатора); Соблюдайте симметрию  во время движений руки вверх и вниз; Попробуйте держать медиатор под углом, если почувствуете, что это поможет вам снизить интенсивность “ударов” по струнам; В самом начале старайтесь не торопиться и играть мягко и медленно и постепенно наращивайте скорость и темп;
Используйте зеркало во время занятий. Это убережёт вашу шею от затеканий и поможет вам взглянуть на свои движения со стороны

Благодаря зеркалу вам будет легче понять, что именно вы делаете не так, и вовремя исправить ситуацию.

Ещё больше советов по темам игры на гитаре и различным техникам можно найти здесь:

  • Как петь и играть на гитаре одновременно?
  • Как научиться бегло играть на гитаре?
  • Как играть на гитаре, используя лишь одну руку?
  • Как настроить электрогитару?

Обучение игре на гитаре за 14 дней — реально или нет?

За 2 недели можно научиться играть на гитаре только поверхностно, ведь за это время, если начинать обучение с нуля, то даже пальцы не успеют как следует привыкнуть к зажатию струн. И мышечная память мелкой моторики не успеет сформироваться для быстрого взятия трудных аккордов. Однако за 14 дней можно хорошо подучить теорию, и уже подходить к практическим занятиям гитарой с теоретическим понимание того что именно нужно делать чтобы научиться играть на гитаре самостоятельно.

Есть список проблемных мест в программе обучения игры на классической-акустической гитаре. Эти места у учеников вызывают наибольшие затруднения. Вот чтобы научиться игре на гитаре, необходимо в первую очередь устранить все проблемные места, те моменты, что вызывают затруднения, которые сложно играть и порой не хочется

Обратите внимание там, где не получается, и играйте именно это, баррэ это или просто зажать струну другим пальцем

Проблемные моменты при обучении игре на гитаре:

Игра аккордов с баррэ

С самого начала обучения мы рекомендуем ученикам начинать учиться брать аккорды с баррэ, это очень важно, так как процесс обучения требует времени, и, получается, чем раньше начать, тем быстрее научишься.

Зажатие аккордов 4-мя пальцами. Есть аккорды, такие как E7, H7 и другие, которые образуются путём задействования в прижатии всех 4 пальцев левой руки

Чаще всего мизинец левой руки у гитаристов отстает в развитии, а это неправильно, нужно все пальцы тренировать одновременно, параллельно друг с другом.

Гитаристы берут аккорды не теми пальцами, что надо. Кажется, что не имеет значения каким именно пальцем взять аккорд, например, G: мизинцем или безымянным, но это не так. Каждый аккорд нужно брать теми пальцами, которыми предусмотрено для комфортной игры. У нас на сайте при изучении аккордов на гитаре показано какими пальцами где какой аккорд зажимать.

Делается акцент на знания количества аккордов, а не на качество игры и звукоизвлечение. Правда в том, что ритм гораздо важнее на начальном этапе. Можно играть и на одном аккорде всего лишь, если развивать композицию ритмически, по законам развития ритма. Ещё одна правда в том, что двух аккордов дли ритма – это уже очень много на самом деле, множество ритмических рисунков возникает, при мелодическом неразнообразии. То есть на начальном этапе стараемся «выкручивать» ритмику на максимум, а мелодию на минимум.

Гитарист избегает импровизации. Важно уметь импровизировать на гитаре, без того навыка никак, ведь он сопряжен с творчеством. А творческая чувственная составляющая очень важна в обучении музыке, не только игре на гитаре, но и других инструментов.

Проблемных моментов может быть достаточно много, они индивидуальны, как и гитариста, и их руки, восприятие мелодий и чувств, слух у людей отличается. Но есть нечто общее в обучении гитары, как общий знаменатель, и его нужно выучить, чтобы научиться.

Посадка гитариста

В игре на инструменте нет ничего лишнего, в том числе и на важной позиции при игре. Когда гитаристы начинают учиться, сидя в неправильной позе, это обязательно отразится на технике игры в будущем

Поэтому к правильному размеру лучше сразу привыкнуть.

Нужно сесть в кресло, выпрямиться, поставить левую ногу на какую-нибудь опору, стопку книг или коробку. Главное, чтобы левое колено было выше стула. Девушки могут скрестить ноги (справа налево). Когда вы сидите, возьмитесь за гитару так, чтобы выемка на корпусе левой ноги была ближе к середине бедра.

Вы можете проверить правильность посадки, посмотрев на переднюю бабку, она должна быть на уровне плеча или чуть выше него. Также ваша грудь не должна касаться доски.

Научитесь играть Перебор 5 «Восьмёрка»

Схема Перебора 5 «Восьмёрка»

          E
1 струна |--------0---------------0-------|--------0---------------0-------|
2 струна |----0-------0-------0-------0---|----0-------0-------0-------0---|
3 струна |--1---1---1---1---1---1---1---1-|--1---1---1---1---1---1---1---1-|
4 струна |----------------2---------------|----------------2---------------|
5 струна |--------------------------------|--------------------------------|
6 струна |0-------------------------------|0-------------------------------|

   счёт   1   и   2   и   3   и   4   и    1   и   2   и   3   и   4   и 

Подробнее смотрите здесь: «Как научиться играть Перебор 5 «Восьмёрка»».

Простые песни, которые можно сыграть Перебором 5 «Восьмёрка»:

  • Белая берёза
  • Я спросил у ясеня — из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
  • Господин горных дорог — Мельница
  • Сигарета мелькает во тьме — Сектор Газа
  • Я встретил вас
  • О чём поёт ночная птица — Константин Никольский
  • Не стреляй — ДДТ
  • Колокола
  • Белая гвардия — Белая гвардия
  • Ты меня на рассвете разбудишь — из к/ф «Юнона и Авось»
  • Зорька алая — из к/ф «Всё побеждает любовь»
  • Лето — это маленькая жизнь — Олег Митяев
  • Здравствуй мама — Вячеслав Бобков
  • Белая песня про любовь — Александр Дюмин
  • Я сам из тех — Константин Никольский
  • Романс — Сплин
  • Апрель — Кино

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки

Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности

Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Игра перебором: постановка правой руки

Кисть руки должна привыкнуть к инструменту, а пальцы к своему расположению

Очень важно правильно поставить руку, так как из-за неправильного положения рука будет уставать, а техника игры пострадает

На гитаре играют четырьмя пальцами: большим, указательным, средним и безымянным. Или же по музыкальному их называют по номерам 1,2,3,4 (у пианистов еще пятый, но гитаристы играют только четырьмя). На правой руке (цифрами на левой) их обозначают так: p, i, m, a (от большого, к безымянному). Эти буквы расшифровываются как: Palgar, Indice, Medio, Anular. Названия на испанском.

Так вот, каждый палец заведует специально отведенным под них струнами:

  • Большой палец (p): 6,5,4 — струны
  • Указательный (i): 3
  • Средний (m): 2
  • Безымянный(a): 1

Поставьте пальцы таким образом и играйте ими. В большинстве случаев нельзя задействовать несколько пальцев для одной струны: для каждой струны — соответствующий палец. Нужно играть всеми пальцами, чтобы все звучало четко и красиво. Если же надо сыграть одну и ту же струну два три и более раз, то делайте это разными пальцами, чередуя их. Музыканты не играют одним пальцем, будь то гитаристы, будь то пианисты.

Также нужно уметь читать схемы. Часто написан порядок цифр, то есть струн, на которые нужно воздействовать, например, (бас) 3 2 1 2 3. Тут последовательность действий такова: сначала басовая, потом третья струна, затем, вторая, первая, третья и обратно вторая и первая. Теперь вы разбираетесь в такой схеме и сможете прочитать, как играть нужный перебор.

Все это придумано не для того, чтобы запутать, а чтобы вам было предельно комфортно воспроизводить музыку. Следите за тем, чтобы руки не зажимались, а были расслаблены. Пальцы не должны совершать лишних движений, а руки — находиться в естественном положении. Все движения должны быть техничными и экономичными.

Список популярных песен

Список песен, которые можно сыграть грубой силой, поможет вам понять смысл техники. Они подходят начинающим музыкантам и известны с детства и юности:

  1. Северный ветер — «Дворовая».
  2. Юрий Хой — «Твой зов».
  3. Машина времени — «Костер».
  4. Наутилус — «Я хочу быть с тобой».
  5. Noize MC — «Зеленый — мой любимый цвет».
  6. «Изгиб желтой гитары» в исполнении Олега Митяева.
  7. ДДТ — «Здесь».
  8. «Одинокая звезда» — группа художников «Фактор-2.
  9. Золотой лучик солнца («Бременские музыканты»).
  10. «Кредо» в исполнении Ляписа Трубецкого.
  11. Тальков Игорь — «Чистые пруды».
  12. Наутилус — «Хождение по воде».
  13. Юрий Хой — Слова».
  14. Селезенка — «Романс».

Среди музыкальных произведений каждый исполнитель найдет себе мелодию по душе, независимо от возраста.

Техника исполнения гитарных переборов

Исполнять красивые гитарные переборы довольно просто. Чтобы понять, как играть перебором на гитаре, взгляните на гитарные струны. Гитара имеет три толстые струны, которые отвечают за басовые звуки, и три более тонкие, на которых исполняют мелодическую часть перебора.

Перебор, по своей сути, является полноценной мелодией, имеющей басовую и мелодическую часть, поэтому каждый перебор начинается с удара большим пальцем по басовой струне, а затем продолжается добавлением нижних струн для создания текстуры и мелодии.

При игре перебором используются большой, указательный, средний и безымянный пальцы руки. Большой палец задевает только басовые струны, указательный, средний и безымянный пальцы касаются остальных струн.

Сожмите руку в неполный кулак и положите её на струны. Играйте басовые струны большим пальцем, щипая их ребром подушечки пальца. Остальные струны щипаются кончиками пальцев, как бы загребая струну вверх. Указательный палец щипает третью струну, средний палец – вторую, безымянный — первую.

Так как перебором обыгрываются аккорды, важно знать, какие басовые струны можно задействовать для исполнения каждого аккорда. Это можно понять, взглянув на схему аккорда, где указано, какие струны играются, а какие нет

При повторении одного и того же аккорда подряд, принято чередовать басовые струны, которые в него входят. Например, при исполнении перебором аккорда Am, музыкант сначала сыграет использует для баса пятую струну, а при повторном исполнении аккорда – шестую. Таким образом достигается разнообразие в звучании. Однако, у этого правила есть исключения, зависящие от задумки автора композиции.               

Посадка гитариста

На этом уроке мы поговорим о посадке гитариста, разберём постановку левой руки и начнём играть переборы для начинающих.

Правильная посадка и постановка рук имеют большое значение, влияя на красоту извлекаемого звука, скорость исполнения и свободу движения при игре в целом.

Мои ученики частенько пренебрегают моим советам по правильной постановке и посадке. Устав об этом говорить я предлагаю им сыграть определённые пассажи, чтобы они могли доказать мне на деле свою правоту. Фиаско, которое при этом постигает моих учеников и разница при игре в правильном положении и удержании инструмента в итоге складывается не в их пользу.

Чтобы играть, так как Вам захочется, сначала надо научиться играть, так как надо, а потом  уже можете играть подобно Джими Хендриксу зубами или держа гитару за головой. Итак, рассмотрим посадку гитариста.

Правильная посадка

Правая рука

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Поставьте пальцы на струны: большой палец p– на шестую струну,i– на третью струну,m – на вторую и a – на первую

Звукоизвлечение большим пальцем  p– происходит благодаря только пястному суставу,поэтому обратите внимание, чтобы при звукоизвлечении работал только пястный сустав, что даёт устойчивое положение всей кисти

положение кисти

После удара по струне большой палец круговым движением возвращается в исходное положение или остаётся на пятой струне, если звук надо произвести на следующей струне. На фото показано положение правой руки сверху, где большой палец  p образует подобие креста в соотношении с указательным пальцем i.На гитаре существует два приёма звукоизвлечения это apoyando-извлечение звука с опорой на соседнюю струну и tirando – извлечение звука без опоры на соседнюю струну.Правильная постановка руки на гитаре:Неправильная постановка руки на гитаре:

Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Усталость

В отличие от первой проблемы, данная ситуация имеет место быть гораздо чаще. Касается это, прежде всего, правой руки (для правшей). При любом варианте игры рука в районе запястья начинает уставать и это отрицательно сказывается не только на качестве звукоизвлечения, но и искажает сам ритмический рисунок игры. Решением такой проблемы могут послужить только тренировки. Не нужно прибегать к посторонним способам (работа над выносливостью рук вне гитарного искусства). Как говорится, клин клином вышибают, поэтому, чем чаще вы будете позволять руке уставать, тем быстрее эта усталость сойдет на «нет».

История тэппинга и великие гитаристы

Некоторые уверены в том, что тэппинг известен людям с давних времен, поскольку сам Никколо Паганини подобную технику использовал при исполнении партий на скрипке, а испанцы пытались понять, как играть тэппингом на гитаре. Аналогичная техника применялась к игре на различных других клавишных инструментах.

Основоположником тэппинга многие считают английского юношу, Джимми Уэбстера, который во время игры на гитаре использовал странную технику. Впоследствии ее назвали тэппингом. Продолжил эстафету уникальной техники Дэйв Банкер, который улучшил мастерство игры тэппингом так, что играл одновременно на двух грифах специально сделанной его отцом гитары. Эммет Чепмен в 70-х годах ХХ века увлекся тэппингом и усовершенствовал двухгрифовую гитару дополнительными струнами. На использование тэппинга других музыкантов вдохновил Эдди Ван (музыкальные темы «Spanisch» и «Fly Eruption»). Стив Хэкетт из группы «Genesis» стал одним из первых рок гитаристов, использовавших данную технику (песни «Dancing with the Moonlight Knight» и «The Return of the Giant Hogweed»). Настоящий переворот в музыке совершил виртуоз Стенли Джордан. На бас-гитаре мастерство тэппинга оттачивали Билли Шихэн, Джон Мен, Алекс Уэбстер, Виктор Вутен, Клифф Бёртон.

Упражнения для игры на инструменте

Чтобы улучшить координацию движений, развить в себе чувство ритма и скорость, начинающим исполнителям рекомендуется выполнять специальные упражнения. Также необходимо делать растяжку пальцев. Это позволит брать более сложные аккорды (например, с использованием баррэ) и играть на профессиональном уровне.

Растяжка пальцев

Растяжка пальцев позволяет дотягиваться до дальних ладов инструмента, увеличивает гибкость и выносливость. Выполнять такие упражнения можно как с гитарой, так и без нее. Вот несколько примеров:

  1. С помощью края стола — указательный или средний палец ставят на угол стола и оттягивают кисть руки вниз, продолжая удерживать палец на прежнем месте.
  2. Второй рукой — пальцы одной руки загибают назад при помощи второй ладони, удерживая в таком положении несколько секунд.
  3. С использованием грифа гитары — расставлять пальцы на грифе таким образом, чтобы они располагались как можно дальше друг от друга (как бы растягивая их).

Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.

Тренировка для начинающих

Развитию мелкой моторики у начинающего гитариста способствуют следующие упражнения:

  1. Исполнитель поочередно зажимает 4 лада, находящиеся в непосредственной близости друг к другу. Правая рука в этот момент извлекает звуки из струны. Проделать упражнение нужно на каждой струне, постепенно увеличивая скорость движений, пока весь процесс не будет отработан до автоматизма.
  2. Последовательно проигрываются 1, 4, 3 и 2 лад каждой стр. Упражнение повторяется снова и снова до тех пор, пока движения не станут максимально быстрыми и слаженными.

Когда глушить бас?

Имейте ввиду, что в нотах момент глушения баса никак не будет обозначен. В упражнениях момент глушения обозначен в учебных целях. При разборе произведения в нотах будут просто басы, идущие друг за другом, и часто даже не вынесенные в отдельный голос. В двухголосной записи бас совмещен в одном голосе с гармоническими нотами, поэтому разделять их придется самостоятельно. Об этом поговорим в отдельной главе.

Вот так бы выглядели 2, 3 и 4 упражнения в реальной ситуации:

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Так когда же глушить бас, если момент глушения не обозначен? Если мы играем верхний бас и глушим нижний соседний, то глушение происходит автоматически. Начало следующего баса совпадает с концом предыдущего, все идеально. Если же мы глушим суставом, то тем самым чуть укорачиваем предыдущий бас. Нам нужно его заглушить как можно ближе к следующему, но в то же время основываясь на метрической сетке, все наши движения должны быть ритмичными.

Как правило, безотказно действует следующий метод. Делим пополам длительность последней ноты перед следующим басом, и в этом месте глушим предыдущий бас

Не важно какая это нота по функции в фактуре (мелодическая, гармоническая или басовая). Если последняя нота восьмая, то предыдущий бас глушим на расстоянии одной шестнадцатой от следующего баса

Если последняя нота шестнадцатая, то на расстоянии одной тридцатьвторой, и так далее. Именно этот метод реализован во 2, 3 и 4 упражнениях.

В первом упражнении метод не работает, так как там одна басовая линия равномерными длительностями. Если мы применим в этом случае вышеизложенный метод, то нам придется укорачивать бас на половину, что не всегда уместно. В таких случаях глушим бас как можно ближе к следующему, но на каком-то конкретном расстоянии, ритмично. За одну восьмую до следующего баса или за одну шестнадцатую.

Бывает так, что стилистика произведения требует специального укорачивания басовых звуков, или игры их стаккато (отрывисто). В таком случае все басы укорачиваем одинаково и глушим любыми возможными способами, исходя из конкретной игровой ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: