Постановка рук при игре на гитаре

Упражнения для пальцев правой руки.

Еще раз приветствую Вас!

Тренируя пальцы правой руки, прежде всего, нужно следить, чтобы ноготь или кончик любого из пальцев не прикасался к струне, которая в данный момент звучит. Сначала нужно тренировать большой палец правой руки. Ниже смотрите упражнения для его тренировки. (Как читать данные табулатуры).

Как уже не раз упоминалось, не следует торопиться при проигрывании любых упражнений. Темп увеличивайте, только после уверенной игры. Струна должна звучать четко, без дребезжаний.

Натренировавшись, переходим на другое несложное упражнение, где этими же пальцами нужно извлечь звуки одновременно с каждой струны. Расположение пальцев не меняем.

Проигрывая, следите, чтобы все 3 струны давали звук одинаковой громкости и четкости.

Проигрывайте данное упражнение до тех пор, пока не привыкнут ваши пальцы. И еще одно упражнение для закрепления навыка.

Как уменьшить боль в пальцах от гитары, при этом, не бросая регулярные занятия. Основные советы:

1. Занимайтесь чаще, но короткими отрезками по 10-20 минут

Когда мотивационная речь завершена, перейдём к практическим советам. В первую очередь мозоли на пальцах от гитары появляются в результате интенсивного и долговременного механического воздействия на непривычные участки кожи. Наша задача – их наработать.

Делать это нужно постепенно. Главная ошибка – пытаться сделать это за короткий промежуток времени. Брать гитару один раз в неделю и пытаться наверстать упущенное в течении пяти часов это конечно похвально, но так можно и без рук остаться. Необходимо выработать привычку играть по полчаса, но ежедневно. И да – руки всё равно будут «гореть». Но вы ускорите процесс «набивания шишек» и быстрее освободитесь от неприятных ощущений.

2. Установите струны меньшим калибром (Light 9-45 или 10-47)

Болезненные мозоли от гитары также могут образовываться, если на инструменте установлены слишком толстые и «тяжёлые» струны. Они натирают большую область на подушечке и вообще действуют грубо и безжалостно. Чтобы ослабить воздействие, лучше заменить калибровку. Какие струны лучше установить?

3. Играйте только на стальных струнах и только на акустической гитаре — чтобы привыкать

Не в обиду классикам конечно. Всё-таки большинство любителей покупают себе акустики со сталью. Если вы уже играете на металлических струнах, то не нужно менять их на нейлоновые. Зажимать аккорды будет конечно проще, но и играть придётся в разы больше. А когда вы вновь возьмёте свой дредноут, то с непривычки боль вполне может вернуться.

Справедливости ради стоит сказать, что и классики, и «электрики» зарабатывают себе мозоли от струн гитары – всё зависит от степени трудолюбия, а также от исполняемого жанра. Скажем, размашистые блюзовые подтяжки на полтора и два тона набивают «оскомину» ничуть не хуже «чёса» на акустике.

4. Отрегулируйте высоту струн на грифе

На моей первой гитаре из города Боброва струны были натянуты так высоко, что мама не горюй. Поэтому зажать какой-либо аккорд дальше третьего лада уже было подвигом. Но так закалялась сталь на кончиках пальцев. А горели они почти как в литейном цехе.

Не стоит увлекаться подобным экстримом, а лучше отрегулируйте высоту анкера. Тогда струны «прилягут» над грифом, а зажимать их станет несколько легче.

5. Не зажимайте струны слишком сильно

Найдите оптимальную степень нажатия, при которой нужная нота звучит, но пальцы не перенапрягаются. Нелишним будет ознакомиться с тем, как держать гитару.

6. Обязательно отдыхайте

Натруженным пальцам необходимо давать отдых. Это может происходить во время занятий (3-5 минут) и после игры (от суток и более).

7. Облегчите боль после игры

Остудите свои «горящие» пальцы и старайтесь не доводить до появления волдырей (хотя, скорее всего, они будут). Макните «рабочие» пальцы в яблочный уксус или намажьте обезболивающей (охлаждающей мазью).

9. Набивайте сухие мозоли, даже когда не играете

Своеобразный тренажёр для гитариста должен быть всегда под рукой. Вы можете набивать сухие мозоли, скажем, потирая пальцы об карандаш или другой твёрдый шершавый предмет.

10. Держите свои ногти подстриженными

Это касается левой руки (у классиков для правой особая политика). Не стоит состригать их совсем под корень – так вы оголяете область соприкосновения струны с подушечкой.

11. Наберитесь терпения и не сдавайтесь!

Стоит сказать, что вы не один такой уникальный с нежными подушечками пальцев. Для гитариста это всегда действительно «трудовые мозоли». Они являются показателем того, что вы не просто занимаетесь на любимом инструменте, но и на правильном пути. Ведь у тех, кто берёт гитару в руки один раз в месяц, чтобы поиграть в компании друзей (что нисколько незазорно) вряд ли нарастёт «защитный слой», чтобы играть большие и серьёзные произведения. Запомните – вы на правильном пути, остаётся лишь немного потерпеть и «посвящение» в гитарные трудяги будет пройдено.

Виды боя и их обозначения

Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – «разгеадо». Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.

Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!

Играет Вячеслав Шувалов:

Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!

Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.

Именно в любительской среде возник термин «игра боем», или «гитарный бой». Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом «ставит аккорды» на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же «бой», то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.

Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного «боя», один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.

Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)

Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:

Приёмы и способы игры на гитаре.

На этом инструменте можно играть многими способами, о некоторых из них вы узнаете из статьи.

Бой

Популярный приём. С него начинают играть все гитаристы. Кстати правильное название этого приема — разгеадо. А в народе его называют просто боем. Техника заключается, в том, что правая рука ударяет по струнам в заданном ритме, а левая зажимает аккорды. Этим способом часто играют барды, а также исполняются дворовые песни.

Перебор

Вторая по популярности, это техника перебора, по другому её еще называют — фингерстайл (finger — палец, style — стиль). Более продвинутые начинающие гитаристы интересуются этим способом игры. Метод заключается в последовательном перебирании струн разными пальцами и в разной последовательности. Используя этот прием, каждая нота будет звучать по отдельности, и весь аккорд в целом, так как предыдущие ноты еще звучат. Он часто используется в романсах. Игра перебором звучит романтичнее.

Игра на одной струне

Для новичков есть очень простая техника — это игра на одной струне. Казалось бы, ну что там можно на ней одно сыграть? Однако, много чего, и очень даже известных композиций. Вот собственный небольшой список простых песен играющихся на одной струне:

  • Песни Queen (another one bites the dust особенно круто звучит)
  • ABBA Mamma Mia, Happy new year
  • Felicita
  • Бетховен — начало пятой симфонии
  • Я готов целовать песок
  • Гражданская оборона — Всё идет по плану
  • Бременские музыканты — Луч солнца золотого
  • Звенит январская вьюга
  • Сектор газа — Лирика
  • Юрий Антонов — Мечты сбываются
  • Жуки — Батарейка.

Игра известных композиций на одной струне

Это простые песни на гитаре, для начинающих музыкантов.

Постановка левой руки

Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.

Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.

  1. Исходное положение: правильная посадка с гитарой, пальцы правой руки — на струнах (смотрим на описание расположения правой руки на гитаре выше по тексту).
  2. Левая рука, согнутая в локте под прямым углом и направленная предплечьем вперёд, находится под грифом.
  3. Ладонь расправляется пальцами вперёд, а её внутренняя часть поворачивается вниз – к полу.
  4. Нужно представить, что в ладонь берётся теннисный мяч или яблоко средней величины. Их нужно удержать. (Всё это для понимания можно проделать с настоящим яблоком или мячом).
  5. Сохраняя полученную форму пальцев и кисти, развернуть руку, вращая предплечье вместе с кистью по оси против часовой стрелки, внутренней частью ладони вверх.
  6. Поднести кисть к грифу инструмента. Гриф своей нижней боковиной надо будет вложить в промежуток, образовавшийся между большим пальцем левой руки и остальными её пальцами.

Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.

При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).

Как улучшить технику игры

Обучение игре на гитаре — не всегда скучное и нудное занятие. Необязательно заучивать ноты и искать их на грифе гитары.

Вот простые советы начинающему гитаристу:

  1. Освойте правильную технику хвата грифа гитары.
  2. Для улучшения гитарных навыков необходима правильная постановка пальцев левой руки при взятии аккордов и нот.
  3. Делайте упражнения в полной тишине, чтобы никакие шумы не отвлекали от игры.
  4. Используйте метроном, чтобы не сбиваться с ритма.
  5. Не избегайте сложных аккордов. Разучивайте новые методики исполнения и гаммы.
  6. Ознакомьтесь с музыкой и техникой игры известных гитаристов. Джимми Хендрикс, Стив Вай, Эрик Клэптон отличились своей виртуозной игрой на электрогитаре. Но среди и бас-гитаристов есть легендарные личности: Джеймс Джемерсон, Жако Пасториус, Фли, Виктор Вутен.

И, конечно, играть на гитаре нужно ежедневно. Необязательно сидеть часами, достаточно несколько получасовых подходов в день.

Как брать аккорды?

Для правильного взятия аккордов важна правильная постановка рук. Расслабьте левую руку и вложите в нее гриф гитары так, чтобы его задняя часть опиралась на большой палец, а пальцы находились напротив струн. Не надо обхватывать гриф и сжимать его – старайтесь, чтобы левая рука всегда была расслаблена.

Согните пальцы и их подушечками зажмите любой аккорд. Если вы делаете это впервые – то, скорее всего, правильно поджать струны у вас не получится. Давите на струны до тех пор, пока не получите четкий звук без какого-то дребезжания, но не перестарайтесь, и не прижимайте их сильно к накладке грифа – иначе звук сильно исказится. Скорее всего, подушечки начнут болеть – и это нормально, просто продолжайте ставить аккорды, пока на пальцах не появятся мозоли, и они не привыкнут к тому, что сталь их режет и трет. Не ставьте пальцы на порожки ладов – иначе будет возникать противное дребезжание.

Упражнения для тренировки

Вот несколько упражнений для ежедневной разминки для начинающих гитаристов.

Для правой руки

Лучшие упражнения для пальцев правой руки начинающих — это арпеджио, играя ноты четырех струн (шестой, третьей, второй и первой) поочередно, начиная с баса, по приведенным ниже схемам:

  • P – i – m – a – m – i (смешанное прямое арпеджио);
  • P – a – m – i – m – a (смешанное обратное арпеджио);

  • P – i – m – a (восходящее арпеджио);
  • P – a – m – i (нисходящее арпеджио).

  • P – большой палец, играющий только на 6 струне;
  • i – указательный палец, играющий на 3 струне;
  • m – средний палец, действующий на 2 струне;
  • a – безымянный палец, играющий на 1 струне.

Для левой руки

Для развития независимости, растяжки и силы пальцев левой руки необходимо каждый день играть хроматические последовательности нот на всех струнах. Начинайте с первой струны, затем переходите ко второй и так далее до шестой.

Вначале достаточно играть только первый лад аккорда (в пределах первых 4 ладов), в дальнейшем следует играть до 12-го лада каждого аккорда.

Порядок такой: 0 — 1 — 1 — 2 — 3 — 4.

0 — открытая (ненажатая струна),

1 — указательный палец левой руки прижимает первую струну на первом ладу,

2 — средний палец прижимает первую струну на втором ладу,

3 — безымянный палец прижимает первый аккорд на третьем ладу на третьем ладу,

4 — мизинец прижимает первую струну на четвертом ладу.

Пальцы «i» и «m» правой руки извлекают ноты из струны в таком порядке: i-m-i-m (и так далее). Как только вы сможете свободно играть это упражнение на первой струне, продолжайте играть его на всех струнах без перерыва.

Как ставить аккорд F с баррэ

Если говорить честно, то среди всех аккордов именно F заслуживает звание самого многострадального. Множество гитаристов в начале своего пути просто бросало гитару, поскольку наткнулись на непреодолимую преграду в виде баррэ и, как следствие, критической просадкой в скорости смены аккордов.

Для начала – поймите, как ставить баррэ правильно. Сначала это может показаться очень сложным – потому что мышцы опять начнут болеть, большой палец начнет быстро неметь и не слушаться. Не сдавайтесь, поскольку это сигнал к тому, что вы все делаете правильно. Да, скорость исполнения будет значительно просажена, однако это нормально.

Совет: Еще один действенный совет по тому, как зажать аккорд F и научиться быстро, играть с ним – это выучить песню с его участием. Сначала у вас наверняка не будет ничего получаться, но если тренироваться каждый день, то со временем скорость вернется, и вы значительно прокачаете свое гитарное мастерство.

Правильная посадка

Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.

Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?

Классическое положение

Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:

Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.

Эстрадное положение

Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.

Правильная посадка

Прежде чем мы перейдем к правилам сидения и постановки рук, давайте запомним одну основную вещь, касающуюся этого вопроса. Все тело должно быть максимально расслаблено и не напрягаться от совершенных движений. Это касается и рук, и пальцев, и всего тела. Поза не должна быть болезненной для отдельных частей тела, человек не должен быстро уставать, органы и конечности не должны становиться жесткими и твердыми.

Все начинается непосредственно с осанки тела. В этом отношении гитаристы делятся на два лагеря — одни считают единственно правильной позу классической гитары, другие — эстрадной. Так в чем же разница между ними?

Классическое положение

Ну, эта поза была придумана изначально, и именно так впервые играли на гитаре. Выглядит это примерно так:

Правая нога — или левая, если вы левша — находится на специальной подставке прямо над левой (или правой) ногой. Гриф опирается на бедро так, чтобы гриф гитары был расположен по диагонали. Ваша рука находится в рамке и опирается на корпус. Иногда между бедром и гитарой ставится гитарная стойка, но не обязательно. Это позволяет оптимально контролировать как руку на грифе, так и руку играющего.

Эстрадное положение

Распространенная позиция, используемая большинством гитаристов сегодня. Она гораздо проще классической позиции — гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги — в зависимости от того, какой рукой вы ведете гитару. Единственное, что нужно помнить, это то, что гриф должен быть слегка наклонен вверх, а не направлен к полу. Это неправильно, приводит к снижению контроля и портит все положение рук и технику игры

Вам следует обратить на это внимание в самом начале и по возможности исправить

Популярные песни с простыми аккордами

Лучшим закреплением данной темы будет разучивание песен, где используются указанные трезвучия. Ниже представлен список композиций, которые полностью состоят из данных аккордов, сыгранных в разной последовательности и ритме.

Проблема с постановкой аккордов – это классическая и типичная сложность, с которой сталкивались абсолютно все гитаристы. Действительно – струны сами по себе режут пальцы, преодоления натяжения для хорошего зажатия непривычно руке, из-за чего пальцы не слушаются и болят. Кроме того, сначала скорость смены позиций будет очень далека от совершенной и имеет свою сложность. Причина этого проста – вы находитесь в самом начале своего гитарного пути. Даже зная основные аккорды для начинающих, между тем как вы поймете все позиции и научитесь правильно ставить их пройдет какое-то время. Эта статья полностью посвящена данной проблеме начинающих и включает в себя полезные советы по их преодолению.

Малое баррэ

Если прижать одновременно две, три или четыре струны, то такое баррэ будет называться малым. Положение пальца при этом меняется. Получается небольшой прогиб в средней фаланге. Большой палец при этом смещается чуть ниже, особенно когда прижимаются первые две струны.

Изгиб фаланги нужен для того, чтобы остальные пальцы могли без затруднений дотягиваться до басовых струн, до ладов расположенных выше. Абсолютно прямой палец будет создавать дополнительное напряжение.

Основное различие между малым и большим баррэ, как раз в легком прогибе средней фаланги. Здесь каждый должен найти для себя приемлемый вариант. Следует только помнить, что мышцы постепенно становятся более эластичными и подвижными.

Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

Обучение игре на гитаре начинается не с изучения аккордов и песен, как думают многие новички, а с позиции рук. Это самый важный аспект игры на гитаре, и от того, как вы усвоите этот материал, будет зависеть ваш дальнейший прогресс. Причина проста: техника постановки рук — это ключ. Практика игры на гитаре даст вам фору, но скорость и четкость игры идут рука об руку с техникой рук. Поэтому если вы только начинаете играть на гитаре, обязательно прочитайте эту статью, потому что она поможет вам играть соло любой сложности быстро и плавно. Если вы уже играете на гитаре, вам также стоит ознакомиться с этой статьей и убедиться, что вы все делаете правильно.

5 правил постановки правой руки:

  1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
  2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
  3. Палец p чуть впереди пальца i.
  4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
  5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Обозначение пальцев правой руки

p — большой палец
i — указательный палец
m — средний палец
a — безымянный палец

Мизинец при игре классической техникой не используется.

1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.

В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.

А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.

3. Палец p чуть впереди пальца i.

Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.

Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.

При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.

4. Пальцы ima к струнам под углом 90°

В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.

5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).

Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.

Теперь рассмотрим распространенные ошибки.

Расположение правой руки

В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.

С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.

Общие правила постановки правой руки

Первое, на что стоит обратить внимание — насколько расслаблена ваша правая рука. Научиться следить за собственными ощущениями можно еще до того, как вы возьмете в руки инструмент

Сядьте на стул со спинкой или диван. Максимально расслабьте руку — пусть она свободно обвиснет. Поза должна при этом оставаться естественной, а в мышцах отсутствовать напряжение. Плечо правой руки при этом не должно никуда сдвигаться ни в одной из плоскостей. Кисть не выгибается и остается на одной линии со всей рукой. То же касается и пальцев, которые слегка сгибаются, создавая подобие расслабленного замка.

Это состояние надо запомнить. Теперь, взяв в руки гитару, положите предплечье правой руки на деку и пройдитесь несколько раз по струнам размашистыми движениями кисти. Проследите за плечом — оно должно быть расслабленным во время таких движений и оставаться на месте. Если плечо будет «бегать» за рукой, это приведет к утомлению как самой руки, так и спины.

Теперь снова сделайте несколько таких же маховых движений и проследите за локтем. Он тоже должен оставаться на месте, насколько это возможно. Никакой игры от локтя быть не должно — никаких лишних движений. Иначе локоть тоже устанет, а при долгой игре в нем даже могут появиться болевые ощущения. При правильной постановке руки гитарист играет кистью и предплечьем, плечо расслаблено, и ни оно, ни локоть не совершают лишних движений (насколько это вообще возможно с учетом того, что напрягать их, чтобы удержать в исходной позиции, также нельзя).

Касательно пальцев в классической гитаре правая рука в нейтральной позиции опирается на большой. Он ложится на 6 или 5 струну и на него «переходит» тяжесть с предплечья. Указательный прижимается снизу к третьей струне, средний ко второй, и безымянный к первой. Мизинец остается сам по себе. Средний, безымянный и указательный располагаются почти под прямым углом к струнам.

Все вместе 4 пальца образуют полукруг. Такое положение кисти на струнах подходит не только для игры классических произведений, но и для гитарного боя. Большой палец при этом располагается немного ближе к грифу, чем указательный. Ладонь остается параллельной гитарной деке и это должно быть видно при вытягивании пальцев — не должно образовываться наклона под углом. Запястье никуда не выгибается — сверху глазами гитариста кисть или параллельна, или немного выгнута от инструмента. На деку опирать запястье нельзя.

При всех этих рекомендациях важнее всего следовать главному правилу — никакого напряжения в правой руке. В противном случае гарантирована мышечная усталость, что приведет к исчезновению желания учиться играть.

Положение левой руки.

Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Пальцы должны стоять на струне, а не лежать. Локоть не прижимайте к туловищу и не отводите в сторону — это помешает зажимать струны.

Запомните ощущения в таком положении, отставьте гитару, а потом опять возьмите. Необходимо запомнить это положение и научиться не напрягаться. Если Вам сначала покажется неудобно – не беда, это дело привычки, а когда привыкните, по-другому держать гитару при игре уже не сможете.

Самое эффективное движение правой руки для гитариста

Двигать правой рукой можно несколькими способами

  • Плечом
  • Локтем
  • Кистью
  • Пальцами

Плечевое движение большое и неэффективное, про него вовсе нужно забыть. То же касается и доигрывания пальцами. Их невозможно вывести на высокую скорость и развить в них точность работы с медиатором. Остается кистевое и локтевое движения.

Освой навыки и приемы, о которых давно мечтаешь, через доступ к материалам гитарной платформы (видео, пособие, сообщество, минусовки, ноты / табы) вот тут: misharyazhenka.ru

Движение кистью самое экономичное и анатомически удобное для правой руки. С минимальным усилием оно позволяет добиться высоких скоростей и точности

Важно, чтобы кисть двигалась в одном направлении: лишние завороты, привороты и прочие неконтролируемые искривления неуместны

Лучшим пособием по работе правой руки является школа Пола Гилберта (Paul Gilbert) «Intens Rock». В пособии Пол касается не только темы работы кисти, но и дает упражнения на переход через струны. Для контроля своей постановки подойдут и подробные видео с канала Троя Грейди (Troy Grady). Благодаря доступной подаче, видео Троя можно понять без знания английского.

Troy Grady

Paul Gilbert

Локтевое движение менее универсально, но также находит свое применение

От локтя уместно играть ленивые чесы, при которых нужно бить по всем струнам и не обращать внимание на точность. Такой стиль пригодится и при игре фанка

Но самая главная заслуга локтевого движения – снятия зажимов и напряжений. Свободный полет кисти при игре чесов наиболее эргономичен для человека. Если ты начинаешь замечать боль при точном высекании кистью, то сделай перерыв и сыграй фанковый трек. Разблокировка руки гарантирована.

Как держать медиатор?

Всю расслабленность из посадки с гитарой и кистевого движения нужно перенести на хват медиатора. Для этого выполни 3 простых шага

  • Опусти руки по швам, из-за мышц-сгибателей кисть будет наполовину сомкнута
  • Согни правую руку в локте под 90 градусов
  • Поверни кисть, чтобы ноготь большого пальца смотреть в потолок, а его четверо братьев влево

Большой палец должен лечь на ребро указательного. Впихни между ними медиатор и самую малость прижми его, чтобы не вылетал. Готово!

Хват медиатора не должен напрягать кисть: втягивания, вытягивание, «уточки» из пальцев недопустимы. При правильном хвате, большой и указательный палец образуют овал, как будто при жесте «OK».

Этот же жест приводит к вопросу о позиции 3 нерабочих пальцев. В «Окее» они выпрямлены, но для такого состояния нужно прикладывать перманентное усилие. Лучше оставить троицу расслабленной, в полусогнутом положении. Помимо удобства, такая постановка позволяет играть смешанной техникой.

Следующий вопрос – угол наклона медиатора. В зависимости от ситуации, медиатор нужно ставить под разные углы. Но по заветам Гилберта (Gilbert), за универсальное значение стоит принять 45 градусов по отношению к струне.

Если поставить медиатор параллельно струне, то звук будет очень хлестким, но для его извлечения придется прикладывать больше усилия. Если развернуть медиатор под 90 градусов, то площадь соприкосновения со струной будет большой и звук получится хлюпким.

Но какой бы градус наклона медиатора ты не выбрал, его кончик должен лишь на миллиметр входить в струну. Большое погружения не прибавит «жира», а лишь усложнит набор скорости. Даже тяжелые музыканты чаще всего играет самым кончиком.

Звук при правильном хвате медиатора должен быть одинаковым при игре сверху вниз и снизу вверх. Добиться этого можно в 2 случаях

  • Медиатор параллелен деке гитары
  • Кончик медиатора смотрит на пару градусов вверх, в сторону исполнителя

При игре Даун-Строком (Down-Stroke) удобнее всего играть с медиатором, кончик которого смотрит на исполнителя. При игре Ап-Строком (Up-Stroke) медиатор нужно поставить параллельно деке, чтобы он не выступал крюком. Использование лишь кончика медиатора особенно актуально при верхних ударах.

Тренируй хват не только на соседних струнах, но и со скачком через 1 струну. Для этого можно играть октавы или самому придумать удобные последовательности нот. Продвинутые упражнения с пропуском струн можно найти в видео Пола Гилберта (Paul Gilbert).

Как прочитать аппликатуру аккорда?

Как уже было сказано выше, для игры аккордами не требуется знание и понимание того, как они построены, а также не надо искать их на грифе – все уже давно сделано и записано в виде особых схем – аппликатур. Зайдя на любой ресурс с подобранными композициями, под названиями аккордов можно увидеть картинку сеткой и точками на разных местах. Это и есть схема аккорда. Для начала, разберемся, что это за сетка.

Кроме того, многие точки пронумерованы между собой, и эти цифры соответствуют пальцам, которыми надо зажимать струну.

1 – Указательный палец; 2 – Средний палец; 3 – Безымянный палец; 4 – Мизинец.

Открытая струна либо никак не обозначается, либо же отмечается крестиком или цифрой 0.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: