Cамоучитель игры на гитаре, еще один скажете вы

Самоучитель игры на гитаре с нуля с аккордами и табулатурами

Как устроена гитара

Инструмент состоит из следующих частей:

  1. Корпус (кузов) — его форма, устройство и виды используемых материалов определяют качество звука. Так, у классической гитары корпус более круглый и меньше по размеру, чем у акустической.
  2. Верхняя дека — самая важная часть корпуса (внешняя сторона). Для ее изготовления используют ель или кедр.
  3. Нижняя дека — обратная сторона корпуса.
  4. Обечайка — элемент, объединяющий обе деки.
  5. Гриф — еще одна важная часть инструмента. Вдоль него размещены ладовые порожки, поверх которых натянуты струны. В нижней части грифа находится «голова» — именно в этой части можно обнаружить колковый механизм, отвечающий за подкручивание (настройку) струн.

У гитары может быть 6, 7 или 12 струн.

Для чего нужен этот самоучитель, кому он подойдет

Сайт посвящен акустической гитаре. Тем, кто хочет играть на электрогитаре, стоит заглянуть на первый урок, он самый главный, попробовать  удар апояндо, особенно басистам, воспользоваться моей училкой нот на гитаре в 3-м упражнении 3-го урока,, а позже –  посмотреть аккорды: уроки с 12  по 17.  Вальс из 17-го урока годится для игры медиатором. 

Гитара и руки

Уроки написаны для правшей, потому что понятия «правая рука» и «левая рука» в гитаре довольно устойчивы. Я приношу левшам свои извинения и прошу их самих поменять слова местами, а струны на гитаре натянуть инверсно (вместо шестой – первую, и т.д.). Категорически не советую левше играть на гитаре под правшу и наоборот. Ни  табулатуры, ни анимация для левшей не помеха: привыкаешь очень быстро.

Устройство гитары

 Минимальные сведения об устройстве гитары и нотной грамоте выделены в отдельные разделы. Первый урок идет вообще без гитары. Еще 5 -7 уроков можно пройти с любой гитарой и любыми струнами. Не стоит сразу бежать в магазин, если гитары нет: одолжите гитару у друзей, потом будете их учить. Если на Вашей гитаре нет или не хватает струн, купите и натяните самый плохой и дешевый (ясное дело, отечественный) комплект нейлоновых струн для акустической гитары. Настроите потом, в процессе. На всякий случай купите в запас еще один комплект и несколько отдельно продающихся четвертых струн (Ре). Желательно иметь еще одну совсем плохую гитару для того, чтобы брать ее с собой туда, где хорошую гитару жалко. 

Слух и ритм

Насчет слуха и ритма. Я не встречал человека без музыкального слуха или чувства ритма. Не рекомендую комплексовать по этому поводу. В армии, например, солдаты маршируют, поют –  и не комплексуют. Другое дело – тонизация, способность точно спеть конкретный звук. Но и это вопрос тренировки. И, кстати, застенчивости. Поэтому пойте больше. Когда смотрите на ноты, табулатуру, анимацию. Не стесняйтесь. 

Что со звуком

Если на Вашем компьютере не работает анимация или звук, возможно, не поставлены флажки на опциях браузера. Что-нибудь типа «воспроизводить анимацию на веб – страницах» и «воспроизводить звук на веб – страницах». Проверьте опции в меню «Сервис». Включение звука останавливает анимашку, захотите ее оживить – выключите звук и обновите страницу. Есть такая команда в браузере. Анимацию делать довольно сложно, поэтому те пьесы, где могут быть проблемы и с правой, и левой рукой, снабжены анимацией, а там, где трудности только с постановкой левой руки, обхожусь табулатурой.

Немного про гитарные аккорды

Сразу про аккорды. Аккордов для гитары  –  тысячи. Я постараюсь объяснить как можно лучше то, что понимаю сам, но имейте в виду, что знание аккордов – вовсе не гарантия их правильного применения. Торжественно обещаю, что Вы поймете,  как строятся аккорды. Табы (или табулатуры) основных аккордов Вы тоже получите. Объяснение того, как строятся аккорды, я положу в раздел “нотная грамота”, а работать с аккордами будем на уроках.

И в нотных магазинах, и в Интернете много самоучителей. Зачем нужен еще один? Какая цель?

Цель этого самоучителя – в простой форме показать новичку как можно больше возможностей гитары. И научить использовать эти возможности. Чтобы когда он услышит СВОЮ музыку, он смог ее сыграть.

Базовые гитарные аккорды

С чего начать процесс обучения? Конечно же с освоения аккордов. С их помощью можно сыграть множество популярных песен, аккомпанируя себе или кому-то другому. Вот аккорды для начинающих исполнителей.

A, Аm, А7

Чтобы сыграть ля-мажорный аккорд (А), нужно поставить пальцы левой руки в следующем порядке:

  • Средний — на второй лад 4 струны.
  • Безымянный — на второй лад 3 струны.
  • Мизинец — на второй лад 2 струны.

С первого раза может показаться трудно, но по мере разработки пальцев и левой кисти этот процесс заметно облегчится.

В ля-минорном аккорде (Am) расстановка пальцев следующая:

  • Указательный — зажимает первый лад 2 струны.
  • Средний — 2 лад на 4 струне.
  • Безымянный — 2 лад на 3 струне.

Этот вариант будет легче для новичка, в отличие от мажорного аккорда.

И, наконец, септаккорд (А7):

  • Средний палец — ставим на второй лад 4 струны.
  • Мизинец — на второй лад 2 струны.

B, Bm, B7

Нота си обозначается как В или Н, поэтому с написанием всегда возникает путаница. Но в большинстве случаев используется первый вариант. Чтобы сыграть си-мажорный аккорд, пальцы левой руки должны занять следующую позицию:

  • Указательный — зажимает 5 струн на втором ладу (прием баррэ).
  • Средний — четвертый лад 4 струны.
  • Безымянный — 4 лад 3 струны.
  • Мизинец — 4 лад 2 струны.

Си-минорный аккорд (Bm):

  • Указательный — прием баррэ, как в предыдущем случае (зажимает 5 струн на 2 ладу).
  • Средний — 3 лад 2 струны.
  • Безымянный — 4 лад 4 струны.
  • Мизинец — 4 лад 3 струны.

Септаккорд (В7):

  • Указательный — всё тот же прием баррэ (5 струн на 2 сладу).
  • Средний — 4 лад 4 струны.
  • Мизинец — 4 лад 2 струны.

C, Cm, C7

Чтобы сыграть до-мажорный аккорд (С), нужно поставить пальцы следующим образом:

  • Указательный — на первый лад 2 струны.
  • Средний — на 2 лад 4 струны.
  • Безымянный — на 3 лад 5 струны.

Для до-минорного аккорда (Cm) характерна такая позиция:

  • Указательный — зажимает 5 струн на 3 ладу.
  • Средний — 2 струну на 4 ладу.
  • Безымянный — 4 струну на 5 ладу.
  • Мизинец — 3 струну на 5 ладу.

И, наконец, септаккорд (С7):

  • Указательный — зажимает 5 струн на 3 ладу.
  • Средний — 4 струну на 5 ладу.
  • Мизинец — 2 струну на 5 ладу.

D, Dm, D7

Ре-мажорный аккорд (D):

  • Указательный — 3 струна, 2 лад.
  • Средний — 1 струна, 2 лад.
  • Безымянный — струна, 3 лад.

Ре-минорный аккорд (Dm):

  • Указательный — 1 стр., 1 л.
  • Средний — 3 стр., 2 л.
  • Безымянный — 2 стр., 3 л.

Септаккорд (D7):

  • Указательный — 2 стр., 1 л.
  • Средний — 3 стр., 2 л.
  • Безымянный — 1 стр., 2 л.

E, Em, E7

Ми-мажорный аккорд (Е):

  • Указательный — 3 стр., 1 л.
  • Средний — 5 стр., 2 л.
  • Безымянный — 4 стр., 2 лад.

Ми-минорный аккорд (Em):

  • Средний — 5 стр., 2 л.
  • Безымянный — 4 стр., 2 л.

Септаккорд (Е7):

  • Указательный — 3 стр., 1 л.
  • Средний — 5 стр., 2 л.
  • Безымянный — 4 стр., 2 л.
  • Мизинец — 2 стр., 3 л.

F, Fm, F7

Фа-мажорный аккорд (F):

  • Указательный — 6 струн одновременно, 1 лад (прием баррэ).
  • Средний — 3 стр., 2 л.
  • Безымянный — 5 стр., 3 л.
  • Мизинец — 4 стр., 3 л.

Фа-минорный аккорд (Fm):

  • Указательный — 6 струн, 1 лад (баррэ).
  • Безымянный — 5 с., 3 л.
  • Мизинец — 4 с., 3 л.

Септаккорд (F7):

  • Указательный — 6 струн, 1 лад (полное баррэ).
  • Средний — 3 с., 2 л.
  • Безымянный — 5 с., 3 л.

Обратите внимание! Потренироваться в технике баррэ можно с помощью аккорда Fm. Для этого на указательный палец сверху нужно положить средний (как бы слегка придавить)

G, Gm, G7

Соль-мажорный аккорд (G):

  • Указательный — 6 струн, 3 лад (баррэ).
  • Средний — 3 с., 4 л.
  • Безымянный — 5 с., 5 л.
  • Мизинец — 4 с., 5 л.

Соль-минорный аккорд (Gm):

  • Указательный — 6 струн, 3 лад (баррэ).
  • Безымянный — 5 с., 5 л.
  • Мизинец — 4 с., 5 л.

Септаккорд (G7):

  • Указательный — 6 струн, 3 лад (баррэ).
  • Средний — 3 с., 4 л.
  • Безымянный — 5 с., 5 л.

Это базовый перечень аккордов, необходимый новичку в процессе обучения.

Основные аккорды для гитары для начинающих

Как вы уже могли догадаться, для взятия аккорда нам необходимо зажать несколько струн. Нашим первым аккордом будет аккорд Em (ми минор), схема которого очень проста: на втором ладу необходимо зажать пятую и четвертую струны. Струны гитары считаются сверху вниз – от самой толстой к самой тонкой.

Лады принято отличать по их порядковому номеру, нумерация начинается от головки грифа гитары к корпусу. Пятый, седьмой, двенадцатый и двадцать четвертый лад отмечены специальными точками на грифе для более удобной навигации.

Для начала, зажмите пятую струну своим указательным пальцем. Используйте для зажатия самый кончик пальца, чтобы его подушечка не мешала свободному колебанию струн рядом

Обратите внимание на то, как нужно держать гриф гитары – не обхватывайте большим пальцем гриф, а прижимайте к нему палец плашмя

После того, как вы зажали струну, ударьте по ней. Для этого, на первых порах, мы рекомендуем использовать самый мягкий медиатор – пластинка, которую музыкант зажимает между указательным и большим пальцами правой руки (если он не левша) для ударов по струнам.

Медиатор имеет заостренную и скругленную сторону, и вам необходимо зажать его заостренной стороной к струнам. Если медиатора нет под рукой – используйте для игры большой палец правой руки. Старайтесь чисто извлечь звук, при этом помните о правильной технике игры.

Да, от зажатия струн пальцы могут немного болеть, и если вам станет очень больно – отдохните, но не бросайте начатое. Боль в скором времени пройдет, когда на подушечках ваших пальцев образуется небольшое утолщение кожи. Даже самые простые аккорды на гитаре для начинающих могут вызывать затруднения

Наберитесь терпения — через месяц занятий вы не вспомните об этом дискомфорте, либо уже перестанете обращать на него внимание

Небольшой трюк – старайтесь зажимать струну ближе к ладу, который её ограничивает. Так вы минимизируете шансы на то, что струна будет звенеть, прижимаясь не плотно.

На рисунке: аккорды для шестиструнной гитары и их обозначения

После того, как вам удалось извлечь чистый звук, запомните это ощущение и зажмите четвертую струну своим средним пальцем, в дополнение к указательному пальцу на пятой струне. Расположите средний палец так, чтобы он не мешал струнам вокруг него свободно звучать, уместив его по соседству с указательным пальцем на втором ладу. На этом аккорде, музыканты располагают указательный палец на втором ладу чуть ближе к грифу, а средний – ближе к корпусу инструмента.

Нежно ударьте медиатором по всем струнам гитары – если вы правильно зажали струны, вы услышите аккорд Em. Потренируйтесь в звукоизвлечении, привыкните к ощущению, когда струны зажаты правильно, и гитара издает чистый, стройный звук. Попробуйте ударять как по всем струнам, так и по каждой струне по отдельности.

Формируя аккорд, гитарист зажимает струны на грифе, а другой рукой, в районе корпуса, бьет по ним – это гитарный бой, особый прием игры. 

Удар по струнам сниз-вверх

Удар снизу вверх – это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы «гладит» струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.

Пример игры боем и его запись

Теперь переходим собственно к «игре боем». Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.

Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi

Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм

А вот как его играть:

На нашей схеме темно-красные точки снизу грифа – это т.н. «тики», четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка – это удар метронома или ноги.

Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.

Дальше повторяем тот же ритм.

* * *

Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны – получится еще один вариант боя. Попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не «бить» по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много. Но все схемы боя построены, в принципе, всего на трех движениях: удар вниз, удар вверх и глушение.

Предвосхищая вопрос о том, каким «боем» играется такая-то песня, отвечаю.

Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют «боем»; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.

Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого «аккомпанемента» вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного «боя». А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь «хрустящий», отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.

Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного «боя» играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте «бой» с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо – учитесь музыке, научитесь настоящему гитарному искусству!

Успехов, и любите гитару!

De Niss

Упражнения для игры на инструменте

Чтобы улучшить координацию движений, развить в себе чувство ритма и скорость, начинающим исполнителям рекомендуется выполнять специальные упражнения. Также необходимо делать растяжку пальцев. Это позволит брать более сложные аккорды (например, с использованием баррэ) и играть на профессиональном уровне.

Растяжка пальцев

Растяжка пальцев позволяет дотягиваться до дальних ладов инструмента, увеличивает гибкость и выносливость. Выполнять такие упражнения можно как с гитарой, так и без нее. Вот несколько примеров:

  1. С помощью края стола — указательный или средний палец ставят на угол стола и оттягивают кисть руки вниз, продолжая удерживать палец на прежнем месте.
  2. Второй рукой — пальцы одной руки загибают назад при помощи второй ладони, удерживая в таком положении несколько секунд.
  3. С использованием грифа гитары — расставлять пальцы на грифе таким образом, чтобы они располагались как можно дальше друг от друга (как бы растягивая их).

Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.

Тренировка для начинающих

Развитию мелкой моторики у начинающего гитариста способствуют следующие упражнения:

  1. Исполнитель поочередно зажимает 4 лада, находящиеся в непосредственной близости друг к другу. Правая рука в этот момент извлекает звуки из струны. Проделать упражнение нужно на каждой струне, постепенно увеличивая скорость движений, пока весь процесс не будет отработан до автоматизма.
  2. Последовательно проигрываются 1, 4, 3 и 2 лад каждой стр. Упражнение повторяется снова и снова до тех пор, пока движения не станут максимально быстрыми и слаженными.

Виды переборов

Перебор — самый простой способ игры на гитаре. Он подразумевает поочередное защипывание струн и извлечение отдельных звуков. Это расширяет простор для аранжировок и мелодических ходов, т. к. не нужно запоминать построение аккордов.

Популярные виды переборов — четверка, шестерка, восьмерка и вальсовые вариации.

Четверка

Этот способ игры задействует 4 струны — 3 верхние (ми, си, соль) и басовую. Вот несколько простых схем:

  1. Б321 — исполнитель сначала дергает басовую струну (ми или ля), а затем поочередно третью, вторую и первую (соль, си, ми). Далее опять следует бас и всё повторяется по кругу.
  2. Б312 — прежде всего звучит бас, потом 3, 1 и 2 струны.
  3. Б323 — бас, 3, 2 и снова 3 струна.
  4. Б123 — сначала проигрывается бас и далее поочередно 1, 2 и 3 струны.
  5. Обратная четверка — исполнитель одновременно дергает басовую, 1 и 2 струны. Затем следует 3 стр. (одна) и снова 1 и 2 (вместе), только уже без баса. И завершает схему 3 стр.

Последний способ сложнее предыдущих и требует практики, но звучит он намного интереснее и ярче. Поэтому его точно стоит освоить.

Шестерка

Шестерка — классический способ перебора, используемый в аккомпанементе русских и зарубежных песен. Вот несколько схем:

  1. Б32123 — вначале звучит бас, затем поочередно 3, 2, 1, снова 2 и 3 стр. Этот способ подойдет новичкам, не имеющим практики.
  2. Б321321 — бас проигрывается вместе с 3 струной, далее последовательно звучат 1 и 2. Не делая остановки, исполнитель сразу защипывает 3, 2 и 1 стр. (поочередно).
  3. Б12Б12 — музыкант защипывает бас (обычно это 6 или 5 стр.) и последовательно 1 и 2 струну. Далее снова бас, 1 и 2 с.

Восьмерка

Предполагает длинные последовательности нот, поэтому требует от исполнителя практики и определенных навыков. Но этот способ музицирования крайне полезен для развития координации движений. Популярные схемы:

  1. Б3231323 — в первую очередь проигрывается бас и далее поочередно звучит 3, 2, 3, 1, 3, 2 и 3 струны (без пауз).
  2. Б3212323 — бас, а затем последовательно 3, 2, 1, 2, 3, 2 и 3 стр. Этот способ более прост и удобен для новичка, поэтому подойдет для первых занятий.
  3. Б3231232 — исполнитель поочередно дергает бас, потом 3, 2, 3, 1, 2, 3, и 2 стр.

Вальсовые переборы

Проигрываются в ритме вальса (ведется отсчет «раз-два-три»). В первую очередь звучит бас, а затем уже остальные ноты. Популярная композиция, которую можно сыграть таким способом — «Прогулки на воде» от группы Наутилус Помпилиус. Известные схемы:

  1. Б(21)(21) — бас, потом 2 и 1 струны, и повтор — 1, 2. Главное — помнить о ритме вальса.
  2. Б(321)(321) — отдельно звучит бас, далее нужно дернуть 3 верхних стр. одновременно — третью, вторую и первую. Последнее действие повторить.
  3. Б3(21) — бас проигрывается одновременно с открытой третьей струной (соль), затем поочередно 2 и 1 с.

Как только переборы будут более-менее освоены, можно переходить к бою.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: