Растяжка пальцев для игры на гитаре — эффективные упражнения

Изучаем бой 4-ки с приглушкой

Пришло время дополнить ваши успехи добавлением приглушки в привычную схему, что значительно её разнообразит. Гитарный бой 4-ка знаменит, в первую очередь, своей гибкостью и открытостью к различным модификациям, что делает эту технику универсальным средством для написания самых разнообразных композиций для струнного инструмента. Потому, предлагаем попробовать следующее упражнение:

Вниз-вверх-*вниз*-вверх

Как видите, на третий удар теперь приходится приглушка, которая в корне меняет ритм получающейся мелодии. Так, глушение задаёт совершенно новую тональность и последовательность композиции, выступая аналогом акцента из предыдущих вариаций техники. Продолжая, видоизменяем и вторую стандартную схему с учетом приглушки:

Вниз-вниз-*вниз*-вверх

Впоследствии, по мере развития своих навыков к интуитивно быстрому бою, вы сможете легко создавать свои комбинации с акцентированием и приглушениями.

Важность разминочных упражнений

Разминка — это жизненно важная часть вашей тренировки, и вам не нужно тратить больше минуты на каждое упражнение. Таким образом, разминка должна занимать около пяти минут. Упражнения для рук и пальцев снимут боль и скованность, и вы будете готовы к игре на укелеле или гитаре.

Если у вас жесткие или несговорчивые пальцы, не давите на себя слишком сильно во время тренировок. «Прислушивайтесь к своим рукам и пальцам и занимайтесь только короткими сессиями, не более пятнадцати минут за раз. Если пальцы просто не хотят играть, проведите более длительную разминку или отложите ее на завтра и сделайте перерыв.

Если вы чувствуете что-то большее, чем просто скованность, например, покалывание или онемение, обязательно обратитесь к врачу для возможного обследования. Растяжка и разминка пальцев должны помочь облегчить и снять любой дискомфорт. Игра на укелеле также может принести много пользы для здоровья, так что начинайте играть уже сегодня!

НУЖНО БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

Не стесняйтесь обращаться ко мне, если вам нужна дополнительная информация о тугоподвижности пальцев или разминочных упражнениях.

Интересуют основные аккорды укулеле или как читать табулатуру укулеле?

Распределение пальцев по струнам

При игре классической техникой, правая рука гитариста играет четырьмя пальцами: p, i, m, a. У каждого пальца есть своя зона действия, в которой он проводит большую часть времени. Зоны действия пальцев определяются анатомическими причинами и логикой игры гитарной фактуры.

На схеме ниже показана зона ответственности каждого пальца.

Из этой схемы мы видим, что по 5 и 6 струне играет только большой палец.

По 4 струне может играть как большой палец, так и палец i.

Пальцы im могут играть по любой из трёх струн без обмотки.

Палец a может играть либо по первой, либо по второй струне, но практически никогда не играет по третьей и выше.

Это базовая схема, которой следует придерживаться в подавляющем большинстве случаев. Но, как и везде, иногда бывают исключения. Эти исключения всегда чем-то обоснованы, есть причина отклонения от нестандартной аппликатуры. Но такие случаи относительно редки.

Упражнения для растяжки пальцев без гитары

Для этих упражнений вам не понадобится гитара, чаще всего нужна любая горизонтальная поверхность. Их также можно использовать для разогрева и разминки перед исполнением. Лучше выполнять последовательно.

Не делайте резких движений, чтобы не повредить руки.

С помощью края стола

Поставьте подушечку указательного на край стола и медленно тяните руку вниз. Должно появиться напряжение и покалывание. Около 30 секунд оставайтесь в таком положении, потом переходите к среднему.

Для каждой фаланги

Уприте указательный в стену, чтобы выгнулась вверх первая фаланга с ногтем. Тяните вперед и чуть вниз, но не давите слишком сильно.

Растяжка второй рукой

Это чуть похоже на разминку перед занятием спортом. Правой рукой обхватите левую и потяните пальцы назад. Вы должны почувствовать напряжение в основании кисти. Подержите в таком положении около 10 секунд, передохните, перейдите к другой руке. Повторите несколько раз.

При помощи грифа гитары

Здесь используют не только гриф гитары, а любой подходящий по форме предмет, например корешок книги. Поставьте указательный и средний такой галочкой, как на фотографии. Обхватите гриф, постепенно раздвигайте пальцы. Остановитесь, если почувствуете сильный дискомфорт.

Для всей кисти

Это упражнение иначе называется «молитва». Руки сложите перед грудью ладонями друг к другу и опускайте их к полу, не меняя позиции, до максимально возможного уровня. 

После этого разверните ладони вниз в направлении от себя, натягивайте руки. Удерживайте позицию около 15 секунд. 

Наклоните левую кисть так, как показано на фотографии, обхватите ее правой. Аккуратно потяните пальцы вниз.

Выпрямите руки, сложив кисти в замок. Скорее всего, это движение уже привычно для вас.

Растяжка за спиной

Так же, как в прошлом пункте, сложите руки за спиной, но ладони тыльной стороной должны быть направлены к спине. Потяните от себя и чуть вверх.

Из-за плеча

Сделайте фигуру «замок за спиной». Верхнюю руку оставьте в таком же положении, а нижнюю освободите и надавите ей на верхнюю. Поменяйте руки в позиции.

Положите ладонь на стол и раздвиньте пальцы настолько далеко, насколько получится.

Прижмите вторую фалангу к тыльной стороне ладони, немного напрягите.

При помощи эспандера

В музыкальных магазинах или на интернет-аукционах можно встретить такие колечки. Это эспандеры для струнных музыкантов. Они развивают силу мышц разгибания. Цвета обозначают степень жесткости: светлые – самые мягкие, темные – самые жесткие.

Есть и другие виды музыкальных эспандеров, все они работают на разные группы мышц. Например, такие тренируют общую силу нажатия, помогают взять баррэ.

Специфические переборы

Как это ни странно звучит, но классические виды перебора гитары закончились. Но! В качестве бонуса мы рассмотрим грубую силу Street Spirit (Fade Out) и Nothing Else Matters. Если честно, они не очень сложные, но очень красивые, так что вперед!

Overkill from Street Spirit (исчезновение)

Структура грубой силы показана на изображении ниже. Да, будет много неизвестных сделок, но эту проблему можно решить за 10 минут поиска в Интернете.

Пусть сама музыкальная композиция Street Spirit (Fade Out) послужит путеводителем для этого перечисления. В сети также много видео с подробным анализом. Вы можете посмотреть их, если у вас возникнут трудности, хотя мы рекомендуем вам бороться с трудностями в одиночку.

Излишнее убийство из ничего другого не имеет значения

Поскольку эта статья предназначена для новичков, мы показали упрощенную версию мелодии без дополнительных приемов, таких как Pull-off и Slide (выучите эти термины на досуге!).

Постановка рук

Что касается постановки рук, здесь тоже есть несколько правил, основное из которых — округлость запястий (это касается обеих рук).

Правая рука

  • Запястье правой руки должно быть немножко округлено и ни в коем случае не наоборот, прогнуто вовнутрь (в этом случае запястье, как бы, ложится на струны или верхнюю деку, что категорически неприемлемо).
  • Большой палец правой руки, при игре одноголосия (и не только) лучше всего ставить на нижние струны, для максимальной устойчивости правой руки (об этом более подробнее далее в разделе «звукоизвлечение»).

Ил. 5

Левая рука

  • Запястье округлено и вынесено вперед.
  • Пальцы прижимают лады подушечками «сверху».
  • Большой палец не должен выглядывать из-за грифа.

Ил. 6

Упражнение «карандаш»

Для того что бы разобраться в том как правильно ставить левую руку вам поможет упражнение «карандаш». Попробуйте взять левой рукой карандаш, прижимая его с одной стороны подушечками 4-х пальцев, с другой — большим (как будто вы ставите пальцы на лады). Это очень хорошее упражнение, оно замечательно иллюстрирует как должны стоять пальцы левой руки на грифе гитары и как большой палей должен располагаться по отношению к остальным.

Ил. 7

Ил. 8

Рука для удара

1. Упражнение на темповое перебирание струн

Это темповое упражнение на ударные отлично подходит для тех, кто только начинает играть на укулеле. Просто поставьте пальцы на любой лад, не обязательно на определенный аккорд. При игре на струнах сложите большой и указательный пальцы вместе, как будто держите медиатор, и просто скользите по струнам вниз, затем вверх.

Начните с медленного темпа и постепенно увеличивайте скорость, по мере того как ваша рука, пальцы и запястье освобождаются. Держите руки как можно более расслабленными во время игры на струнах.

2. Добавьте динамику в ритм

Следующее упражнение такое же, как и первое, только теперь вы сознательно добавляете динамику во время игры. Используя ту же позицию, начните с того, что делайте удар как можно тише, оставаясь расслабленным. Затем постарайтесь постепенно делать громче и громче с каждым ударом.

Старайтесь оставаться спокойным и расслабленным, насколько это возможно, даже когда ваши удары становятся все громче. Таким образом, ваши пальцы, кисти и запястья будут продолжать расслабляться и готовиться к игре.

Тренировки на гитаре

Не стоит обходить стороной тренировки, так как именно они способствуют скорейшему обучению и возможности исполнять даже самые сложные произведения. Многие из них будут казаться сложными для начинающих, но это только на первый взгляд.

Перед началом любых упражнений, следует выполнить несколько условий:

  • Обязательно разогреть мышцы пальцев. Это поможет более активно упражняться, а также исключит риск микротравм мышц, сухожилий и суставов. Кроме прочего, после разогрева проще исполнять различные приемы на высокой скорости, так как не разогретые мышцы сокращают возможность набора скорости на 25%. Для этих целей прекрасно подойдет гимнастика пальцев как с помощью гитары, так и без нее.
  • Сделать растяжку пальцев. Это также немаловажный элемент, который позволит сделать пальцы более эластичными и выносливыми к любым позициям. Для этого нужно растянуть пальцы на максимальное расстояние без боли сначала естественным способом, а затем при помощи другой руки. Есть так много других упражнений на растяжку пальцев для гитары, можно воспользоваться любыми.

Первый прием

Чтобы правильно сыграть ноты pull off нужно:

  • Зажать пальцем необходимый лад на струне;
  • Другой палец должен зажать эту же струну, но на другом, более высоком ладу;
  • Медиатор должен ударить по этой струне, и прозвучит высокий звук;
  • Затем, пока звучит нота, нужно сместить скольжением пальцы так, чтобы второй палец занял позицию первого, и прозвучал уже другой звук, но без использования медиатора.

Если несколько раз потренироваться, этот прием покажется не таким уж сложным. Основная задача – не задевать соседние струны во избежание смазанного звука или присутствия посторонних.

Второй прием

Техника исполнения приема hammer on следующая:

  • Зажимается лад на нужной струне одним пальцем;
  • Ударяется медиатором по этой струне;
  • Пока звучит нота, другим пальцем зажимается еще один лад (первый не отпускается) без удара по струне.
  • Звук меняется на ту ноту, которая была зажата второй.

Играем арпеджио

Это очень популярный способ для игры аккордов на гитаре. Основной принцип – ноты аккорда звучат друг за другом в последовательности вниз или вверх.

Данный прием часто используется при игре перебором, поэтому необходимо отработать этот прием очень тщательно.

Упражнение для арпеджио выглядят следующим образом:

На первом этапе необходимо играть поочередно в одном темпе только отрытые струны, но затем можно усложнить упражнение, играя любые последовательности аккордов, постепенно наращивая темп:

Движение змеи для развития пальцев на гитаре

Специфическое название упражнения на гитаре не должно пугать, так как техника максимально простая: последовательно парно исполнять лады перебором на 2 струнах, следуя друг за другом.

Игра на аккордах

Это упражнение одно из популярных. С помощью него развивается практические способности к импровизации, так как требуется комбинирование аккордов, подходящих по смыслу.

Техника выполнения:

  • Необходимо выбрать несколько аккордов;
  • Используйте бой или перебор – не имеет значения. Главное, соблюдать общий темп мелодии.
  • После повторения цепочки несколько раз необходимо поменять некоторые звуки или позицию аккорда. Можно повышать темп или октаву.

Данное упражнение позволит отработать не только технические данные, но также запомнить или освоить некоторые редкие позиции аккордов.

Тренировка на гитаре в две октавы

Это упражнение прекрасно подойдет не только для тренировки пальцев левой руки, но и поможет понять, как понять, как правильно нужно играть медиатором.

Принцип заключается в следующем: ноты воспроизводят парно, при это вторая нота в паре всегда является басовой тоникой, а первая постепенно меняется на один звук и достигает тоники через 2 октавы от баса. Сначала выполнение может вызвать некоторые трудности, но не стоит паниковать: подробно разберите каждую ноту в медленном темпе, постепенно наращивая его.

Элементы схемы боя

В основе т.н. «боя» лежат направленные аккуратные удары ногтями руки по струнам гитары, зажатым в выбранном аккорде. Такие стили, как «четвёрка», «шестёрка» и «восьмёрка» подразумевают под собой определённые последовательности разнонаправленных ударов, из которых рождаются мелодичные композиции. Лучший способ расписать основы боев заключается в размещении схем, состоящих из нескольких команд, о которых вы можете узнать ниже:

  • Направление удара играющей рукой по струнам описывается словами вверх и вниз. Эти команды составляют костяк любого боя.
  • Глушение, она же приглушка будет выделяться звёздочками с нескольких сторон. Например, команда *вверх* подразумевает удар с приглушкой в верхнем направлении. Глушение производится большим пальцем активной руки сразу после легкого удара по струнам остальными, в виду чего гитара издаёт короткий глухой звук, отлично сочетающийся с неприглушенными. Лучше всего это заметно при энергичном и быстром стиле игры.

Общие рекомендации по правильной посадке и стойке с гитарой

Чтобы избежать в будущем профессиональных заболеваний, поза для игры должна быть отработана до автоматизма. Правая нога должна твердо стоять на поверхности пола. Нельзя сидеть в наклонном состоянии, спина всегда ровная, расслабленная. Плечи выравнивают по одной линии. 

Для игры используется только твердый стул, в домашних условиях можно использовать табурет, но не диван. Не должно присутствовать никаких прогибов или неестественных изгибов конечностей и спины. Вначале можно использовать зеркало, чтобы наблюдать за правильной посадкой тела. Никаких монотонных и однообразных занятий. Необходимо периодически менять позы. Учитель гитары покажет и расскажет, как правильно занимать разные позиция и как найти для себя наиболее удобную.

Извлечение звуков с помощью ногтей

Выдавливание звучит четче и мелодичнее, когда используется для извлечения звуков из края ногтей. С правой стороны их нельзя обрезать, в отличие от левой, которая принимает аккорды.

Популярный и простой способ создания звуков с помощью ногтей был описан в своей музыкальной школе гитаристом из Мадрида Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанского вам понадобятся:

  • Возьмитесь за веревку мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более вытянут, чем когда игрок должен играть обычным образом;
  • Гвоздь скользит по струне, издавая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто рекомендовал использовать эту технику при игре на гитаре. Это делает звук глубже и громче. Он становится менее мягким, но становится более контрастным и сияющим.

Метод подходит как для начинающих, так и для опытных гитаристов.

Как научиться играть на гитаре с нуля: пошаговая инструкция

Итак, с теоретической частью мы закончили. Вы уже поняли, зачем взяли в руки гитару, выучили основные аккорды и знаете несколько видов боя. Что же дальше? А дальше начинается бесконечный и увлекательный процесс самосовершенствования. Если вы решили не брать уроки игры на гитаре у преподавателя и хотите самостоятельно освоить этот прекрасный инструмент — я постараюсь набросать для вас приблизительный план действий.

Шаг 1

С чего начать учиться играть на гитаре? Для начала научитесь её настраивать. Использовать тюнеры я советую только для того, чтобы проверить себя

Почему это важно? Чем раньше вы начнёте развивать свой музыкальный слух, тем быстрее наступит такой момент, когда вам будут не нужны аккорды, бой или перебор композиции, вы сможете определять это на слух и моментально воспроизводить на гитаре. Как научиться играть, не развивая слух? Никак

Поэтому старайтесь производить настройку гитары на слух в качестве тренировки.

Шаг 2

Теперь стоит научиться брать аккорды. Добейтесь того, чтобы вы могли быстро зажать любой из изученных аккордов. Первое время это будет выглядеть так: вы смотрите на схему, ставите палец на гриф, зажимая нужную струну, затем опять смотрите на схему, ставите следующий палец и так далее. Сначала всё это будет происходить очень неуклюже, но чем больше времени вы этому уделите — тем быстрее доведёте это действие до автоматизма. Когда мышцы запомнят расположения пальцев — вы уже не будете задумываться об этом. В идеале нужно добиться такого эффекта, чтобы моментально брать любой аккорд «из воздуха». Постарайтесь научиться зажимать струны самыми кончиками пальцев, не задевая и не приглушая соседние струны.

Шаг 3

Подключите разные виды боя и перебора

На данном этапе необходимо поработать над синхронизацией левой и правой руки и обратить внимание на скорость смены аккордов. Следите за чистотой звукоизвлечения

При игре переборов фокусируйтесь на том, чтобы не задевать лишние струны правой рукой.

Для отработки всех видов боя и перебора попробуйте сыграть следующие аккордовые последовательности: 

  • Am – Dm – E – Am; 
  • Em – Am – D – G; 
  • Am – F – C – E; 
  • C – E – Am – F; 
  • Am – C – Dm – G.

Шаг 4

Вы уже научились проигрывать заданные аккордовые последовательности боем и перебором. Попробуйте записать свою игру на диктофон и послушать себя со стороны. Это очень полезная практика. Играя на гитаре вы можете не заметить некоторые погрешности, а вот слушая запись — всё сразу станет заметно. Когда послушали запись и услышали свои «косяки» — начинайте отрабатывать именно эти моменты. Запомните этот алгоритм действий, он пригодится в дальнейших занятиях, когда будете играть гаммы и другие упражнения.

Шаг 5

Скачайте метроном на компьютер или на телефон

О важности метронома я расскажу в другой статье. Пока что поймите, что он ваш верный союзник на пути к освоению гитары

Занятия с метрономом отличают хорошего гитариста от любителя. Старайтесь заниматься под метроном почаще. Начните с тех аккордовых последовательностей, которые я приводил в предыдущем пункте. Почему это так важно? Все говорят о пользе занятий под метроном, но никто, включая некоторых моих знакомых гитаристов, почему-то с ним не занимается. Как результат — их игра звучит криво и неубедительно. Если сравнить двух гитаристов одинакового уровня, которые исполняют одну и ту же пьесу, но один занимается с метрономом, а другой и знать не хочет что это такое — я вас уверяю, первый будет звучать гораздо мощнее и профессиональнее, чем второй. Не совершайте ошибку всех новичков, которые недооценивают полезность метронома.

Шаг 6

Если у вас вдруг опустятся руки, не будет мотивации к занятиям и вообще захочется всё бросить — срочно включайте концерт любимого гитариста или группы. Гитарную музыку вообще можно изучать бесконечно. Мне это всегда помогало поднять мотивацию и продолжить заниматься, несмотря на трудности. Я смотрел видео таких гитаристов как Tommy Emmanuel, Andy McKee, Antoine Dufour, Erik Mongrain и это давало мне такой заряд мотивации, что просто не было другого выбора, кроме как снова взять гитару в руки и попытаться сделать так же, как делают они.

Для кого рекомендованы упражнения.

Упражнения подходят в первую очередь для продвинутых учеников музыкальных школ, музыкальных училищ и ВУЗов. Для всех любителей и профессионалов, кто хочет не только однажды поднять свой технический уровень, но и поддерживать пальцы в хорошем «техническом тонусе» долгие годы. Имеются упрощенные комплексы для начинающих гитаристов.

Посмотрите видео с некоторыми упражнениями комплекса и уловите его суть. Если представить комплекс упражнений в виде формулы музыкальной формы (предмет Анализ музыкальных форм), то ее вид может быть следующим:

A B C B A

где А — это упражнения на арпеджио для правой руки на открытых струнах,

B — упражнения на пассажную технику,

C — упражнения на легато, нагружающие мышцы левой руки.

В эту формулу можно вставить другие виды упражнений, например: 

  • упражнения на скачки в разных позициях
  • упражнения на тремоло
  • упражнения на аккордовую технику
  • упражнения на чередования апояндо-тирандо и т.д.

Дозировка или время игры (в некоторых случаях речь идет о количестве раз проигрываний) каждого упражнения определяется целью всего комплекса и сложностью каждого упражнения во избежание переигрывания рук.

Цели, в свою очередь, могут исходить из уровня подготовки каждого ученика и потенциала его роста. Например, для продвинутых гитаристов и профессионалов (обычно, кто обучается в музыкальных училищах, ВУЗах или регулярных концертных исполнителей) комплекс технических упражнений может включать максимально разнообразные упражнения и длится от 1,5 до 3 часов в день. И это только упражнения! В то же время комплекс «полегче» длится около 30 минут занятий техникой в день и охватывает самые распространенные техники: арпеджио, пассажная техника, легато, стаккато, аккорды.

Особо выделяются «именные» комплексы или упражнения от знаменитых музыкантов. Например, технические упражнения Казухито Ямашиты или Элиота Фиска. Но их использование таит опасность разачарования.

Дело в том, что именные упражнения подойдут лучше всего продвинутым музыкантам, а новичкам покажутся или скучными, или неподъемными. Скучными оттого, что из поля внимания ускользают микроскопические нюансы исполнения (штрих, интонация, пр.), превращая занятия в рутину. А неподъемные — просто очень сложные. Некоторые упражнения могут всерьез вызвать боли в руках и пальцах и даже привести к потере способности играть.

Частые ошибки гитариста в работе над техникой.

Первая ошибка новичков — быстрая игра. Хочется играть быстрее и незаметно принебрегается качество. Все виртуозные гитаристы занимаются в медленном темпе, а особенно когда учат быстрые и сложные технические места произведения.

Пренебрежение штрихами и интонационными оттенками — вторая распространенная ошибка. Отчасти происходит из-за отсутсвия музыкального опыта, незнания того, как должно звучать. Помните, что владение интонацией и штрихами является ядром, азбукой вашего неповторимого звучания и интерпретации. Невладение или непонимание понятия интонации в музыке приводит к посредственной и неинтересной игре.

Практические рекомендации и дополнения

  • Не пренебрегайте возможностью слушать упражнение в записи. Если вы будете играть на слух, в этом нет ничего плохого. Наоборот, слуховая память — один из основных инструментов музыканта. Слушайте упражнение до тех пор, пока не сможете его безошибочно повторить в голове. После этого играть будет гораздо легче. Другое дело, что прослушивание не должно вредить навыку самостоятельного разбора ритма. Поэтому сначала разбирайте ноты и ритм, а потом можно слушать сколько угодно.
  • Не гонитесь за темпом. Ваша главная задача — сыграть правильно. С правильной постановкой, в правильно ритме, красивым звуком. Рекомендуемые начальные темпы могут показаться слишком медленными, но так надо. Мы учимся играть медленно. Мы учимся слушать каждый звук до конца. Не только его начало, а ВЕСЬ звук. Он длится, у него есть длительность. Ее нужно научиться слышать. А услышать длительность звука можно только в медленном темпе. Подчеркну, мы учимся не только играть, но и слушать.
  • Внимательно отнеситесь к обозначенной апликатуре. На данном этапе мы программируем пальцы двигаться оптимальным образом. Это базовые шаблоны движений, которые нужно довести до автоматизма, чтобы в дальнейшем об этом не думать.
  • Играть эти упражнения следует не меньше недели каждый день. Да, так долго. Да, одной рукой. Иначе навыки не закрепятся и при подключении левой руки правая неизбежно нарушит постановку. Это проверено. Не повторяйте чужих ошибок.
  • В этих упражнениях используются всего четыре ноты. Запомните их как на нотном стане, так и на гитаре. 4 ноты вы уже будете знать. Дальше запомним еще несколько, которые можно будет отсчитать от знакомых. Таким образом ноты выучатся незаметно и легко. Принцип постепенности и последовательности работает везде, главное не спешить! Спешка — ваш враг.

Заключение

Некоторые упражнения дают возможность одновременно развивать две руки. В настоящее время, существуют даже целые сборники и отдельные курсы, содержащие упражнения для рук

Для гитары при этом важно, чтобы она была правильно настроена (см. урок: Как настроить гитару?)

Четких инструкций для выполнения этих упражнений нет. От гитариста лишь требуется попробовать совместить в своей игре компоненты для развития обеих рук.

Все эти упражнения рассчитаны на новичков, которые только начинают учиться играть на гитаре. Опытные гитаристы-профессионалы, конечно, используют упражнения посложнее, причем они их выполняют постоянно, каждый день. Но для нас с Вами, для новичков, вышеописанных упражнения вполне хватит.

Выполняйте их периодически и не ленитесь. Удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: