Обучение гитаре с нуля: нотная грамота

Уголок музыканта-исследователя

Тональность и аккорды на гитаре

После полного теоретического ознакомления с гаммами при помощи фортепианной клавиатуры разрешается переходить на желаемый инструмент. Здесь чаще всего первый аккорд, звучащий на гитаре, и задает произведению тональность.

Обратите внимание, что аккорд — одновременное звучание 3 и более звуков. Если смотреть со стороны гармонии, он будет являться тоническим трезвучием

А тоническое трезвучие — это 3 устойчивых ступени тональности, проигрываемые одновременно (в до мажоре это ноты «до-ми-соль»)

Если смотреть со стороны гармонии, он будет являться тоническим трезвучием. А тоническое трезвучие — это 3 устойчивых ступени тональности, проигрываемые одновременно (в до мажоре это ноты «до-ми-соль»).

Аккорд, обознающийся в табулатуре надписью Am, — самый популярный среди аккордов в кругах инструменталистов:

  • а — «ля»;
  • m — «минор».

Звучание данного аккорда в самом начале означает, что перед нами на гитаре тональность ля минор.

Изучение гамм стоит начинать с простых тональностей — описанной выше а-moll или ее параллелью — c-dur (до мажор). Свободно в них ориентируясь, ученик сможет без особого труда находить диезы и бемоли, входящие в структуру других тональностей.

Интересный и полезный факт: гаммы, вошедшие в состав мажорных, имеют параллель в миноре с аналогичными знаками альтерации, потому заучивать нужно не 24 тональности, а в два раза меньше — 12.

Переносим все аккорды песни в другую тональность

Мы с Вами рассмотрели, как перевести только первый аккорд песни в другую тональность на гитаре. А что же нам делать с другими аккордами песни? А ведь они тоже переносятся на тональность выше. Ну, например, есть у нас песня, в которой имеется цепочка аккордов:Am, Dm, E, Am. Первый аккорд песни — Am. И вот захотели мы перейти с него в тональность Hm (смотри схему тональностей выше), получается, сразу на две тональности вверх. То есть нам нужно передвинуть все пальцы на два лада вперед, к корпусу гитары. И все остальные аккорды, естественно, тоже будут передвинуты на два лада. Таким образом, цепочка аккордов будет теперь такая: Hm, Em, F#, Hm.. Тем, как Dm перешёл в Em, я мог Вас запутать. А теперь постараюсь распутать.. Аккорды можно ведь брать не только в одной позиции. Так вот, Dm же можно взять еще и так:

И вот мы двигаем его на два лада вперед:

А это уже получился аккорд Em, но в другой позиции. Нам здесь играть не удобно, поэтому мы берем его в привычной для нас позиции:

EmYour browser does not support the audio element.

Таким образом, глядя на схему тональностей на гитаре, которая находится в пункте выше, можем сказать, что, дойдя до аккорда Dm, путем передвигания пальцев, мы уже не берем его (аккорд Dm) с помощью баре, а берем в привычной для нас позиции. А, что касается аккорда D#m (следующего после Dm), то его мы взять сможем только с помощью баре. А вот следующий аккорд (Em) опять берем без баре, а в обычной позиции.

Гармонизация ладов

Сколько диезов или бемолей и у каких нот в аккордах зависит от лада и тональности.

В натуральном мажоре их нет.  В гармоническом мажоре из урока 6 1 бемоль – у 6-ой ступени.

Понижаем её во всех аккордах, где она есть и смотрим на их новый тип. Теперь на 2-ой ступени аккорд с 2-мя малыми терциями — Ddim, на 4-ой с малой и большой – Fm, а на 6-ой – с 2-мя большими – Abaug.  

За основу для семейства аккордов можно брать любой лад.

Добудем аккорды из диатонического лада из урока 8, например, лидийского – мажор с повышенной 4-ой ступенью.

И снова пишем гамму, добавляем 1 диез и определяем типы аккордов.  В отличие от натурального мажора здесь на 2-ой ступени аккорд D, на 4-ой – F#dim, на 7-ой – Bm.

Согласование нот аккордов с нотами лада называется его гармонизацией. Смысл в том, что мелодия из нот лада будет звучат хорошо с сочетанием аккордов на фоне тоже из нот этого лада. Теперь заменим везде в гармонии фа-диез на обычную фа и послушаем. Стало звучать хуже.

Заметьте: последняя нота мелодии соль и аккорд G звучат завершенно. Значит соль – тоника и тональность здесь соль мажор с 1 диезом у ноты фа. Это видно в списке выбора ключевых знаков.

Заметьте: лидийский лад от ноты «до» и мажорный лад от ноты «соль» с одним составом нот – все основные, кроме фа-диеза.

Важно: чтобы мелодия и гармония звучали складно только лишь общего лада не достаточно. Они ещё должны быть в одной и той же тональности

Поднимем мелодию на 3 полутона в раскладке пианино.  Звучит резко, потому что гармония в G, а мелодия в Bb. В списке ключевых знаков отсчитаем от тональности G 3 шага вверх – 1,2,3 и придём в тональность Bb с 2-мя бемолями. Заметьте: они есть у нот «ми» и «си» в мелодии.  

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Упражнения с  открытыми струнами: 4, 5, 6

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Добавляем басовые ноты

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Симметричные ноты

Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты”  или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:

Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.

Аккорды для начинающих

Знание и использование всего нескольких базовых аккордов позволяют сыграть большинство популярных песен. Они могут выглядеть немного другими из-за несоблюдения тональности. Тем не менее речь идёт о тех же самых мелодиях. Чтобы выучить аккорды на гитаре достаточно отрепетировать их несколько раз, дать возможность сработать механической памяти. Следующим этапом в обучении будет тренировка быстрой смены одного аккорда другим. Рассмотрим несколько наиболее часто используемых и популярных аккордов.

Am – Ля минор

Он включает в себя ноты Ля, До, Ми. Его считают одним из наиболее простых. Ля минор регулярно используется в мелодиях и песнях. Вот как нужно сыграть аккорд на гитаре:

  1. Указательным на первом ладу необходимо прижать вторую струну.
  2. Средним — четвёртую.
  3. Безымянный — на третью.

Многие гитаристы начинали изучение построения трезвучий именно с Ля минор.

A – Ля мажор

Он также распространен, но встречается реже, чем предыдущий. Он включает в себя ноты Ля, Ми, До Диез. Чтобы его сыграть, используется только второй лад. Расскажем, как можно взять аккорд на гитаре. Пальцы располагаются следующим образом:

  1. Указательный — на четвёртой струне.
  2. Средний — на третьей.
  3. Безымянный — на второй

D – Ре Мажор

Здесь используются ноты Ре, Фа Диез, Ля. Чтобы взять D на гитаре, нужно:

  1. Прижать указательным третью струну на втором ладу.
  2. Средним держат первую на втором ладу.
  3. Безымянный ставится на второй в третьем ладу. 

Чтобы использование этого трезвучия давало чистый звук, необходимо бить по четвёртой струне, используя ее в качестве тоники.

Dm – Ре Минор

Созвучие Dm включает ноты Ре, Фа, Ля. Рассмотрим, как держат этот аккорд на гитаре:

  1. Указательным пальцем прижимают первую струну на первом ладу.
  2. Средний ставят на третью струну на втором ладу.
  3. Безымянным нажимают на вторую на третьем ладу.

При работе с Ре Минор добиться чистого звучания можно только при игре на первых четырёх струнах.

E – Ми Мажор

Он хорошо звучит и очень популярен при игре на электрогитаре. Состоит из Ми, Си и Соль Диез. Чтобы его взять, пальцы нужно поставить в следующую позицию:

  1. Указательный палец ставят на третью струну в первом ладу.
  2. Средним прижимают пятую на втором.
  3. Безымянным надавливают на четвёртую на этом же ладу.

Em – Ми Минор

Em — один из наиболее часто используемых аккордов. Включает ноты Ми, Си, Соль. Для него используют два пальца. Чтобы его взять, пальцы располагают следующим образом:

  1. Указательный ставят на пятую струну на втором ладу.
  2. Средний — на четвёртую на этом же.

Безымянный при игре не используется.

C – До Мажор

До Мажор считается более сложным по сравнению с остальными, которые здесь приведены. Чтобы понять и запомнить, как он играется, нужно потратить больше усилий. Состоит из До, Ми, Соль. Его играют таким образом:

  1. Указательным пальцем прижимают вторую струну на первом ладу.
  2. Средний используют для четвёртой на втором.
  3. Безымянным надавливают на пятую на третьем ладу.

Чтобы он хорошо получился, нужно правильно ставить пальцы, не задевая другие струны.

G – Соль Мажор

G использует ноты Си, Соль, Ре.

  1. Указательный ставят на пятую струну второго лада.
  2. Для среднего — шестая на третьем.
  3. Мизинец используют для первой третьего лада.

Это единственный вариант, в котором используется мизинец.

Как читать музыкальные символы

Вот наиболее распространенные символы, которые вы, вероятно, увидите, и что они означают.

Лиги

Лига может означать две разные вещи. Если изогнутая линия соединяет две ноты одинаковой высоты, это называется связью:

Это означает, что вторая нота является продолжением первой ноты. Другими словами, вы продолжаете удерживать первую ноту и не играете ее снова.

Лига может соединять ноты вместе в одном такте, а также переносить их на следующий такт, как показано ниже:

В приведенном выше примере последняя нота в такте продолжает звучать в течение двух ударов во втором такте.

Чтобы вычислить общую длину ноты, вы суммируете длины всех нот (более двух нот могут быть связаны вместе).

Если изогнутая линия соединяет разные ноты вместе (две или более), это обозначение для легато.

Легато – это когда вы играете правой рукой первую ноту, но не играете ударом следующие ноты. Приемы игра хаммер, пул, слайд и теппинг – все это формы легато.

Иногда в нотах используются буквы H или S вместе с изогнутой линией, чтобы указать вам, как играть приемы пул или хаммер.

В приведенном выше примере вы играете ноту G, затем без удара нажимаете на A. Затем вы играете ноту B и без удара нажимаете на C.

Если вы видите наклонную линию, соединяющую ноты, а также изогнутую линию, как показано ниже, это говорит о том, что вам нужно воспроизвести слайд.

Буквы sl. также может отображаться для обозначения слайдов.

Знаки повтора

Когда часть песни повторяется снова и снова (например, рифф, который повторяется на протяжении всей песни), вместо того, чтобы писать такт снова и снова, можно использовать знак повтора.

Знак повтора состоит из двух частей: начала и конца, как показано ниже:

Двойные вертикальные линии и две точки используются в начале и в конце раздела, который нужно повторить.

Приведенный выше пример говорит нам сыграть четыре ноты, затем снова сыграть четыре ноты, прежде чем переходить к следующему такту.

Если такт нужно повторить более двух раз, он сообщит вам цифру над знаком окончания повтора, как показано ниже:

Этот пример говорит нам повторить такт три раза, прежде чем продолжить.

Альтернативные окончания (вольты)

Довольно часто что-то повторяется несколько раз, а затем при последнем повторении происходит небольшое изменение.

Вместо того чтобы выписывать весь раздел целиком, мы можем использовать альтернативные окончания, чтобы повторить все, кроме последнего такта.

Приведенный выше пример означает, что первые три раза вы повторяете первые два такта. Затем, в четвертый раз, вы играете первый такт, затем пропускаете все что в скобке и играете третий такт.

Цифры говорят вам, что играть при каждом повторении. Вот почему мы играем третий такт (обозначенный цифрой 4) при четвертом повторении и пропускаем второй такт (обозначенный цифрой 1-3).

Альтернативные окончания (вольты 1-я и 2-я) поначалу могут показаться запутанными, но они значительно облегчают чтение нот, поскольку вы можете серьезно сократить количество страниц, необходимых для записи песни.

Аппликатура

Ноты могут содержать несколько советов о том, какие пальцы использовать. Это называется аппликатура.

В приведенном выше примере число рядом с первой нотой является рекомендацией, какой палец использовать.

Указательный палец равен 1, средний палец равен 2, безымянный палец равен 3, а мизинец равен 4.

Иногда большинству нот присваиваются номера, но чаще всего первый номер партии обозначается цифрой. Затем вам нужно самостоятельно разобраться с остальными пальцами.

Обычно, как только вы знаете, с какого пальца начинать, довольно легко разобраться с остальным.

Номера струн

Ограничение стандартной нотации заключается в том, что ноты на нотоносце не указывают, где их играть на грифе.

Например, ноту ми 1 ой струны можно сыграть в шести разных позициях (если у вас гитара с 24 ладами).

Ноты могут подсказать вам, на какой струне должна быть сыграна нота, используя число в круге.

В приведенном выше примере первая нота должна быть сыграна на пятой струне.

В стандартной нотации используется множество других символов, но приведенных выше примеров должно быть достаточно, чтобы понять как читать ноты для гитары.

Поскольку большинство нот, доступных сегодня, представляют собой комбинацию стандартной нотации и гитарной табулатуры, вы можете найти полезным изучение обоих методов.

Ознакомьтесь с этим руководством, чтобы узнать, как читать гитарную табулатуру. Многие символы, используемые в стандартной нотации, также применяются в табулатурах.

Если вы будете разучивать песни, в которых используется много аккордов, убедитесь, что вы знаете, как читать диаграммы аккордов, прочитав это руководство.

Спасибо за ваше внимание. Всем приятного обучения!. 56 169

56 169

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый метод предполагает, что вы точно знаете ключ, а также все ноты, которые в него входят. Итак, вы просто знаете, как выравнивается каждый из аккордов, и, делая это, вы просто заменяете нужные ноты. Это достаточно просто, если вы запомните все гаммы и формулы выравнивания аккордов. До тех пор это будет проблематично, и вы часто будете путаться.

Пример:

Шкала C (до мажор) = CDEFGABC

Способ второй – интервалы

Это намного проще, чем описанный выше метод. Вы узнаете, какие интервалы перевернуты, от основного тона самого аккорда в определенной комбинации — и начинаете прямо здесь. Этот метод намного проще, потому что не требует запоминания шкал, так как все диапазоны уже включены в шкалу. Однако это может немного запутать вас, но с опытом все наладится.

5 аккордовых прогрессий, которые должен знать каждый музыкант

В популярной музыке можно встретить примеры общих аккордовых прогрессий. Эти распространенные аккордовые прогрессии можно использовать в качестве вдохновения, чтобы разработать свою собственную, или играть как есть. Вот несколько распространенных аккордовых прогрессий, которые вам необходимо знать как музыканту.

I-IV-V-I

Эта аккордовая прогрессия встречается во всех рок-песнях, хотя и в поп-музыке она не теряет своей актуальности. Просто послушайте прогрессию в хитовой песне «Despacito»:

I-V-vi-IV

Это популярная аккордовая прогрессия, которая занимает лидирующие позиции в чартах. Посмотрите, как она используется в классической песне «She Will Be Loved» группы Maroon 5:

I-V-iv-I

Это еще одна распространенная аккордовая прогрессия, встречающаяся в популярных песнях самых разных жанров. Послушайте песню Toto «Africa», чтобы услышать эту аккордовую прогрессию в действии:

vi-IV-I-V

Это классическая четырехаккордовая прогрессия, которая обязательно понравится. Послушайте аккорды, сыгранные в куплете песни The Beatles «Let It Be», чтобы понять, как она звучит:

I-vi-ii-V

Эта аккордовая прогрессия используется уже много веков. Посмотрите, как она используется в классической песне «Heart and Soul»:

Аккорды нетерцовой структуры

В современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.

Из сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.

Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.

В качестве примера назовём Прелюдию «Затонувший собор» французского композитора Клода Дебюсси. Пустые аккорды из квинт и кварт здесь помогают создать образ движения воды и появления легендарного невидимого днём собора, лишь в ночную пору поднимающегося из водной глади озера. Эти же аккорды словно передают звон колоколов и полночный бой часов.

Ещё один пример – фортепианная пьеса другого французского композитора Мориса Равеля «Виселица» из цикла «Призраки ночи». Здесь тяжёлые квинтнонаккорды как нельзя кстати подходят для обрисовки мрачной картины.

Виды в тональности

Построение аккордов выполняется со знанием трезвучий, основная информация поможет вам понять их. Это облегчает запоминание символов проигрываемых ниже нот.

Звуки обозначаются латинским алфавитом:

  • C (перед);
  • D (pe);
  • E (миль);
  • F (fa);
  • G (соль);
  • А (ля);
  • Б (да).

Чтобы не запутаться, основные звуки пишутся только буквами. Минор приписывается малому м (Дм — ре минор).

При создании триад важно учитывать интервал. Информация структурирована в таблице аккордов, предусмотрена расшифровка нот

Информация структурирована в таблице аккордов, предусмотрена расшифровка нот.

Мажорные

Члены мажорного трезвучия разыгрываются в паре третей.

Для большого трезвучия вы должны сделать заметку, выбрать большую треть и построить маленькую.

Вот как выглядит формула: большая треть + малая треть.

Минорные

Фреттинг (минор), в отличие от мажора, в 1-й трети содержит дистанцию ​​в полтора тона, следовательно, во второй — 2.

Чтобы построить минорное трезвучие, вы должны сначала взять минорную третью, а затем мажорную.

Это создает различие между второстепенным и основным.

Виды в тональности

Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.

Латинским алфавитом обозначены звуки:

  • C (до);
  • D (ре);
  • E (ми);
  • F (фа);
  • G (соль);
  • A (ля);
  • B (си).

Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).

Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки. В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот. В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот

В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.

Мажорные

Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.

Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.

Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.

Минорные

Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.

Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.

Это создает различия между минором и мажором.

Как читать аккордовые прогрессии

Аккордовые прогрессии могут быть выражены различными способами. Вот различные способы чтения аккордовых прогрессий:

Римские цифры

Чаще всего аккордовые прогрессии обозначаются римскими цифрами. Прописные римские цифры отличают мажорные аккорды от минорных, которые обозначаются строчными. Эти римские цифры обозначают положение аккорда в ключе.

Например, аккордовую прогрессию I V VI IV можно перевести как движение от 1 аккорда, к 5 аккорду, к 6 аккорду, к 4 аккорду. В мажорном ключе это будет соответствовать мажору, ре мажору, ми минору, до мажору.

Стандартная нотация

Если у вас более классическое музыкальное образование или вы разбираетесь в теории музыки, вы можете обнаружить, что читаете аккорды в стандартной нотной записи. Такое чтение аккордов может помочь музыкантам понять взаимосвязь между нотами внутри прогрессии. Например, посмотрите на этот переход аккорда f g.

Табуляция или нумерация ладов

Аккордовые прогрессии, написанные для гитаристов, могут сопровождаться аккордовыми диаграммами с определенной нумерацией на ладах или табулатурами, показывающими аппликатуру на ладах. Например, посмотрите на таблицу аккордов для распространенной прогрессии C G Am F:

X обозначает струны, которые не играются и не натягиваются. O обозначает струны, которые играются как открытые, без какого-либо расположения на ладах.

Номера Нэшвилла

Нэшвиллские номера изначально были разработаны для сессионных музыкантов, чтобы они могли быстро понять аккордовую прогрессию песни с помощью беглого взгляда. По сути, это то же самое, что и римские цифры, только со стандартными номерами.

Аккордовые диаграммы

В аккордовых таблицах обычно используются римские цифры, расположенные в упорядоченной сетке для быстрого и удобного доступа. Нет ничего постыдного в использовании этих таблиц, если вы понимаете теорию музыки, которая в них заложена.

Аккорды в разных тональностях

И раз в каждой тональности разный состав нот, то и разный набор аккордов. Это видно в таблице.

По вертикали все мажорные тональности, а по горизонтали – аккорды каждой на ступенях от 1 до 7.

На 7-ой ступени вместо не применяемого уменьшенного трезвучия мажорное от пониженной 7-ой ступени.

Для получения аккордов параллельного минора нужно просто начать их отсчёт от VI-ступени.

Так, в Am 1-ая ступень – Am, 2-ая – Bb, 3-ья – C и т.д.

Фокус в том, что вся эта таблица кроме тональностей C#-major и Cb-major помещается в кварто-квинтовый круг.  И аккорды одной тональности на нём рядом друг с другом.

Например, обозначим аккорд C римской цифрой I – 1 ступень. Слева от него F – 4-ая ступень, а справа – G – 5 ступень. Под ним Am – VI ступень, от которого слева Dm – II и справа Em – III. VII пониженная – Bb – слева от IV-ой. Это тональность C.  

Положения ступеней неизменно и его можно запомнить так: вверху 5-4=1, а внизу 3*2=6.

И чтобы получить аккорды диезных тональностей, нужно просто смещать все ступени на шаг по часовой стрелке, а для бемольных – против.

Так аккорды G-major правее: 1-ая ступень – G, 4-ая – C, 5-ая – D, 6-ая – Em, 2-ая — Am, 7-ая – F.  

А аккорды F-major левее: 1-ая ступень – F, 4-ая – Bb, 5-ая – C, 6-ая – Dm, 2-ая — Gm, 3-я – Am, 7-ая – Eb.

И тот же принцип с остальными тональностями.

Буквенные обозначения тональностей

Ещё у них есть буквенное обозначение из тоники и наклонения.

Тоники мажоров пишутся с заглавной буквы, а миноров – с маленьких.

Мажор обозначается как dur – сокращение от лат. durus – твёрдый. Можно запомнить dur, как дурачиться, веселиться.

А минор – moll – сокращение от лат. mollis – мягкий. Созвучно со словами молиться, умолять.

Так до-мажор — C-dur, а соль-минор — g-moll.

У диеза обозначение is, а у бемоля – es. Так фа-диез мажор — Fis-dur, а ре-бемоль минор — des-moll.

Приставки для разных нот указаны в таблице.  У диезов всё одинаково, а у бемолей – нет: у ми и ля бемолей вместо es просто s, а у си — буква b.

Как переходить из одной тональности в другую в песне

Сразу необходимо оговориться, что переход от одной тональности к другой в песне является модуляцией (например, 1 куплет — в Am (ля минор) и 2 куплета — в Bm (си минор)), а не транспонирование (когда последовательность изначально сдвигается на другой ключ). Вообще модуляция — это отдельная большая тема.

Однако, если в процессе изучения вы также задавались вопросом, как и через какие аккорды переключиться на другую тональность песни, дадим пояснения:

Простой и довольно распространенный способ переключения на другую тональность (модуляция) — через V (доминирующую) высоту новой тональности.

Например, 1 куплет ля минор: Lam / rem / mi / lam / -fa # (шаг V новой тональности — си минор) — 2 куплета си минор: sim / em / F # / sim/

На этом статья завершается. В начале обучения вы транспонируете простые и хорошо известные пьесы, в которых используются 3-4 аккорда и которые вы можете слушать. Для развития навыка переключайтесь на разные клавиши: ниже, выше, полутон, один тон, полутон, четверть тона и так далее. Удачи!

ТЕГИ: ключ к основным второстепенным этапам программы

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

Уменьшенные

Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

Как написать собственную аккордовую прогрессию

Теперь, когда у вас есть несколько распространенных аккордовых прогрессий, давайте узнаем, как вы можете написать свою собственную! Вот пошаговый процесс создания аккордовых прогрессий.

1. Выберите ключ 

Аккордовые прогрессии работают в определенном ключе. Для начала определите, какой ключ и шкалу вы хотите использовать для создания аккордов. Не существует единственно верного способа интерпретации аккордовой прогрессии, но в целом вы можете ассоциировать более счастливый, жизнерадостный тон с мажорным ключом, а более мрачный — с минорным.

2. Отталкивайтесь от начального аккорда

Как только вы определитесь с тональностью, используйте тонический аккорд или начальный аккорд в качестве начального аккорда. Обычно аккордовая прогрессия состоит из четырех аккордов, но она может состоять из пяти аккордов или более, в зависимости от скорости смены аккордов. Вы также можете разнообразить свой начальный аккорд, добавив 7-ю или ведущую ноту к общему аккордовому трезвучию для большей звуковой глубины.

3. Используйте ссылку на прогрессию 

Нет ничего плохого в том, чтобы воспользоваться справочником по аккордовым диаграммам! Эта небольшая шпаргалка покажет вам, как создать диатоническую аккордовую прогрессию во всех ключах. Вы можете начать комбинировать различные степени аккордов вместе или использовать один из общих шаблонов, рассмотренных выше.

Реф-график:

4. Добавить заметки

Не бойтесь разнообразить аккордовую прогрессию, добавляя дополнительные ноты. Вы можете легко преобразовать аккорды в 7-е аккорды, добавив дополнительную степень гаммы, или вставить ноты между аккордами для более плавного перехода от одного аккорда к другому.

5. Попробуйте 

Если сомневаетесь, пробуйте! Когда речь идет о построении аккордовой прогрессии, не существует жестких и быстрых правил, поэтому не стесняйтесь экспериментировать. Вы можете обнаружить, что возвращаетесь к некоторым наиболее популярным аккордовым прогрессиям, и это тоже нормально. Как говорится, «если ничего не сломалось, не чините»!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: