Как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля

Разбираемся в устройстве гитары и правильно за ней ухаживаем

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Во время выбора или ремонта гитары важно обращать внимание на ее детали. Дека – это одна из самых важных и крупных деталей ее корпуса. Причем она имеется на всех струнных музыкальных инструментах

От нее зависит звук и внешний вид гитары, скрипки, контрабаса, виолончели или других струнных. Опытные мастера могут изготовить гитару самостоятельно, выбрав правильное дерево для деки. Разберемся с тем, что представляет собой дека гитары, и узнаем, где еще применяется это слово

Причем она имеется на всех струнных музыкальных инструментах. От нее зависит звук и внешний вид гитары, скрипки, контрабаса, виолончели или других струнных. Опытные мастера могут изготовить гитару самостоятельно, выбрав правильное дерево для деки. Разберемся с тем, что представляет собой дека гитары, и узнаем, где еще применяется это слово.

Основные элементы гитары

Главные части акустической гитары запомнить не трудно. Их всего две – гриф и корпус.

Гриф

Гриф — это рукоять инструмента, к которой музыкант прижимает струны, меняя звучание нот в процессе игры. Каждый начинающий музыкант обязан знать, что гриф включает в себя четыре главных элемента – ручку, головку, пятку и накладку. Взглянув на головку грифа, не трудно обнаружить колки – механизм для прикрепления струн и регулирования степени их натяжения. На поверхности накладки, присоединенной к ручке, располагаются порожки – особые пластинки из металла. Они несколько возвышаются над грифом, обозначая собой лады.

Каждый лад представляет собой расстояние между двумя соседними порожками, верхний из которых ограничивает колеблющиеся окончания струн. Один лад равен одному полутону.

Пятка грифа прикреплена непосредственно к корпусу посредством клея или болта. Любой вариант закрепления грифа на корпусе оставляет возможность регулирования высоты струн. Если гриф приклеен, регулировать его можно при помощи анкера (стержня внутри грифа).

На большинстве гитар между ладами располагаются небольшие точки или иные маркеры, изготовленные из древесины, пластмассы или перламутра. Благодаря им начинающим гитаристам легче освоиться с грифом. Маркерами чаще всего отмечены 3, 5, 7, 10, 12, 15 и 17 лады, однако схема их размещения может варьироваться.

Корпус

Корпус акустического инструмента включает в себя две деки, верхнюю и нижнюю, объединенные обечайками – боковыми стенками гитары. На верхней деке есть отверстие-резонатор, которое обычно украшено розеткой. Оно необходимо для того, чтобы звук мог проникать в корпус и приобретать «объем». Под резонаторным отверстием крепится защитная пластина, предотвращающая появление механических повреждений при использовании медиаторов.

На верхней деке также имеется бридж — своего рода подставка, на которой закрепляются все струны. На держателе или возле него находится нижний порожек. Расстояние между ним и верхним порожком принято называть мензурой.

Поскольку вследствие натяжения струн нагрузка на верхнюю деку оказывается довольно большой, изнутри она усиливается прочными рейками.

Нижняя дека, не имеющая отверстий, расположена с тыльной стороны инструмента. Именно она больше всего уязвима перед механическим повреждениям при трении о ремень, пуговицы или другие жесткие элементы одежды.

Настройка гитары

После ознакомления с устройством гитары важно научиться грамотно настраивать инструмент перед каждым занятием. Нумерация струн на гитаре ведется снизу вверх, начиная с самой тонкой струны

Каждая нота имеет свое обозначение на латинском языке: буквой А обозначают ноту ля, В – си, С – до, D – ре, Е – ми, F – фа, G – соль

Нумерация струн на гитаре ведется снизу вверх, начиная с самой тонкой струны. Каждая нота имеет свое обозначение на латинском языке: буквой А обозначают ноту ля, В – си, С – до, D – ре, Е – ми, F – фа, G – соль.

Виды гитарного боя

Посредством гитарного боя исполняется большинство российских и зарубежных композиций. Поэтому каждый уважающий себя гитарист должен владеть несколькими техниками игры — «четверка», «шестерка», «восьмерка» и т. д. Данный метод поможет лучше вникнуть в структуру ритмического рисунка мелодии, а в долгосрочной перспективе — выставлять необходимые акценты и развивать музыкальный слух.

Суть данного технического приема — чередование скользящих ударов по струнам вверх/вниз.

Четвёрка

Предполагает последовательные движения правой кисти руки вверх-вниз. Этот ритмический рисунок часто используется во вступлениях, бриджах и проигрышах. Популярная композиция, где можно отчетливо услышать данный штрих — «Звезда по имени солнце» в исполнении группы «Кино».

Шестёрка

Самый популярный вид штриха. Его используют не только начинающие гитаристы, но и профессионалы. Подходит для исполнения большинства эстрадных песен. Данный способ игры подразумевает 6 последовательных ударов по струнам: 2 раза подряд вниз — 2 раза подряд вверх — вниз — вверх.

Восьмерка

Данный вид штриха подразумевает 8 ударов по струнам. При этом акцент приходится на каждый третий удар. Схема: 2 раза подряд вниз — вверх — снова 2 раза вниз — вверх — вниз — вверх. Композиции, сыгранные в таком ключе, звучат намного интереснее. Поэтому способ однозначно стоит освоить.

Бой Цоя

В своих выступлениях Виктор Цой часто использовал данный штрих, отсюда и говорящее название. Метод требует хорошей координации и скорости движений. Акцент приходится на каждый четвертый, а затем шестой удар. Схема: дважды вниз — вверх — дважды вниз — вверх — 2 раза вниз — вверх — дважды вниз — вверх.

Техника Высоцкого

Этот штрих пользовался популярностью в 50-60 годах. Его использовал в своих песнях Владимир Высоцкий. Схема: вниз — вверх — вниз. Акцентируется каждый третий удар.

Испанский бой

Техника задействует все пальцы правой руки для удара по струнам (ладонь раскрывается подобно вееру). Испанский бой требует хорошей скорости и развитого чувства ритма. Схема движений: 2 раза подряд вниз — вверх — вниз — вверх — вниз — вверх.

Гриф гитары

Гриф гитары — элемент особой формы и размера. Основная часть грифа — шейка, на лицевую часть которой крепится накладка. Прижимая к деревянной накладке струны, музыкант регулирует длину их колеблющейся части, тем самым изменяя высоту извлекаемого звука.

Вдоль грифа, располагаются поперечные перекладины — лады. Изготовленные из металла или пластика, лады крепятся к накладке, с соблюдением правильной дистанции. От точности выполнения этих элементов зависит «чистота» звука инструмента.

Крепление грифа к обечайке осуществляется «пяткой грифа». На верхней части шейки находится верхний порожек, с бороздками для струн. Расстояние между верхним порожком и нижним струнодержателем, как правило, составляет 65 см.

Колковый механизм расположен в верхней части грифа. С помощью колков осуществляется натяжение струн, для настройки каждой из них. Количество колков соответствует количеству струн на гитаре.

Дополнительно к гитаре прилагаются струны (нейлоновые, металлические) и медиатор (необязательно).

Различают 2 основных вида акустических гитар: классическая и эстрадная. Между ними есть 3 отличия:

  • на классических гитарах можно заметить своеобразное устройство колок и пера. Эти 2 составляющие отличаются друг от друга: в пере имеются отверстия, из-за чего месторасположение колок изменяется;
  • на эстрадной гитаре гриф уже, чем на классической;
  • на классические гитары устанавливаются нейлоновые струны, которые легче зажимать и брать нужные аккорды. Именно поэтому во многих учебных пособиях авторы рекомендуют новичкам начинать обучение именно с классических акустических гитар.

С устройством акустических гитар мы разобрались, а теперь давайте рассмотрим устройство электрогитары.

Между двумя видами струнных инструментов имеется много схожих составных частей. Однако нас интересуют именно различия.

  1. У электрогитары вы не найдете полость в корпусе. Эта важная часть инструмента всегда цельная.
  2. Гриф электрогитары крепится разными способами: при помощи клея, болтов. Некоторые модели инструмента имеют сквозной гриф.
  3. Внутри грифа находится анкерный стержень, отвечающий за регулирование кривизны грифа.
  4. У электрогитар может быть куча «прибамбасов», называемых звукоснимателями. Они бывают активными и пассивными, нэковыми (у основания гирфа) и бриджевыми (у струнодержателя), хамбакеры и синглы. Количество звукоснимателей не нормировано: их может быть и 1, и 2, и 3.
  5. Выбор нужного звукоснимателя осуществляется при помощи позиционного переключателя.
  6. Струнодержатели электрогитар называются бридж. Они могут выпускаться с системой тремболо (фиксированной), и без нее.

Теперь вы знаете о том, как устроены различные гитары, и может приступать к обучению игре на этом инструменте.

Видео

Настройка

Настройка по ладам и тюнеру

Настройка по тюнеру (http://www.get-tuned.com/ukulele_tuner.php) дает гораздо более точное звучание, чем подбор «на слух».

Ручной подбор по унисонам в До (GCEA):

  • 1 струна отпущена, 2 на V ладу (звук Ля, A);
  • 2 отпущена, 3 на IV ладу (звук Ми, E);
  • 1 отпущена, 4 на II ладу (звук Ля, A).

См. также другие варианты в абзаце «Аппликатурное мышление».

Стандартные частоты GCEA для укулеле:

  • 1 струна “A”= 440Hz
  • 2 струна “E”= 329.6Hz
  • 3 струна “C”= 261.6Hz
  • 4 струна “G”= 392 Hz

Настройка по флажолетам

Пальцем левой руки едва-едва коснитесь 1 струны над VII металлическим порожком. Слабо-слабо. Ногтем правой руки зацепите эту струну, и сразу же уберите палец со струны. Выйдет высокий слабый звук.

  1. Этот звук должен соответствовать звуку 2 струны над V порожком и 3 струны над IV порожком;
  2. Звук 3 струны над VII порожком должен соответствовать звуку 4 струны над XII порожком.

Эта настройка годится только качественным, сработанным инструментам (не менее года игры) со «вставшими» струнами и четко откалиброванными порожками и мензурой. Подобная проверка качества является определяющей при покупке дорогого инструмента. Небольшие дефекты и расхождения в тонах могут уйти со временем или быть исправлены вручную.

Гриф

— вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

– деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Особенности устройства классической гитары

Классическую считают прародительницей гитар. Ее создали первой, а затем на ее основе изобрели другие виды. От остальных струнных инструментов ее отличает ряд признаков:

  1. Наличие плоского и широкого грифа. Именно эта особенность создает проблемы при игре многим новичкам, в первую очередь тем, у кого кисти рук небольшого размера.
  2. На инструмент классического типа устанавливают шесть нейлоновых струн. Таким образом снижают нагрузку на гриф. Они не предназначены для струн из металла, так как внутри конструкции отсутствует анкерный стержень, способный выдержать нагрузку от их натяжения.
  3. В классике от верхушки грифа до корпуса врезано только двенадцать ладовых порожков. У инструментов других типов – от 14 ладов.
  4. Белые точки, помечающие лады, украшают не лицевую поверхность грифа, как это обычно бывает, а его боковую поверхность.
  5. Отсутствие защитной накладки. Классика предназначена для такого стиля игры, при котором невозможно повредить поверхность грифа.

Часто звучат претензии о том, что на классике из-за широкого грифа практически ничего не сыграть, так как невозможно даже зажать аккорды с баррэ. Дело в том, что она предназначена для игры в классическом стиле, где используют основные аккорды без сложных приемов.

Устройство гитары

Конструктивные особенности обусловлены общим принципов устройства всех хордофонов. То есть инструмент имеет резонирующий ящик или коробку, а звук извлекается вследствие вибрации струн, натянутых между двумя точками. Строй гитары e-b-g-d-A-E, в партитурах ноты записываются на октаву выше звучания.

Корпус

Форма гитары узнаваема – грушевидный корпус с выраженной «талией» и резонаторной розеткой. Корпус состоит из:

  • верхней деки;
  • нижней деки;
  • обечаек.

За звучание отвечает верхняя дека, поэтому для изготовления гитар используется дерево специальных пород. Чаще всего это еловая или кедровая доска, толщиной не более 4 мм. В ней чуть выше середины вырезается розетка диаметром 8,5 см.

Нижняя дека может быть выполнена из кипариса или красного дерева, она повторяет форму и размер верхней. Между собой обе части соединены обечайками. Габариты корпуса зависят от разновидности. Внутри размещена система пружин (деревянных реек), которые предотвращают деформацию инструмента при натяжении струн.

Гриф

В месте скрепления обечаек устанавливается гриф. Этот элемент гитары также изготавливают из дерева. Он имеет длину 60-70 сантиметров, ширину 2 см. Один конец грифа крепится к корпусу «пяткой», другой заканчивается головкой с настроечными колками.

Гриф имеет накладку из черного дерева. На ней размещаются порожки и ладовые маркеры.

Струны

У обычной классической гитары 6 струн, но есть виды с 7-ю, 8-ю, 12-ю. Их придумали для того, чтобы расширить диапазон звучания. Материал изготовления тоже бывает разный – нейлон, сталь, бронза. Они обозначаются нумерацией, самая тонкая – первая с высоким звуком располагается ниже других

Важно одинаковое натяжение, высота над грифом, способ крепления к подструннику. Расстояние между точками крепления струн – подставки на верхней деке и порожком на основании колковой коробки называется мензурой

Ее длина 650 мм, но есть и другие размеры, например, у бас-гитары она составляет 840 мм.

Устройство и особенности классических гитар

Предшественниками классических инструментов были «испанки». Они имели пять двойных струн и не совсем привычную для Затем в 18-19 веках к испанской добавилась шестая струна, музыкальные мастера экспериментируют с формами, длиной мензуры, изобретают новые колковые механизмы. В результате получилась дошедшая до нас классика.

Так из чего состоит гитара классическая? Основными частями инструмента являются голова, гриф и корпус. На голове грифа с помощью колков крепятся и натягиваются струны, а сам он оборудован ладовыми порожками и ладами для изменения длины колеблющейся струны и тем самым частоты звука. Корпус инструмента представляет собой верхнюю деку, заднюю деку с обечайкой, резонаторное отверстие и подставку — место, где соединяются с корпусом. Далее рассмотрим, из чего состоит гитара акустическая.

Уроки игры на укулеле. Аппликатурное мышление

Глава 1. Общая теория и устройство укулеле.

В классической музыкальной теории 12 нот, из них 7 — основные (белые клавиши) и 5 — скажем, дополнительные (черные). 12 нот = одна октава. Например, нажмем на пианино ноту До (или ее же на укулеле), и 13-ой нотой (на 13 ладу) будет то же До, только на октаву выше (рис. 1).

Черная нота, находящаяся правее от белой, носит то же название, только с «диезом». Черная рядом с До = До#. Левее — она же, но с «бемолем». Левее До — Доb. Расстояние между соседними нотами (считая черные) = полтона. Значит, в октаве 6 полных тонов. Как видно из рис. 2, черных клавиш меньше, чем белых. Связано с тем, что между Ми и Фа, а также между Си и До полтона. Почему не придумали систему из 6 белых и 6 черных нот, чтобы между всеми белыми был 1 тон? Чтобы хоть как-то ориентироваться на пианино.

Английские названия нот:

ДоC РеD МиE ФаF СольG ЛяA СиB или H

Классический строй укулеле — GCEA (Соль-До-Ми-Ля). Ноты на укулеле Унисоны для Ля. Сначала нужно найти все ноты на всех струнах гавайки. Желательно — постоянно иметь перед глазами (распечатать), а потом — выучить. Оно само выучится. Далее — найти расположение унисонов (одинаковых нот). На картинке указано правило расположения унисонов для Ля. Это нужно выучить. Попробуйте построить от случайных нот — например, от Фа (на 2 струне 1 лад), но уже не подглядывая на схему. Унисонами можно подстраивать укулеле, когда она расстроена, а также от них строить аккорды, беря их за тонику.

Глава 2. Построение аккордов

Аккорды — это трезвучия. То есть в каждом аккорде 3 ноты (обязательно). Существуют минорные и мажорные аккорды. Это никак не связано с «диезами» и «бемолями». То есть аккорд C# (До#) может быть как мажорным (С#), так и минорным (C#m). Бемолями аккорды обычно не записывают, то есть пишут не Gb, а F#. Аккорды обычно обозначаются английскими буквами.

Минорные аккорды строятся на 1, 4 и 8 полутонах. То есть берется тоника (нота, по которой называется аккорд, основная), от нее идем вперед через два лада, потом — еще через три лада. Получается 3 ноты. На примере взяты ноты аккорда Am (Ля минор), то есть Ля-До-Ми. На примере 2 — аккорд Dm (Ре минор), Ре-Фа-Ля.

Размеры гитар

Важно правильно определить подходящий размер гитары. Музыкант должен без труда дотягиваться до колка четвертого струны не полностью вытянутой рукой

Рука должна опираться о гитару частью руки от запястья до локтя, а чуть согнутые пальцы легко дотягиваться до первой струны. Если дотронуться до струны удается лишь опершись о гитару локтем, значит она велика.

При выборе размера гитары в первую очередь нужно ориентироваться на возраст, рост и размер ладони.

По размеру отличаются в основном классические гитары. Они бывают детские и взрослые.

Различают по размеру:

  • 1/4 – детские на рост от 105 см, подойдут детям от трех до 6 лет, длина 23 дюйма.
  • 1/2 – 34 дюйма, рассчитана на возраст 6-8 лет, в длину 87 см. Играет более выраженным нижним регистром, звук чуть приглушённый.
  • 3/4 – 36 дюймов, подойдёт для взрослых невысокого роста(до 155 см) и детям 10-15 лет.
  • 7/8 – редкий вид переходный размер на рост 155-165, чуть меньше стандартной, длина 38 дюймов.
  • 4/4 – четыре четверти стандартный “целый” размер, взрослая гитара на рост от 161 см. Звучание полноценное.

Внутреннее устройство акустической гитары.

Мы ознакомились со всеми внешними составными частями акустической гитары, теперь можно заглянуть внутрь. На обратной стороне верхней и нижней дек находятся пружины и перегородки — их используют для улучшения звучания и для прочности корпуса.

Как уже говорилось ранее, нижнюю деку, в силу ее массивности, иногда укрепляют кантом. Есть другой способ – это сухарики. Их можно рассмотреть на последнем рисунке — это маленькие тоненькие брусочки вдоль мест соединения обечайки с деками:

Вот такие дела:) Краткое теоретическое знакомство с устройством акустической гитары можно считать законченным.

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Корпус гитары

Корпус гитары представляет собой две деки (верхнюю и нижнюю), объединяемые обечайкой. Верхняя дека оказывает весомое влияние на звучание инструмента. Имеет значение, какая порода дерева была использована, а также, из скольких частей сделана дека. Лучший вариант — дека, состоящая из двух-четырех частей. В таком случае, мастер имеет возможность подобрать максимально подходящие составные части. Нижняя дека оказывает не столь прямое воздействие на звукоизвлечение, обогащая звук оттенками. Дека не имеет отверстий, выполняется из двух частей, объединенных стыковочным швом.

На верхней деке расположено резонаторное отверстие (розетка), необходимое для акустических свойств инструмента. Отверстие передает колебания воздуха из полой внутренней части гитары, наружу, позволяя извлекать громкий звук.

Подставка (бридж) или струнодержатель, устанавливается в нижней части верхней деки. Элемент выполняет две функции: несет нагрузку от натяжения струн, укрепляя верхнюю деку, и передает колебания струн корпусу.

Устройство и особенности электрогитары

Электрические гитары отличаются от акустических и классических наличием звукоснимателей и электрической схемы с ручками регулировки и переключателями. Такие гитары требуют наличия аппаратуры усиления звука. Для игры дома наибольшей популярностью пользуются ламповые и транзисторные комбоусилители мощностью 4-35 Вт.

Магнитные звукосниматели появились в середине 20-х годов прошлого века в компании Gibson. А гитарная революция случилась десятилетием позже, когда джазовые музыканты открыли широкий диапазон возможных тембров электрогитары.

Если говорить о внешнем виде инструментов, то самыми самобытными и популярными формами являются:

Остальные модели гитар различных производителей так или иначе заимствовали черты этих инструментов.

История возникновения

В переводе с персидского «чартра» — четырехструнный. Именно инструменты с четырьмя струнами попали в страны Ближнего востока и Европы из Древнего Египта и Месопотамии. Затем к гитаре добавилась пятая струна. Это случилось в Италии в эпоху Возрождения. В это время увеличилось и число ладов на грифе с восьми до двенадцати. Привычные нам шестиструнки появились в середине 17-го века, и с тех пор устройство классических гитар практически осталось неизменным. В 30-х годах прошлого века началась своеобразная гитарная революция, и к музыкальным инструментам добавились электронные компоненты, усилители, а в следующие десятилетия — различные звуковые эффекты.

Устройство акустической гитары: основные термины

12-лад и 14-лад (12-fret/14-fret)

Термины используются для обозначения позиции на гитарном грифе в месте соединения с декой. У большинства акустических инструментов пятка располагается в районе 14 лада, в то время как 12-ладовое соединение встречается реже.

Нижняя дека и обечайка (Back/Sides)

Когда речь заходит о материале, из которого сделана акустическая гитара, то чаще всего говорят о материалах нижней деки (дна) и обечайки. Конструкция нижней части бывает двух видов:

  1. Резонанс (Solid Top);
  2. Ламинат (Laminated Top).

Резонанс изготавливается из цельного куска дерева, что сказывается на вибрационных качествах инструмента. Такое решение обычно встречается на дорогих моделях акустических гитар. В свою очередь, ламинат изготавливается из нескольких слоев древесины — это благоприятно влияет на прочность.

Канты (Bindings)

Канты располагаются по контуру инструмента. Помимо визуального эффекта, они придают корпусу прочности и защищают торцы деки от внешнего воздействия. Рядом с кантом дополнительно может быть размещен какой-нибудь орнамент.

Система пружин (Bracing)

Пружины (англ. brace) представляют собой деревянные бруски, приклеиваемые внутри корпуса к верхней деке и дну. Они увеличивают прочность инструмента, а также сказываются на его акустических свойствах.

Существует несколько базовых вариаций крепления пружин, влияющих на вес и объем инструмента. Традиционным вариантом считается X-образное крепление, изобретенное в 1920-х годах компанией Martin.

Подставка (Bridge Plate)

Деталь из прочной древесины, приклеенная к деке гитары. Придает гитаре жесткости, необходимой для сопротивления натянутым струнам.

Накладка грифа (Fingerboard/Fretboard)

Деревянная накладка, приклеиваемая к гитарному грифу и скрывающая анкерный стержень. Придает инструменту дополнительной прочности. Защищает гриф от внешнего воздействия.

Ладовый порожек (Fret)

Металлический профиль, устанавливаемый по всей длине грифа. При зажатии того или иного лада длина колеблющейся струны сокращается, что позволяет изменять высоту звука и нот.

Головка грифа (Head)

Располагается выше верхнего порожка. В этой части инструмента находятся колки для натяжения струн. Как правило, состоит из двух частей: тела головки и накладки.

Накладка на головку грифа (Headplate)

Тонкая пластина плотной древесины, устанавливаемая на лицевой стороне головки. Обычно в качестве материала используют тот же вид дерева, которые применяется для изготовления корпуса инструмента. Накладка укрепляет голову, а также скрывает шов на месте склейки грифа и головы.

Пьезозвукосниматель (Piezo pickup)

Специальные звукосниматели, воспринимающие вибрации деки, а не струн. Чаще всего такие датчики устанавливают в районе бриджа — это обеспечивает более качественное звучание. После обработки, вибрации преобразуются в электрический сигнал и в дальнейшем могут быть обработаны предусилителем.

Предусилитель (Preamp)

Предусилитель обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателей или микрофона. Благодаря специальным элементам управления, таким как эквалайзер и фазовые переключатели, предамп может влиять на тональные характеристики инструмента. Как правило, предусилители являются активными, а питание осуществляется с помощью батареек.

Розетка (Rosette)

Декоративный элемент, украшающий резонаторное отверстие. Изготавливается из пластмассы, бумаги, перламутра или древесины.

Мензура (Scale length)

Мензура — это расстояние от верхнего порожка до центра 12 лада. При указании длины мензуры в характеристиках инструмента, обычно используют формулу «Длина от верхнего порожка до 12 лада, умноженная на два».

Длина мензуры влияет на мягкость струн и тональные характеристики инструмента. Чем длиннее мензура, тем ярче выражены низкие частоты в звуке инструмента.

Дека (Soundboard/Top)

Верхняя часть акустической гитары, отвечающая за передачу вибраций струн в воздух. Комбинация качеств деки и системы пружин играет решающую роль в тональных характеристиках инструмента. Чаще всего изготавливается из цельной древесины (резонанса).

Анкерный стержень (Truss rod)

Стальной стержень, установленный внутри гитарного грифа. Основное предназначение стержня — компенсировать натяжение металлических струн и не давать грифу гнуться под его воздействием. Регулируя анкерный стержень, можно изменять прогиб грифа. Это может пригодиться при изменении климатических условий, в которых находится инструмент или смене калибра и/или материала струн.

Устройство и особенности акустики

Из чего состоит гитара такого вида? Акустика по устройству почти ничем не отличается от классических инструментов. Отличие заключается в размере корпуса и струнах — у они металлические. В зависимости от размеров такие инструменты подразделяются на дредноуты, джамбо и фолк гитары. Широко используются в таких музыкальных стилях, как блюз, рок, бардовская песня, и многих других песенных жанрах.

Для производства инструментов используются разнообразные породы дерева. Несмотря на то, что гитары из экзотических пород деревьев — не редкость, акустику делают из определенных пород. Ведь на звук влияет каждый деревянный элемент из её конструкции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: