Подготовка пальцев рук к игре на гитаре: лучшие упражнения

За месяц на гитаре: что можно выучить

Начинающему гитаристу за месяц посвященному активному обучению есть возможность освоить несколько важных навыков и техник игры на гитаре. Вот список того, что можно выучить за месяц:

  1. Аккорды — изучение основных аккордов и их переходы между ними помогут с легкостью сопровождать любую песню;
  2. Строение гитары — понимание структуры и устройства гитары, знание названий струн и смысл их звучания;
  3. Основные упражнения — освоение простых упражнений на развитие пальцев и рук поможет улучшить технику игры;
  4. Схемы баррэ — изучение баррэ аккордов и овладение техникой их игры откроет двери к большему количеству песен;
  5. Ритм — работа над улучшением чувства ритма поможет играть в такт и дает возможность играть с другими музыкантами;
  6. Музыкальная терминология — понимание основных понятий и терминов в музыке поможет лучше понять и интерпретировать песни;
  7. Импровизация — знание основных паттернов и структур импровизации поможет выразить себя и играть сольные партии;
  8. Песни — выбор нескольких песен и их изучение с использованием изученных навыков позволит начать играть налюбимые мелодии.

Разумеется, каждый гитарист продвигается в обучении на своем собственном уровне и темпе. Однако, при активном обучении и практике каждый день, описанные навыки будут достижимы за месяц игры на гитаре. Главное — не останавливаться и продолжать улучшать свои навыки!

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ

После того как мы приобрели или взяли на время у друзей гитару, разобрались как правильно ее держать, можно приступать к обучению. Любое обучение лучше всего начинать с поиска хорошего преподавателя. Успех вашего обучения напрямую зависит от учителя, вашего желания и свободного времени.

Учителя лучше искать в музыкальной школе или с опытом работы в музыкальной школе. Учиться можно у любого музыканта, но у преподавателя со школы есть опыт обучения. Он знает как грамотно строить программу под уровень ученика, как объяснить новый материал и, главное, как вдохновить студента

Последнее не менее важно, чем опыт преподавания и умение дать знания. Часто бывает, что при первых неудачах запал научиться играть пропадает

Ученик начинает пропускать занятия, перестает делать домашнее задание, постепенно совсем забрасывая учебу. И в этот момент учителю важно вдохновить ученика, показать на собственном примере чему можно научиться.

Не бросайте занятия, даже если вам кажется, что у вас ничего не выходит. Залог хорошего результата — упорные тренировки. Даже профессионалы своего дела ежедневно по несколько часов занимаются, чтобы отработать новые техники и отточить до совершенства уже имеющиеся знания.

После того как определились с преподавателем, вы можете приступать к обучению. Как правило, учащиеся начинают с освоения игры боем и перебором, а также с изучения простых мелодий на одной струне, постепенно переходя к более сложным произведениям. Помимо правильной техники исполнения, вам необходимо будет освоить нотную грамоту, как бы скучно и банально это ни звучало. Она поможет вам лучше развить музыкальный слух, освоить строение аккордов. Вы должны научиться слышать ноты и аккорды, чтобы вы могли подобрать любую песню на слух, а не просто играть по нотам.

Аккорды

Для исполнения большинства произведений вам нужно освоить всего пять базовых аккордов.Не пытайтесь выучить сразу все возможные, иначе изучение теории растянется надолго и практиковаться вы начнете не скоро.

Помимо изучения аккордов и нот, вы познакомитесь со знаками альтерации. Немаловажным моментом в обучении является развитие музыкального слуха. Как правило, в этом помогает такой предмет как сольфеджио. На нем учат улавливать ноты на слух. В обычных музыкальных школах, этому моменту уделяют очень мало внимания. Но в нашей школе мы помогаем ученикам развивать внутренний слух, чтобы они всегда могли сыграть любое понравившееся произведение.

Игра боем

Помимо игры аккордами и перебором, есть техника игры боем, то есть когда вы ударяете рукой по всем струнам одновременно. Техник игры боем очень много, но самой основной считается “Шестерка”. Когда вы делаете два удара вниз, после два удара вверх. Сначала вам нужно освоить простые способы игры боем, постепенно усложняя задачу

Не старайтесь запомнить все за один раз, лучше уделить внимание каждому виду отдельно. Вы же хотите быть профессионалом, а не любителем

Как правило, основная часть песен, которые играют на посиделках с друзьями, исполняется в технике “игра боем”.

Игра перебором.

Эта техника для исполнения романтический и лирических произведений, то есть когда ноты играют поочередно. Все самые красивые мелодии написаны в этой технике. Если вы хотите окончательно покорить сердца слушателей, обязательно освойте игру перебором.

Не забывайте про регулярную практику. Чем чаще и больше вы будете заниматься, тем быстрее вы освоите инструмент. Талант — всего лишь малая часть успеха, все остальное упорный труд и работа. Со временем, вы перестанете путать аккорды, а пальцы перестанут спотыкаться о струны.

Если вы еще не решили где именно начать обучение игре на гитаре, приглашаем вас на пробное занятие в First Music Family. В нашей школе работают профессионалы своего дела и прирожденные музыканты. Благодаря своему многолетнему опыту, они легко определят ваш уровень и подберут подходящую программу обучения. Возможно, вы великий гитарист, но пока еще не раскрыли свой талант. Приходите на пробный урок в First Music Family, почувствуйте невероятную атмосферу уюта и драйва, царящую на занятиях. Спустя пару месяцев обучения, вы сможете удивить друзей своими успехами.

Работа с метрономом и развитие слуха

Для начала, необходимо выбрать подходящую скорость на метрономе, чтобы постепенно увеличивать ее по мере прогресса

Важно не спешить и постепенно повышать темп, чтобы иметь возможность правильно играть и не допускать ошибок. Это поможет развивать силу и точность в пальцах, а также обучает слух воспринимать ритмичные мелодии

Важно научиться различать акценты в ритме и правильно выполнять паузы. Для этого можно использовать метроном с акцентированными битами, чтобы научиться выделять их и создавать музыкальные паузы

На первых этапах обучения, это может быть сложно, но с практикой и развитием слуха, вы сможете играть с точностью и выражением.

Кроме того, не забывайте обучать свой слух. Слушайте различные музыкальные произведения и пытайтесь вычленить мелодии, аккорды и отдельные звуки. Это поможет вам развить абсолютный слух и улучшит игру на гитаре.

Работа с метрономом и развитие слуха – это неотъемлемые компоненты успешного обучения игре на гитаре. Постепенно повышайте темп игры, научитесь контролировать ритм и акценты, а также развивайте слух и выразительность в исполнении. Только с постоянной практикой и упорством вы сможете достичь высоких результатов в музыкальном искусстве.

Учимся играть на гитаре не напрягаясь

Ещё один немаловажный нюанс: вы должны быть расслабленными во время игры. Не держите гитару, как кувалду — вы не на заводе, и не мечи куёте. Вы играете музыку. А при этом необходимо избавиться от любого напряжения — как эмоционального, так и физического. Во-первых, не давите чересчур сильно на струны, даже когда берёте баррэ.

Все аккорды на гитаре 6 струн

Да, поначалу вы будете сталкиваться с проблемой: недостаточно придавил струну — она дребезжит или глушится, придавил чересчур сильно — нота будет звучать выше, чем надо. Передавливая струны, вы не только портите звук, но и попусту тратите силы в левой руке — во время продолжительной игры будут растягиваться связки в руке, и рука будет быстро уставать, а потом даже болеть

Добейтесь того, чтобы левая рука отдыхала при каждом удобном случае — это очень важно

Во время смены аккордов, например, даже десятые доли секунды, на протяжении которых рука расслаблена, будут играть большую роль. Не сжимайте гриф так, будто врага за горло душите. То же самое касается и правой руки – не сжимайте её в кулак. Концентрируйте усилия лишь на тех пальцах (точнее, даже на участках этих пальцев), которыми вы держите медиатор.

Какая рука что делает?

У правшей, левая рука отвечает за постановку нот (аккордов) на грифе, а правая рука за игру по струнам. Левши могут приспособиться также. Но на моей памяти был случай, когда левше просто перетянули струны наоборот, поэтому правой рукой он зажимал аккорды, а левой играл по струнам. Верного решения нет, ориентируйтесь на то, как вам удобно.

Номера пальцев разберем для классического случая. Если вы левша и решите перетянуть струны, то для вас схема будет выглядеть наоборот. Итак, посмотрите на картинку ниже. Перед вами левая и правая рука с нумерацией пальцев.

Важно!
Обратите внимание, что на левой руке большой палец НЕ играет, он упирается в гриф с обратной стороны. Поэтому нумерация начинается с указательного пальца. На правой руке НЕ играет мизинец

Поэтому нумерация начинается с большого пальца и заканчивается на безымянном

На правой руке НЕ играет мизинец. Поэтому нумерация начинается с большого пальца и заканчивается на безымянном.

Виды гитарного боя

Посредством гитарного боя исполняется большинство российских и зарубежных композиций. Поэтому каждый уважающий себя гитарист должен владеть несколькими техниками игры — «четверка», «шестерка», «восьмерка» и т. д. Данный метод поможет лучше вникнуть в структуру ритмического рисунка мелодии, а в долгосрочной перспективе — выставлять необходимые акценты и развивать музыкальный слух.

Суть данного технического приема — чередование скользящих ударов по струнам вверх/вниз.

Четвёрка

Предполагает последовательные движения правой кисти руки вверх-вниз. Этот ритмический рисунок часто используется во вступлениях, бриджах и проигрышах. Популярная композиция, где можно отчетливо услышать данный штрих — «Звезда по имени солнце» в исполнении группы «Кино».

Шестёрка

Самый популярный вид штриха. Его используют не только начинающие гитаристы, но и профессионалы. Подходит для исполнения большинства эстрадных песен. Данный способ игры подразумевает 6 последовательных ударов по струнам: 2 раза подряд вниз — 2 раза подряд вверх — вниз — вверх.

Восьмерка

Данный вид штриха подразумевает 8 ударов по струнам. При этом акцент приходится на каждый третий удар. Схема: 2 раза подряд вниз — вверх — снова 2 раза вниз — вверх — вниз — вверх. Композиции, сыгранные в таком ключе, звучат намного интереснее. Поэтому способ однозначно стоит освоить.

Бой Цоя

В своих выступлениях Виктор Цой часто использовал данный штрих, отсюда и говорящее название. Метод требует хорошей координации и скорости движений. Акцент приходится на каждый четвертый, а затем шестой удар. Схема: дважды вниз — вверх — дважды вниз — вверх — 2 раза вниз — вверх — дважды вниз — вверх.

Техника Высоцкого

Этот штрих пользовался популярностью в 50-60 годах. Его использовал в своих песнях Владимир Высоцкий. Схема: вниз — вверх — вниз. Акцентируется каждый третий удар.

Испанский бой

Техника задействует все пальцы правой руки для удара по струнам (ладонь раскрывается подобно вееру). Испанский бой требует хорошей скорости и развитого чувства ритма. Схема движений: 2 раза подряд вниз — вверх — вниз — вверх — вниз — вверх.

Упражнения для развития мускулатуры рук и кисти

1. Растяжка пальцев:

Сядьте на стул и положите ладони на поверхность стола, пальцы должны быть слегка разведены. Постепенно вытягивайте пальцы вперед, ощущая при этом растяжение в кисти. Затем сжимайте и разжимайте пальцы, выполняйте эту операцию несколько раз для каждой руки.

2. Упражнение «лестница»:

Положите руку на поверхность стола или другую плоскую поверхность. Перемещайте каждый палец по очереди вперед, начиная со среднего пальца. Постепенно увеличивайте скорость перемещения пальцев.

3. Игра с шариком:

Возьмите в руку резиновый мячик или стресс-шарик и сжимайте его кистью и пальцами. Выполняйте такую же операцию для каждой руки по несколько раз в течение нескольких минут.

4. Упражнение с ползунком:

Возьмите в руку ползунок (небольшой предмет со смещающимся элементом) и двигайте его вперед и назад, используя только большой и указательный пальцы. Это поможет развить силу и контроль в ваших пальцах.

5. Растяжка запястья:

Сядьте на стул и вытяните руку перед собой, ладонь вниз. Возьмите другой рукой пальцы вытянутой руки и плавно потяните их в направлении тела до ощущения растяжения в запястье. Удерживайте эту позицию в течение 10-15 секунд, затем повторите упражнение на другую руку.

Помните, что регулярные тренировки будут способствовать развитию мускулатуры рук и кисти, что поможет вам улучшить технику игры на гитаре и достичь лучших результатов.

Как играть блюз на акустической гитаре

Вы помните моего друга – гитариста и преподавателя Константина Берестова и его уроки по ритм-гитаре в роке?

Если нет — то самое время вспомнить! Или познакомиться. Он записал серию видеоуроков по игре блюза на акустической гитаре. Но в чем особенности этих уроков?

— В тональности. Он показывает, как играть акустический блюз в Соль-мажоре (G).

Обычно акустический блюз играется (и показывается) в тональности Ми-мажор. Это на самом деле, самая распространенная тональность в акустическом блюзе. Она продиктована стандартными настройками гитары.

В ней легче всего исполнять стандартные, привычные приемы игры (например, играя басовую Ми на открытой струне, или стандартный блюзовый рифф с ее использованием). И большинство узнаваемых блюзовых фишек, по которым мы безошибочно узнаем звучание акустического блюза – тоже из этой тональности.

Когда же мы пробуем транспонировать блюз в другую тональность, то сталкиваемся с тем, что привычные приемы уже не работают. нужно приспосабливать фишки. Нужно формировать немного другое аппликатурное мышление.

И действительно, игра акустического блюза в тональности Соль-мажор имеет свои характерные особенности. И свой «аромат», свои, несвойственные для других тональностей, приемы и звучание.

Все это – в серии уроков Константина.

Он начинает с самых базовых основ, (даже с показа квинты на грифе). Но в конце серии мы усвоим готовый набор характерных игровых навыков, которые сможем применить в собственных блюзовых импровизациях на «акустике».

И при этом — мы будем звучать с одной стороны традиционно, с настоящим «корневым» блюзовым звучанием, а с другой стороны – свежо! Я не буду мудрствовать, пересказывая в своем тексте весь его урок. Это лучше посмотреть на видео. А ниже я просто выложу графику из этого урока – чтобы Вам было проще ее рассмотреть.

https://youtube.com/watch?v=qqk-hoOSVm8Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: #1 Как играть Блюз на Акустической Гитаре в Тональности G (Соль-Мажор). 1/5 Урок К. Берестова. (https://youtube.com/watch?v=qqk-hoOSVm8)

Добавлю только, что Константин – опытный «живой» преподаватель, с большим стажем, со своим видением и мышлением, с хорошими навыками игры. Его манера подавать материал может показаться Вам несколько необычной (и уж точно отличающейся от моей) – возможно, Вам придется к ней немного приспособиться.

Но это того стоит!

Надеюсь, Вы оцените эту серию по достоинству. И другой взгляд на ту же тему, поможет Вам более объемному знанию и пониманию ее.

ГРАФИКА ИЗ ВИДЕО:

P.S. Да. Кстати! Я тут подумал, и решил «вдогонку» открыть доступ к моему базовому курсу «Как играть блюз на акустической гитаре» — он лежит на закрытом разделе моего сайта. Открою через несколько дней – и буквально на пару недель. Так что следите за обновлениями, не пропустите!

ДРУГИЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ «БЛЮЗ НА АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ»:

—— Подписывайтесь на мой канал Youtube:

И в мою группу в социальной сети ВКонтакте, где также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы

Это поможет Вам не упустить ничего важного

Учимся играть на гитаре медиатором

То, что вы сожмёте остальные пальцы, пользы никому, и в первую очередь вам самим, уж точно не принесёт. И не загоняйте медиатор слишком глубоко — он должен прижиматься крайними фалангами пальцев. Впрочем, можно держать медиатор
как угодно, но главное – добиться минимального напряжения в руках. Но при этом следует контролировать усилие, чтобы не выронить медиатор.

Будучи расслабленным, вы сможете играть быстрые соло, скоростные пассажи. Если ваши руки будут напряжены, вы, возможно, тоже сможете это сыграть, но звук уже будет совсем иной, будто не человек играет, а робот. Всё, что в вас должно быть от робота — это автоматизм действий, чёткое попадание по струнам.

От остального же следует избавиться. Музыка — это искусство передавать другим то, что у тебя на душе. А играя без энтузиазма, концентрируясь лишь на , а не на музыке, вы просто будете казаться роботом — бесчувственным и холодным, неспособным чувствовать и делиться чувствами с другими.

И так, чтобы быстрее освоить инструмент и научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях слушайте разнообразную музыку (а не только любимые группы) — это очень расширяет музыкальный кругозор.

Старайтесь услышать как в композиции звучит гитара, акцентируйте внимание на одной гитаре, а именно на ритм-гитаре. Например, у меня есть привычка слушать песню, в то время как руки бессознательно двигаются в такт, как будто я играю на гитаре

Так или иначе это способствует в развитию чувства ритма.

И последнее что хотелось бы добавить к вопросу о том как научиться играть на гитаре самостоятельно с нуля — наберитесь терпения
— только упорные тренировки дают хороший результат. Но результат обязательно будет! Учитесь играть на гитаре и учите играть других! Вперёд и с песней!!!

Как играть аккорды

Сыграть любимую песню одновременно с соло-партией и аккордами непросто. Чаще исполнитель поет мелодию и аккомпанирует себе на гитаре. Для этого не обязательно изучить в совершенстве музыкальную науку, достаточно грамотно подобрать аккорды. Они размещены на сайтах в интернете, где гитаристы делятся своими находками. Ноты публикуют также в печатных изданиях, посвященных музыке.

Аккорд — несколько звуков, связанных между собой гармонией. Его обозначают латинскими буквами:

  • А — ля;
  • В — си бемоль;
  • Н — си чистая;
  • С — до;
  • D — ре;
  • Е — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В зависимости от лада различают мажорные или минорные аккорды. Одни звучат весело, другие – грустно. Минор обозначается буквой m, мажор договорились не указывать. Пониженные или повышенные на половину лада аккорды выделяют диезом ♯ или бемолем ♭.

Принципы построения гармонии в разных тональностях одинаковы. Для удобства пользователей разработаны специальные табулатуры. Наиболее часто используемые аккорды представлены там в схематичном виде — струны с крестиками в месте зажима лада.

Простая тренировка для новичков

Для начинающих гитаристов важно подготовить пальцы для игры на сложном инструменте. Перед тренировкой следует размять кисти рук, пальцы.  Можно помассажировать руки, растянуть пальцы, раздвигая их, как можно дальше друг от друга

Потом переходят к упражнениям на гитаре.

Разминка перед занятиями

Чтобы добиться координации движений при игре на многоголосном инструменте, развить скорость, нужна пальцам гимнастика. Каждое упражнение в разминке направляют на развитие нужных элементов игры.

Координация движений рук Растяжка пальцев
Под ритм метронома стучать по столу правой рукой, а левой – чертить круги на бумаге.

Сжимать и разжимать кулаки в быстром темпе.

Дотрагиваться до большого пальца остальными, задействуя сразу обе руки. Руки вытягиваем вперед, вывернув пальцы, собранные в замок.
Сгибать палец в центральной костяшке так, чтобы остальные оставались в исходном положении. Крутить на кончиках пальцев шарик.
Делать «восьмерку», положив указательный палец правой руки на большой – левой. Потом меняют местами. Растягивать расстояние между пальцами, соединяя их по два.

Время, затраченное на разминку, поможет быстрее овладеть различными приемами игры на гитаре.

Развиваем чувство ритма

Для того чтобы отточить ритм игры, в упражнениях для гитары следует использовать метроном. Задают прибору определенный ритм, начиная с медленного темпа в 40 ВРМ. Ударяют по струнам, стараясь попасть в сигнал метронома.

Успешная тренировка продолжается ускорением темпа. Играть следует не только на одной струне. Лучше задействовать все, отбивая ритм боем.

От простого к сложному

Тренировке пальцев рук на гитаре уделяют особое внимание. Тут надо соблюдать последовательность, добиваясь четкости исполнения:

  1. В ход идут четыре пальца левой руки. После зажатия верхней струны первого лада указательным пальцем извлекают звук. Следующим движением ставят средний на второй лад – опять звучание. И дальше по порядку. Цепочку замкнет мизинец на четвертом ладу. Повторяют действия несколько раз. Потом начинают ставить пальцы со второго лада. И так доходят на грифе до 12 лада.>

    Затем двигаются с 12 лада вниз до первого, начиная работать с мизинца. Все пальцы не прижимают. После работы с 6 струной переходят на пятую, повторяя предыдущую комбинацию. Так доходят до первой струны. На правой руке будут действовать два пальца, указательный со средним.

  2. На каждой струне отыгрывают по 4 ноты, передвигаясь потом выше на один лад. Начинают с верхней, спускаясь вниз. На каждой отыгрывают по 4 лада. Потом поднимаются по струнам вверх в обратном порядке. Оказавшись в начале пути, ставят указательный перст на второй лад, проделывая упражнения аналогичным образом.
  3. Движение змейкой предполагает игру на двух струнах, а не на одной. Начинают занятие с шестой и пятой, зажав их на первом ладу. Отыгрывают 4 ноты, каждая вторая извлекается на нижней струне. Так постепенно поднимаются до 12 лада. Затем идут в обратном направлении. Потом задействуют 5 и 4 струны. Проходят так змейкой до конца. https://www.youtube.com/watch?v=KX-wxHCt1Qk
  4. Движения пауком предполагает начинать с шестой струны первого лада. Играть надо на двух струнах, двигаясь от верхней к нижней. Зажимая эти струны, двигаемся вверх к 12 ладу. https://www.youtube.com/watch?v=bJ_QQiAOdmA
  5. В этом упражнении начинают с шестой струны, первого лада. Отыгрывают по 2 ноты, спускаясь вниз. Пальцы левой руки ставят на второй лад, играя в обратном направлении.
  6. Прием легато обыгрывается тремя пальцами: указательным, безымянным, мизинцем, которые стоят на разных ладах. Они могут как восходить, так и нисходить. Игра идет 3-мя нотами. Прием нужен для развития координации движений, скорости исполнения. https://www.youtube.com/watch?v=nVmSWGL40_8
  7. Гитарный перебор, или арпеджио, предполагает игру поочередно тремя нотами, ми, си, соль. Затем идет обыгрывание четырех нот. Сначала играют на пустых струнах. Затем идет зажатие ладов, по три сразу. Здесь звуки извлекаются поочередно, а не аккордами.

Все упражнения отрабатываются до полной беглости. Нужно идти от простых к более сложным.

ВЫБОР ГИТАРЫ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Любое обучение музыке начинается с выбора инструмента. Если у кого-то из ваших знакомых есть гитара, попросите одолжить ее на первое время, особенно если вы сейчас не готовы финансово к приобретению гитары. Если такой возможности нет, то гитару необходимо будет приобрести. Здесь возникает закономерный вопрос как выбрать хороший инструмент?

Если вы никогда раньше не держали инструмент в руках, возьмите с собой в магазин человека разбирающегося в этом вопросе. По неопытности вы можете пропустить какой-то дефект в корпусе, который потом создаст для вас дополнительные неудобства

На что обратить внимание при покупке гитаре:

  • Состояние корпуса. Он должен быть цельным, без трещин, сколов и царапин. Любое повреждение корпуса влияет на качество звукоизвлечения.
  • Крепление грифа к корпусу гитары. Если вам кажется, что гриф шатается, лучше выбрать другой инструмент.
  • Попробуйте поиграть на гитаре или попросите сделать это того, кто умеет. В данном случае мы слушаем звук. Он не должен дрожать.

Также, бытует мнение, что первая гитара должна быть классическая шестиструнная, так как у нее широкий гриф и мягкие нейлоновые струны. У новичков пальцы еще не привыкли к постоянной игре, поэтому если начать тренировки с металлическими струнами, то пальцы будут болеть от мозолей. По мере тренировок, кожа становится грубее, и пальцы перестают болеть. Выбирать гитару с широким грифом рекомендуют потому, что струны на нем расположены на достаточно широком расстоянии. Это удобно для начинающих, так как они не будут задевать соседние струны.

На деле же, гитару выбирать нужно исходя из ваших целей. Если вы хотите научиться играть на гитаре, чтобы исполнять роковые произведения любимых групп, то имеет смысл приобрести гитару с металлическими струнами. В таком случае, звук будет максимально приближен к идеалу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: