Введение: развитие инструмента, гитара и составные части
День №1 Истории развития акустической Гитары
День №1 Композиторы
День №1 Звук, Физические свойства звуков, Сила звука, Тембр, Слух
День №1 Строение электрических гитар. Строение электрогитар.
День №2 Строение акустических гитар
День №2 Виды гитар. Семиструнная, Вестерн, Испанская
День №3 Гитара не строит, мензура, струны, порожки. Проблема с гитарой
День №3 Выбираем гитару. Примеры и описание основных типов гитар
День №3 Покупка инструмента. Советы по покупке гитары. Критерии выбора гитары
День №4 Струны, Свойства струн, их натяжение
День №4 Медиатор, Плектр, О медиаторе, О плектре
День №4 Положение тела во время игры, посадка, игра стоя
Для чего нужен этот самоучитель, кому он подойдет
Сайт посвящен акустической гитаре. Тем, кто хочет играть на электрогитаре, стоит заглянуть на первый урок, он самый главный, попробовать удар апояндо, особенно басистам, воспользоваться моей училкой нот на гитаре в 3-м упражнении 3-го урока,, а позже – посмотреть аккорды: уроки с 12 по 17. Вальс из 17-го урока годится для игры медиатором.
Гитара и руки
Уроки написаны для правшей, потому что понятия «правая рука» и «левая рука» в гитаре довольно устойчивы. Я приношу левшам свои извинения и прошу их самих поменять слова местами, а струны на гитаре натянуть инверсно (вместо шестой – первую, и т.д.). Категорически не советую левше играть на гитаре под правшу и наоборот. Ни табулатуры, ни анимация для левшей не помеха: привыкаешь очень быстро.
Устройство гитары
Минимальные сведения об устройстве гитары и нотной грамоте выделены в отдельные разделы. Первый урок идет вообще без гитары. Еще 5 -7 уроков можно пройти с любой гитарой и любыми струнами. Не стоит сразу бежать в магазин, если гитары нет: одолжите гитару у друзей, потом будете их учить. Если на Вашей гитаре нет или не хватает струн, купите и натяните самый плохой и дешевый (ясное дело, отечественный) комплект нейлоновых струн для акустической гитары. Настроите потом, в процессе. На всякий случай купите в запас еще один комплект и несколько отдельно продающихся четвертых струн (Ре). Желательно иметь еще одну совсем плохую гитару для того, чтобы брать ее с собой туда, где хорошую гитару жалко.
Слух и ритм
Насчет слуха и ритма. Я не встречал человека без музыкального слуха или чувства ритма. Не рекомендую комплексовать по этому поводу. В армии, например, солдаты маршируют, поют – и не комплексуют. Другое дело – тонизация, способность точно спеть конкретный звук. Но и это вопрос тренировки. И, кстати, застенчивости. Поэтому пойте больше. Когда смотрите на ноты, табулатуру, анимацию. Не стесняйтесь.
Что со звуком
Если на Вашем компьютере не работает анимация или звук, возможно, не поставлены флажки на опциях браузера. Что-нибудь типа «воспроизводить анимацию на веб – страницах» и «воспроизводить звук на веб – страницах». Проверьте опции в меню «Сервис». Включение звука останавливает анимашку, захотите ее оживить – выключите звук и обновите страницу. Есть такая команда в браузере. Анимацию делать довольно сложно, поэтому те пьесы, где могут быть проблемы и с правой, и левой рукой, снабжены анимацией, а там, где трудности только с постановкой левой руки, обхожусь табулатурой.
Немного про гитарные аккорды
Сразу про аккорды. Аккордов для гитары – тысячи. Я постараюсь объяснить как можно лучше то, что понимаю сам, но имейте в виду, что знание аккордов – вовсе не гарантия их правильного применения. Торжественно обещаю, что Вы поймете, как строятся аккорды. Табы (или табулатуры) основных аккордов Вы тоже получите. Объяснение того, как строятся аккорды, я положу в раздел “нотная грамота”, а работать с аккордами будем на уроках.
И в нотных магазинах, и в Интернете много самоучителей. Зачем нужен еще один? Какая цель?
Цель этого самоучителя – в простой форме показать новичку как можно больше возможностей гитары. И научить использовать эти возможности. Чтобы когда он услышит СВОЮ музыку, он смог ее сыграть.
Этап №2: изучаем другие простые аккорды
Двигаемся дальше: на очереди изучение других аккордов из тональности до-мажор: соль-мажор (G) и фа-мажор (F).
Данный этап немного посложнее, так как вам потребуется использовать прием под названием баррэ – ваш указательный палец должен будет одновременно зажать несколько струн на одном ладу.
Начнем с фа-мажор:
- Указательный палец поместите на 1 лад: в этом аккорде он должен будет одновременно зажимать 1 лад на 6, 1 и 2 струне. Это ноты фа (1 и 6 струна) и до.
- Безымянный палец поместите на 3 лад 5 струны – это также нота до.
- Мизинец поставьте на 3 лад 4 струны – это нота фа.
- Наконец, средний палец зажимает 3 струну на 2 ладу – нота ля.
Данная аппликатура (порядок расположения пальцев) является одной из основных и классических в гитарной музыке и позже вы будете использовать её очень часто
Поэтому уделите особое внимание отработке данного аккорда – добейтесь максимально чистого и ровного звучания при комфортной постановке рук. Повторимся: по началу подушечки пальцев и суставы будут не в восторге от вашего нового хобби
Но оно того стоит!
Переходим к аккорду G, или соль-мажор.
- Зажмите средним пальцем 3 лад 6 струны – это басовая нота соль;
- Указательным пальцем зажмите 2 лад 5 струны – нота си;
- Далее оставляем три открытых струны – с четвертой по вторую, ноты ре, соль и си.
- Наконец, безымянным пальцем или мизинцем (более предпочтительно) зажмите 3 лад первой струны – нота соль.
У этого аккорда есть и еще один вариант для данной позиции:
Обратите внимание, что 2 струну мы оставляем не открытой, а зажимаем её на 3 ладу безымянным пальцем, мизинцем зажимаем 3 лад 1 струны. А теперь немножечко магии, которая очень поможет вам в будущем! Аккорды фа-мажор (F) и соль-мажор (G) идентичны, отличаются они лишь высотой: последний на 2 полутона (2 лада) или на 1 целый тон выше
Догадались, что это означает? Мы можем сыграть ту же аппликатуру, которую используем для аккорда фа-мажор (F), только на 2 лада выше – и получим соль-мажор (G)!
А теперь немножечко магии, которая очень поможет вам в будущем! Аккорды фа-мажор (F) и соль-мажор (G) идентичны, отличаются они лишь высотой: последний на 2 полутона (2 лада) или на 1 целый тон выше. Догадались, что это означает? Мы можем сыграть ту же аппликатуру, которую используем для аккорда фа-мажор (F), только на 2 лада выше – и получим соль-мажор (G)!
Как быстро научиться играть на гитаре
Каждый человек преследует разные цели. Чтобы можно было ответить на вопросы как быстро научиться играть на гитаре, трудно ли это или легко, за сколько времени можно хорошо освоить этот инструмент с нуля – нужно понимать, чего вы хотите добиться.
Хотите быть душой компании, играть красивые лёгкие мелодии и петь любимые песни у костра? При правильном подходе этому можно обучиться самостоятельно в весьма сжатые сроки не выходя из дома. Конечно, аккорды песни «Группа крови» и других, в которых используется прием «баррэ» сначала будут даваться тяжело
Важно соблюдать регулярность занятий. Для начинающих достаточно уделять игре на гитаре каждый день по 2-3 часа и изучить необходимые азы, чтобы через две недели увидеть первые результаты
Сколько времени нужно, чтобы научиться играть на гитаре и стать профессиональным гитаристом? Может быть, вы хотите знать, как научиться импровизировать, играть классические произведения, освоить жанры фламенко, джаз, блюз, фингерстайл и виртуозно поливать соло свипом? Тут речь идёт совсем о других временных интервалах.
Профессиональные гитаристы тоже начинали своё обучение игре на гитаре с нуля. То, о чем я расскажу дальше – фундамент, без которого не обойдутся ни любители, ни профессионалы.
Предлагаю, для начала, ознакомиться с рекомендациями знаменитых гитаристов для начинающих, а уже потом подробно во всем разбираться.
Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы
Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.
Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.
Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».
Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:
- Указательный – №1
- Средний – №2
- Безымянный – №3
- Мизинец – №4
- Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет
С этой книгой читают
Ударные инструменты для чайниковСтронг Джефф
Автор книги в простой и увлекательной форме рассказывает об искусстве игры на ударных инструментах. Вы узнаете, что такое ударная установка и как ее собрать, освоите…
4.05
(2)
Осознанная игра на 6-струнной гитаре Иванов Андрей Вячеславович
Хочу, чтобы Вы усвоили одно правило, которым руководствуюсь я: «Не существует гитаристов — существуют музыканты, играющие на гитаре!». Отсюда следует, что, в первую…
Развитие памяти для чайниковДжон Богосиан Арден
Итак, вы хотите улучшить свою память. Универсального метода улучшения памяти не существует. С увеличением количества изученных и отработанных способов, используемых для…
3.56
(9)
C++ для «чайников»Стефан Рэнди Дэвис
C++ для «чайников» 4-е издание.
*** *** ***
«Моим друзьям и семье, которые помогли мне
стать «чайником » в еще большей степени,
чем я есть на самом…
2.71
(15)
Заметки чайника-мага Шмат Арсен Станиславович
Называется, зашел в магазин купить газировки, а в результате оказался в другом мире.
И так, что мы имеем? Огромный уровень магических способностей, знания родного…
3.7
(2)
Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитареСуханов В
Звуки гитары. Томные и страстные, искрометные и нежные, суровые и радостные. Кто из нас не мечтал овладеть этим инструментом?Наконец-таки, после долгого перерыва…
4.2
(1)
Магия для чайников Jane Porter
Где я? Что это за место? Везде темно, пусто. Только мелькают какие-то всполохи. Я умер? Кто я такой? Что я такое? Кем я был? Зачем мне это знать? Я хочу это знать?…
3.5
(4)
Физика для «чайников» Задумавшийся Андрей
От автора В школьные годы меня очень раздражало то, что учебники по всем предметам пишутся сухим академическим языком, и читать такие учебники, не имея представления о…
4.3
(5)
Основная часть №2 Техники игры
День №21 Интервалы, Промежутки, Прима, Секунда, Терция, Кварта, Квинта, Секста, Септима, Октава
День №22 Правая рука. Основы поведения правой руки
День №23 Техника игры с медиатором. Игра плектром
День №24 Аккомпанемент, Рифы
День №25 Размер. Примеры размера и счета нот
День №26 Техника левой руки
День №27 Смена позиции
День №28 Аккорды, Основные понятия аккордов. Кратко о названиях аккорда.
День №29 Аккорды и обозначения. аккордовые обозначения. Аппликатуры аккордов
День №30 Способы игры аккордов. Эффект щипка, Игра с помощью медиатора
День №31 Правила и законы построение лобового вида аккорда
День №32 Цепочка аккордов, Самые частые аккорды
День №33 Баррэ, Приём Баррэ, Барре и позиция
День №34 Перебор, Пальцевой стиль
День №35 Арпеджиато. Что это такое и как его играть
День №36 Гаммы, Виды гамм
День №37 Разновидности Мажорной и Минорной гамм
День №38 Приёмы рок-гитары
День №39 Форшлаг, Предудар
День №40 Синкопированный ритм, синкопы
День №41 Квинтовый круг. Тональность
День №42 Пентатоника, ряд из пяти звуков, Пентатонические созвучия, Минорная пентатоника
День №43 Басовая линия, Басовая партия. Двуголосье.
День №44 Знаки сокращения, Список всех знаков сокращения. Реприза, Вольта, Сеньо и фонарь, Повторение тактов, Повторение отдельных звуков- нот
День №45 Транспонирование, перенос тональностей
День №46 Флажолеты. Способы игры Флажолетов. Как играть флажолет. Музыкальный инструмент флажолет
День №47 Лады. Разновидность диатонических гамм
Помните, для того, чтобы достичь результата, нужна практическая нагрузка. Играйте как можно больше, играйте на разных инструментах, если это возможно (на электрогитаре, акустической гитаре, семиструнной гитаре) и старайтесь делать это всегда и везде, тогда Вы достигните результата!
Самоучители игры на гитаре. Скачать!
Самоучители!
Если вы начинающий гитарист или вовсе не имеете навыков игры на шестиструнной гитаре, то безусловно вам помогут достичь хороших результатов и за короткий срок, предложенные ниже электронные учебные пособия.
Конечно же в интернете сейчас немало сайтов – школ, где также обучают данному мастерству. Но как всегда есть те, кому хочется иметь все пособия на своем личном ПК и не тратить время на прогулки по всемирной паутине. С удовольствием предлагаю вам скачать данные самоучители:
Скачать! (тип файла: Архив WinRAR) Файл скачан 40748 раз(а), внутри архива нужно отрыть файл под названием Fill Capone.pdf . Самоучитель также содержит 52 аудио файла с примерами игры…
Скачать! (DjVu — файл) 2,4 Мб Файл скачан 23957 раз(а)
Для данного типа файлов может потребоваться программа WinDjView
3. Самоучитель игры на гитаре «Школа игры на гитаре» — издание в 126-ти страницах, отлично усваиваемого материала от русского автора Александра Леонидовича Шумидуба.
Скачать! (Тип файла DjVu)Размер: 11,8 Мб. Файл скачан 21805 раз(а)
4. Гитарный самоучитель «Самоучитель аккомпанемента на шестиструнной гитаре» — электронный учебник неизвестного автора, по крайней мере я не нашел не имени не фамилии. Вот скрин кратного содержания:
Скачать! (файл-html) Размер 70 Кб. Скачан 8547 раз(а)
5. Самоучитель «Книга о гитаре» (2006 г. Санкт Петербург) от Алексея Кофанова.
122 отсканированные страницы очень полезного учебного материала от автора который отлично все объясняет. Сам лично слушал несколько уроков от Алексея. А вообще, советую вам набрать в поисковике его инициалы и найти видео-уроки от этого автора.
Гитарный самоучитель состоит из трех частей:
1. Основы 2. Мастерство 3. Мысли о музыке
Скачать! ((DjVu — файл) 3,4 Mb Скачан 11152 раз(а)
Техника игры на гитаре
Во время игры на гитаре музыкант зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук (или наоборот, если он — левша).
Гитара при этом находится перед музыкантом, опирается на колено или висит на ремне, перекинутом через плечо, если гитарист играет в положении стоя.
Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук — зажимают струны правой рукой, извлекают звук — левой.
Звукоизвлечение
Основным способом звукоизвлечения на гитаре является пиццикато (щипок) — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает её и отпускает.
При игре пальцами различают две разновидности пиццикато: апояндо — с опорой на соседнюю струну и тирандо — без опоры.
Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо (удар), в русском языке этот способ игры на гитаре называют — «бой».
Пиццикато и расгеадо могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью медиатора.Медиатор — это небольшая плоская пластина треугольной формы из твердого материала — кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.
Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.
Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек, при ее резком зажатии.
Такой способ звукоизвлечения называется тэппинг. При игре тэппингом звукоизвлечение осуществляется обеими руками.
Другие способы игры на гитаре
Кроме описанной выше основной техники игры на гитаре, существуют еще несколько способов игры на гитаре, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки:
Арпеджио (перебор) — последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.
Арпеджиато — очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.
Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.
Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.
Восходящее легато — уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться.
Нисходящее легато — палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом.
Бенд(подтяжка) — повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.
Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.
Глиссандо — плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.
Стаккато — короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.
Тамбурин — перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.
Гольпеадо — еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем среднего пальца по деке акустической гитары, во время игры.
Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.
О книге
В современном мире, регулярно сталкиваясь с потоком негативной информации и отрицательных эмоций, человек должен уметь “восстанавливаться” и отдыхать от повседневных забот. Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.
Книга Суханова В «Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» относится к жанру справочники и поможет получить новые знания и с успехом их применять в своей жизни. В своей работе автор детально рассматривает серьезные вопросы взаимоотношений между людьми и то, как это влияет на нашу жизнь в целом. Данное произведение не только обогащает эмоционально, но и заставляет задуматься над многими интересными фактами.
Основная часть: Ноты, длительности
День №10 Ноты и табулатуры. Что такое табы? Для чего нужны табулатуры ?
День №11 Полутон и тон
День №12 Звукоряд, Звуковой ряд, ряд Нот, Скрипичный и басовый ключи
День №13 Нотация гитары, расположение нот на грифе гитары, картинки грифа с нотами
День №14 Нотное письмо, Основы нотной теории, Нотный стан, Паузы, Ноты
День №15 Длительность нот, Разновидности длительности нот
День №16 Паузы
День №17 Закрепление — Размер 4/4, Лига, Точки, Паузы
День №18 Примеры отрывков с нотами и паузами
День №19 Удлиненные ноты. Легато, Ноты с точкой, восьмые, шестнадцатые
День №20 Триоли
День №20 Знаки при ключе, Бемоль и Диез в начале строки
Этап №2,5: соединим простые аккорды в последовательность
Попробуйте соединить эти три аккорда в последовательность, например, сыграйте 2 раза аккорд F, потом два раза G и, наконец, 4 раза C. Звучит неплохо, правда? Все из-за того, что эти аккорды входят в одну тональность – до-мажор.
Попробуйте и другие последовательности в рамках этих трех аккордов, поэкспериментируйте с движением правой рукой, ритмом и длительностью. Занимайтесь, пока не почувствуете усталость в пальцах или жжение на подушечках – после этого дайте пальцам отдых как минимум на пару часов. Тренируйтесь и укрепляйте пальцы, не забывая о чистом и равномерном звучании аккордов.
О книге
В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Чтение увлекательной литературы непременно является действенным способом. Позволяя фантазии читателя работать в полную силу, книги тем самым помогают отвлечься от жизненных неурядиц и бытовых проблем.
Книга «Гитара для «чайников»» писателя Чаппела Джона, Филипс Марк в жанре руководства – это весьма впечатляющее произведение
Размышляя на многие актуальные проблемы и события, автор заставляет задуматься о том, что важно в нашей жизни, а что второстепенно. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя
Как выбрать правильный инструмент для обучения
Одним из самых важных моментов в обучении игре на гитаре без преувеличения можно назвать выбор правильного инструмента. Казалось бы, в интернете можно найти массу информации о выборе инструмента, зачем затрагивать эту тему в статье о том, как научиться играть на гитаре.
Дело в том, что я видел массу руководств по выбору гитары
В одних рассуждают о влиянии породы древесины на звук, в других намекают на сложности ухода за гитарами из массива и говорят, что на вашей первой гитаре обязательно должны быть нейлоновые струны, в третьих уделяют какое-то нездоровое внимание корпусу гитары
Всё это очень важно, но у меня другое мнение на этот счёт. Прислушиваться или нет — решать вам
Прислушиваться или нет — решать вам.
Я убеждён, что гитара, на которой вы будете постигать азы должна обладать лишь двумя качествами:
- нравиться вам визуально;
- быть «играбельной».
Почему именно эти два параметра я считаю самыми важными? Да очень просто. Чем больше времени вы проведёте за игрой на гитаре — тем быстрее научитесь играть.
Гитара обязательно должна вам нравиться. Она должна настолько вам нравиться, чтобы вы не могли просто так пройти мимо, не взяв её в руки хотя бы на пару минут. Сам инструмент должен вас мотивировать
Причём, совершенно не важно, почему именно вам нравится эта гитара. Может быть дело в каком-то необычном цвете, может быть ваш любимый гитарист в каком-нибудь клипе играл на чём-то подобном, может быть вы любой ценой хотите играть исключительно на гитаре Fender — совершенно не важно
Главное, чтобы вы не хотели выпускать из рук этот инструмент.
Что касается играбельности, то тут всё немного сложнее, по причине отсутствия у вас опыта. С этим поможет преподаватель или друг, который уже научился играть на гитаре. Как минимум — гриф должен удобно лежать в руке, поэтому как следует пощупайте инструмент перед покупкой. Все гитары должны строить, лады не должны царапать вам руки, высота струн должна быть оптимальной, анкер должен быть отстроен так, чтобы струны в любом месте на грифе звучали правильно без посторонних призвуков и дребезга, верхний порожек должен быть правильно отстроен по высоте и так далее
Всё это важно не только для начинающих гитаристов, но если опытный гитарист поймёт в чём дело и быстро исправит ситуацию, то новичок скорее всего просто забросит занятия из-за сопутствующего дискомфорта, хотя причина всех неудобство может быть в том, что инструмент просто не отстроен. Хорошо, если вы покупаете гитару в магазине музыкальных инструментов, где есть свой штатный мастер
Он произведёт грамотную настройку инструмента и быстро доведёт его до ума, а вам останется лишь получать бесконечное удовольствие от занятий.
Теперь о струнах. От струн очень сильно зависит звучание инструмента. Я уже упоминал, что во многих руководствах по выбору гитары для новичков советуют покупать исключительно инструменты в нейлоновыми струнами. Мотивируют это тем, что на гитаре с нейлоновыми струнами легче учиться играть и не так сильно болят пальцы. Что если начинающий гитарист, который выбирает себе инструмент, решил научиться играть на гитаре лишь с одной целью — переиграть все хиты Nirvana? В этом случае идея о том, чтобы приобрести в качестве первого инструмента классическую гитару уже кажется не целесообразной, правда? Ну поболят пальцы немного дольше, ну тяжелее будет первое время прижимать аккорды, ну и что? Зато вы сразу научитесь играть на том инструменте, который будет звучать максимально уместно в том стиле музыки, в котором вы собираетесь играть.
Кроме того, вы можете точно так же ориентироваться на любимых музыкантов в этом плане. Если вы фанатеете от Al Di Meola, Paco de Lucía или вовсе хотите пойти в музыкальную школу, чтобы научиться играть на гитаре исключительно композиции Сергея Рахманинова или любую другую классическую музыку — тогда вам больше подойдёт нейлон. Если вам нравится что-то близкое к рок-музыке, блюзу или фингерстайлу и вы фанат того, что делают Tommy Emmanuel, Andy McKee, Antoine Dufour или Don Ross, то скорее всего стоит остановиться на акустических гитарах с металлическими струнами.
Удар по струнам сниз-вверх
Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы «гладит» струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.
Пример игры боем и его запись
Теперь переходим собственно к «игре боем». Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.
Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi
Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм
А вот как его играть:
На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. «тики», четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.
Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.
Дальше повторяем тот же ритм.
Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не «бить» по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.
Предвосхищая вопрос о том, каким «боем» играется такая-то песня, отвечаю.
Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют «боем»; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.
Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого «аккомпанемента» вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного «боя». А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь «хрустящий», отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.
Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного «боя» играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте «бой» с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству!
Успехов, и любите гитару!
De Niss