Публикация «Открытый урок с группой 7 класса МБУ до дши „Элегия“ тема: „Модуляция“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Средняя школа, 7 класс
- Темочки
— взаимодействие преподавателя и детей на основе полученных и прорабатываемых знаний, умений
— усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление, проработка изучаемой темы
— диагностику прочности усвоения знаний
— инструктаж по выполнению домашнего задания.
Вид урока : традиционный
Цель урока : закрепление темы «Модуляция» различными видами, методами, традиционно применяемыми на уроках сольфеджио.
Методы обучения:
1. Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие.
Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2. Репродуктивный: запоминание учащимися сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3. Практический: практические задания, повторные действия с целью совершенствования навыков и развития музыкального слуха.
Методические приемы:
— словесный, наглядный, практический
— активация слуха, обращение к музыкальному восприятию учащихся
— развитие мышления, творческой инициативы
— прием контроля и самоконтроля: при показе домашнего задания, практических заданий на уроке.
Психологические условия на уроке :
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический климат на уроке.
Задачи урока :
Различными методами, в доступной для учащихся форме закрепить тему урока :
1. Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (отклонение, модуляция, виды модуляций).
2. Развивающее: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Средства обучения:
Инструмент (фортепиано, стулья, парты, доска, нотные пособия.
Применение педагогических технологий:
1. Здоровьесберегающая:
— положительно влияет на память.
Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
Чередование различных видов учебной деятельности (проверка домашнего задания с показом на фортепиано, сменяется музыкальными построениями и их пением, чтением с листа и анализом музыкальных примеров на слух, написанием диктанта).
На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учащимися, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.
2. Технология личностно-ориентированного обучения:
Признание учащихся главными действующими фигурами всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации каждого обучающегося, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
3. Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимися. Каждый из них включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.
4. Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию вовлечения учащихся в проработку предложенной темы урока, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации.
Использование в учебном процессе индивидуального подхода к каждому учащемуся:
— различное для всех домашнее задание, что приводит к его 100% выполнению
— индивидуальные творческие задания повышают интерес учащихся к теоретическим занятиям, а также занятиям на инструменте, активизируя их деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую “ситуацию успеха”. Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность музыкальными занятиями и вызывает положительные эмоции.
План урока
1. Организационный момент.
2. Повторение теоретического материала.
3. Проверка домашнего задания и на его основе проработка темы в различных формах работы на уроке :
— ритмические упражнения
— слуховой анализ
— пение с листа
— музыкальный диктант.
5. Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).
6. Проблемные ситуации на основе учебного материала.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Бонусы
- Хрестоматия аккордовых прогрессий (книга)
- 17 интеллект-карт по гармонии
- Видеокурс Гармония 100: Буквенно-цифровое обозначение аккордов
- Видеокурс: Модуляции и отклонения
Книга «Практическая гармония для гитариста» несомненно должна быть обязательным элементом в Вашем обучении, хотя бы по причине того, что она сэкономит Вам огромное количество времени, сил, нервов и денег. Вам не нужно изучать сотни учебников! Эту работу я уже проделал за вас и собрал весь концентрат практической информации по гармонии для гитариста.
Если Вы хотите по настоящему овладеть гитарой, то, без знания гармонии и умения ее применять на практике, Вы вряд ли добьетесь ваших целей.
Ни один учебник не научит Вас без ваших усилий, однако в этой книге есть все, что нужно для музыкального роста. Все, что нужно от вас это чтение и применение на практике.
Еще никогда прежде изучение гармонии для гитаристов не было таким простым!
Как улучшить технику игры
Обучение игре на гитаре — не всегда скучное и нудное занятие. Необязательно заучивать ноты и искать их на грифе гитары.
Вот простые советы начинающему гитаристу:
- Освойте правильную технику хвата грифа гитары.
- Для улучшения гитарных навыков необходима правильная постановка пальцев левой руки при взятии аккордов и нот.
- Делайте упражнения в полной тишине, чтобы никакие шумы не отвлекали от игры.
- Используйте метроном, чтобы не сбиваться с ритма.
- Не избегайте сложных аккордов. Разучивайте новые методики исполнения и гаммы.
- Ознакомьтесь с музыкой и техникой игры известных гитаристов. Джимми Хендрикс, Стив Вай, Эрик Клэптон отличились своей виртуозной игрой на электрогитаре. Но среди и бас-гитаристов есть легендарные личности: Джеймс Джемерсон, Жако Пасториус, Фли, Виктор Вутен.
И, конечно, играть на гитаре нужно ежедневно. Необязательно сидеть часами, достаточно несколько получасовых подходов в день.
Модуляций. Степени родства тональностей
Общее понятие модуляции. Классификация модуляций: по способу перехода, по направлению, по степени завершенности, по месту в форме.
Гармоническое родство тональностей, степени родства. I степень родства тональностей, разница в знаках, общие аккорды.
Тема 13. Модуляция в тональности I степени родства
Функциональная модуляция в тональности I степени родства. Элементы модуляционного процесса: общий (посредствующий аккорд) и модулирующий аккорд. Упрощённые сжатые схемы модуляционных переходов как основа для первоначальных упражнений в игре модуляций на фортепьяно.
Тема 14. Отклонения через побочные доминанты и субдоминанты
Побочные субдоминанты.
Хроматические соединения побочных доминант и субдоминант.
Тема 15. Фактурное преобразование гармонии. Приёмы мелодической, гармонической и ритмической фигурации. Гармонизация мелодии в трёхстрочном изложении
Виды фактурного преобразования гармонии. Понятие мелодической фигурации. Приёмы мелодической фигурации: проходящие ноты, вспомогательные ноты, задержание, камбиата, предъём, гармонические ноты. Неприготовленное задержание.
Гармоническая фигурация, орнаментальное изложение. Сочетание ритмической и гармонической фигурации. Практическое применение гармонической или ритмо-гармонической фигурации в гомофонной фактуре при трёхстрочном изложении.
Тема 16. Гармонические обороты диатонических ладов. Гармонизация русской народной песни
Исторический аспект применения диатонических ладов. Две группы ладов: мажорного и минорного наклонения.
Основные способы применения аккордики диатонических ладов: использование отдельных оборотов посредством переменных функций, подчиняющих эти обороты обычному мажору или минору — без внесения спецефических альтерационных признаков диатонических ладов; включение в мажоро-минор отдельных ладовых оборотов с характерными для них альтерациями; использование в самостоятельном виде.
- Характерные ступени диатонических ладов, соответствующие им гармонии и функциональные обороты.
- Применение гармонии диатонических ладов в русской и зарубежной музыке XIX века.
- Характерные черты русского народного многоголосия.
- Приёмы гармонизации народной песни (решение кадансов, неполные аккорды, переменные обороты, гармоническое варьирование).
- Тема 17. Функциональная модуляция в тональности II степени
- Родства и отдалённые тональности
Определение тональностей II степени родства. Посредствующие трезвучия и тональности. Две группы тональностей. Закономерность интервальных соотношений тональностей II степени родства. Непосредственная и постепенная модуляция.
Модуляции на два ключевых знака. Модуляции на три – пять знаков из мажора и минора.
Отдалённые тональности. Постепенная модуляция в отдалённые тональности. Составление модуляционных планов.
Тема 18. Мелодико-гармоническая модуляция
Что такое родственные тональности
Для начала сразу же стоит сказать, что параллельные и родственные тональности – это не одно и то же. Если параллельными называются те ключи, ноты в которых совпадают, то родство в музыке определяется по-другому.
Любая гамма содержит в себе семь ступеней, которые определяются тем, в каком порядке идут ноты в ключе. Главные из них – это первая, четвертая и пятая – тоника, субдоминанта, и доминанта. Кроме этого, в тональности есть устойчивые ступени – это первая, третья и пятая, и неустойчивые – это все остальные.
Родственные тональности – это ключи, которые имеют одинаковые аккорды относительно друг друга. При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду – то есть, не быть расширенными, уменьшенными, с удержанием, и так далее.
Последовательная модуляция (розалия)
Также возможно модулирование посредством последовательности
Последовательный пассаж начнется в домашней тональности и может двигаться диатонически или хроматически; гармоническая функция обычно не принимается во внимание в последовательности или, по крайней мере, она гораздо менее важна, чем последовательное движение. По этой причине последовательность может заканчиваться в точке, предполагающей другую тональность, чем домашняя клавиша, и композиция может продолжаться естественным образом в этой тональности
Последовательность не должна модулироваться; модулирующая последовательность известна как розалия.
Как перейти в следующую тональность на гитаре?
Есть одна интересная вещь. Для того, чтобы перейти на тональность выше на гитаре, можно просто передвинуть пальцы на один лад к корпусу гитары, и не нужно искать, как берется тот или иной аккорд. То есть, например Вы играли песню в тональности Am, вот как выглядит этот аккорд Am на гитаре:
Am Your browser does not support the audio element.
Потом Вы решили перейти на тональность выше, на аккорд A#m. Передвигаем пальцы на один лад к корпусу гитары, и получаем:
BmYour browser does not support the audio element.
Струны, которые были открытыми в аккорде Am, теперь зажимаются на первом ладу. А те, которые были зажаты — переносятся на лад вперед. Аккорд A#m у нас с Вами зажимается с помощью баре.
Начнем с аккорда Am и пройдемся по тональностям. Передвигаете Вы пальцы На A#m, потом на Hm, и так далее до Dm, который у Вас будет выглядеть так (смотреть, что такое табулатура):
А чтобы не передвигать пальцы еще дальше, для перехода в следующую тональность на гитаре, и не играть где-то по середине грифа, аккорд Dm можно взять другим способом, более нам привычным:Warning: include(): Filename cannot be empty in /home/m/muzykannet/public_html/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 74Warning: include(): Failed opening » for inclusion (include_path=’.:/usr/share/php7:/usr/share/php’) in /home/m/muzykannet/public_html/wp-content/plugins/include-me/plugin.php on line 74
Отношение музыкантов к модуляции
Мнения профессиональных музыкантов насчет того, необходимо ли обязательно пользоваться модуляцией при создании современной музыки, весьма неоднозначны. Представители поп-направления убеждены, что можно вполне создавать качественные и интересные произведения без использования модуляций. А вот рок-представители, наоборот, твердят о том, что модуляции в музыке — это просто необходимость, способ держать слушателя в тонусе.
Есть множество примеров, подтверждающих тот факт, что музыкальные модуляции могут звучать качественно и органично в любом музыкальном направлении. Это никак не делает их менее современными или же недостойными того, чтобы занимать почетное место в плей-листе.
Представители современной музыки убеждены, что модуляции лучше всего использовать для придания своему произведению изысканного и необычного звучания. При этом они не зациклены на строгих схемах движения, как это было ранее, и на привязке к основной тональности. Можно сказать, модуляция здесь несколько утратила одно из основных своих свойств.
Первыми, кто запомнился оригинальным и необычным применением модуляций современному слушателю, была группа The Beatles. В их произведениях можно довольно четко проследить характерные для модуляций свойства, которые впоследствии перестали соблюдаться со всей строгостью и обязательностью использования.
Что касается будущего музыкальных модуляций, то перспективы в их применении есть и довольно немалые. То, что они вовсе исчезнут из употребления, не представляется реальным. Ведь даже поп-музыка, которая продолжает утверждать, что можно развиваться и без смены тональности в произведении, все равно прибегает к активному использованию этой методики для придания контрастов и красок композиции.
История
Модуляция является относительно недавней практикой , потому что составители этого XVI — го века тщательно избегать. Это происходит потому , что настройка из инструментов того времени — в частности , неравенство из интервалов между 12 полутонами в октаве — не позволяет играть в двенадцати ключах удовлетворительным образом — тем больше отодвигается от диапазона от плюс другие диапазоны » прозвучали ложно «. С XVIII — го века , с изобретением равнотемперированной модуляция стала обычной практика, специфична для увеличения привлекательности музыки. Вот как хорошо проведенная наука о модуляциях отличает величайших композиторов.
Классификация по количеству звуков
Аккорды различаются по количеству звуков, основная строка звука состоит из 7 звуков, она начинается с «до», заканчивается «да».
Эти ноты относятся к первой октаве. В последующих октавах они будут иметь похожие имена. Также внизу расположены звуки, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная основа для этого диапазона. Теория музыки называет это первой степенью гармонии.
Что называется ладом? Это звуковая аранжировка, выбранная в октаве, которая служит особым взаимодействием между ними.
Каждому звуку гаммы присваивается определенный шаг (номер), выраженный римскими цифрами. Обычно октава заканчивается номером шага на 1 октаву выше, иногда обозначаемым как VIII.
Чтобы играть аккорды на фортепиано, вам нужно удерживать несколько нот одновременно или по одной.
Аппликатура очень много значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учтите рекомендации:
- Держите пальцы расслабленными, в естественном положении, свободными.
- При игре на пианино действует сила рук, а не сила пальцев.
- Не перенапрягайте руки, плечи.
- Для триады используйте один и тот же большой, средний и мизинец левой руки параллельно.
- Аккорда имеет характерное мерное время.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, ориентируйтесь на конкретное положение пальцев. Так что научитесь быстро и правильно разучивать фортепианные аккорды.
Трезвучие
За количеством тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, трети, первая. Во-первых, это также дает определение — тонизирующее.
Для игры достаточно трех пальцев, однако добавленные трезвучия других октав не так легко воспроизвести.
Септаккорды
Изысканный звук состоит из более чем трех звуков. Украсить, обогатить музыку помогают седьмые аккорды — 4 звука, расположенные в третьем. Пара экстремальных звуков имеет семеричный диапазон.
Теоретически их 7 видов, но их больше. Самые распространенные из них называются мажор мажор, минор минор, мажор, большой увеличенный.
Фонизмы этих аккордов различны: от светлого, мажорного, до темного, интенсивного.
Большинство остальных требует виртуозности, сноровки. Септакорды используются для добавления цвета, яркости и полноты популярным песням.
Нонаккорды
Разнообразие на этом не заканчивается. Добавление девятого шага к звукам приводит к отсутствию аккорда.
Их функциональные отличия (основные — основные) образуют расстояние между шагами. Мажорные неаккорды называются минорными и мажорными.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Сыграйте аккорды на белых клавишах.
- Только в соответствии с настроением музыки, ее характером выбирайте правильную последовательность.
Строение трех типов аккордов
Ниже приведены способы создания трех самых популярных типов аккордов, которые вы можете быстро изучить и практиковать.
Трезвучия
Собственно, это именно то, что мы описали в начале нашей статьи. Самый стандартный тип, используемый во всех музыкальных композициях. Они построены по следующему принципу:
Мажорное трезвучие — «корень — мажорная треть — малая треть».
Минорный аккорд — «корень — минорная треть — мажорная треть».
Попробуйте построить их самостоятельно на своем инструменте — и только потом начинайте с того, что получилось.
Септаккорды
Септаккорд — это аккорд с четырьмя нотами, последний из которых происходит от основного тона в малом седьмом интервале. Построить его очень просто: помимо стандартных трех нот вы удерживаете еще одну, которая на пять полных тонов от тоники. Например, в случае аккорда A это будет нота G.
Доминирующий септаккорд — это особый случай септаккорда. Он всегда в мажоре, и всегда в пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.
Расширенные аккорды
Это собирательное название для всех аккордов, в которых используются интервалы, отличные от мажорных
Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это создаст сильный диссонанс и не будет считаться аккордом
Попробуйте добавить дополнительные ноты к стандартным трезвучиям. Например, добавьте к аккорду C ноту G #, которая даст довольно плотный и необычный звук, а также позволит плавно переместить его на лады. Попробуйте: на самом деле, вы можете добавить почти все 12 нот, и это даст какой-то звук и интересные последовательности аккордов .
Три вида параллельных тональностей
Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:
— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.
— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.
Теория[править]
Звукорядправить
Звуковой ряд идёт от самых низких по частоте звуков (басы) до самых высоких (дисканты). Весь этот диапазон делится на равные отрезки, называемые «октавы».
Обыкновенно в привычной нам музыке используется 9 октав (все сразу их можно увидеть на клавиатуре рояля): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава — из которых диапазон гитары — 3,5 октавы: от середины большой — до конца второй октавы.
Каждая октава состоит из 7 основных нот, расстояния по высоте между которыми в основном равно тону: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ — …
…и 5 повышенных (повышение называется «диез») или пониженных («бемоль») между ними: ДО-диез (она же ре-бемоль), РЕ-диез (ми-бемоль), ФА-диез (соль-бемоль), СОЛЬ-диез (ля-бемоль), ЛЯ-диез (си-бемоль).
Таким образом, если брать в ней все ноты подряд, через полтона, октава состоит из следующих 12 нот: ДО, ДО-диез, РЕ, РЕ-диез, МИ, ФА, ФА-диез, СОЛЬ, СОЛЬ-диез, ЛЯ, ЛЯ-диез, СИ.
- Диез (повышение на полтона) обозначается знаком «♯» (по-простому — «#»): ДО ДО♯.
- Бемоль (понижение на полтона) обозначается знаком «♭»: РЕ РЕ♭.
Буквенное обозначение нотправить
Основные ноты: | Альтерированные ноты: | ||
---|---|---|---|
ДО | C | ДО (диез) | С# |
РЕ | D | РЕ (бемоль) | Db |
МИ | E | МИ (бемоль) | Eb |
ФА | F | ФА (диез) | F# |
СОЛЬ | G | СОЛЬ (бемоль) | Gb |
ЛЯ | A | СОЛЬ (диез) | G# |
СИ | H | ЛЯ (бемоль) | Ab |
СИ (бемоль) | B (то есть B=Hb или по-другому B#=H) | ЛЯ (диез) | A# |
СИ (бемоль) | Hb или B |
Чтобы развернуть таблицу, нажмите :
Струна | Обозначение в классической теории музыки | Альтернативное обозначение |
---|---|---|
1-я струна | e | e |
2-я струна | H | B |
3-я струна | G | G |
4-я струна | D | D |
5-я струна | A | A |
6-я струна | E | E |
См. также: Нотация Гельмгольца (англ.)
Ноты на гитарном грифеправить
Теперь научимся находить на грифе гитары любую ноту.
№ струны | Название ноты | Буквенное обозначение ноты |
---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как вы заметили, 1-я и 6-я струны имеют одну и ту же ноту, но это ноты разных октав.
Дальше. Так как один лад — это полтона, вы теперь можете посчитать на грифе гитары любую ноту.
Так как-же поменять тональность произведения на гитаре?
Здесь я тоже выделяю четыре способа. Рассмотрим более подробно каждый.
1. Изменить строй гитары.
Это достаточно простой прием. Нам лишь надо ослабить или натянуть все или некоторые струны на гитаре. Проблема лишь в том, что мы не можем очень сильно натягивать или ослаблять. Максимум 2 тона в ту и другую сторону. Перетяним — струны порвутся, сильно ослабим — струны будут болтаться как веревки.
Как видим, этот способ имеет ограничения, поэтому переходим ко второму.
2. Изменить аппликатуру играемого произведения.
Этот способ 100% решит вашу проблему. Но он имеет один существенный недостаток. Вам придётся заново выучить всё произведение, так как оно будет играться на других струнах, ладах и в других позициях. А это требует большой работы и не может быть применено сходу (например на сцене).
3. Использовать прием баррэ.
Иногда это может выручить. Любой открытый аккорд можно превратить в другой с помощью баррэ. Но и этот прием не является идеальным. Играть всё произведение с баррэ является очень не удобным решением, напрягающим руку и ограничивающим в движении.
Поэтому самым удобным приёмом является:
4. Использовать каподастр
Это действительно самое простое и удобное решение проблемы. Зажимаете необходимый лад каподастром и смело играете. Вам даже не надо менять аппликатуру.
Гитаристы фламенко уже давно используют этот прием. Если они аккомпанируют певцу, то используют сехилью (так у них называется фламенковый каподастр), что позволяет им мгновенно подстроиться под диапазон исполнителя. В разное время одну и ту же песню могут петь разные вокалисты с разным голосом. Не будешь же под каждого перестраивать все произведение. Поэтому каподастр сильно выручает.
Вот такие 4 незамысловатых способа, как изменить тональность произведения на гитаре. При необходимости вы можете их комбинировать.
Ещё способы – для ленивых, или как быстро «сделать» новую тональность
Нет ни шанса, ни желания изучать основы транспонирования аккордов — есть способы намного проще переместить песню в другую тональность. Практически без вашего участия. В общем, особо «вызывать» выше шеи не придется.
Специальные сервисы
В сети есть сайты, на которых специальная онлайн-программа мгновенно переносит определенные аккорды на другую, указанную пользователем тональность.
Например: http://www.chordchanger.com/, http://www.logue.net/xp/index.htm
Загрузите страницу, войдите в соглашения, установите параметры, нажмите кнопку и все.
Каподастр
Каподастр — это специальное приспособление для фиксации всех струн на определенном ладу. Фактически он выполняет функции планки.
При необходимости закрепите ключ на клавиатуре гайкой в подходящем положении. И мы играем аккорды, как на первых трех ладах, с открытыми струнами. Аппликатура такая же. Вам не нужно ничего менять. Но оттенок другой.
Например, если вам нужно транспонировать с Am на Dm: установите гайку на пятом ладу — и теперь тональность ре минор.
Изменение строя гитары
Транспонирование на нижележащую клавишу с сохранением аппликатуры (те же аккорды в тех же позициях) можно выполнить, уменьшив настройку гитары.
Как известно, по стандартной настройке гитары: 1 струна — E (ми), 2 — B (b), 3 — G (G), 4 — D (ре), 5 — A (la), 6 — E (ми)… А если, например, нужно понизить высоту звука, понизьте струны: 1 струна — D, 2 — A и так далее.
Общие модуляции
Круг квинт, нарисованный внутри хроматического круга в виде додекаграммы.
Модуляция на целый шаг в конце спектакля » Потому что ночь » ( помощь · информация )
Чаще всего используются модуляции для тесно связанных ключей (I, V, IV, vi, iii, ii). V (доминирующий) — наиболее частая цель, а в минорном III ( относительная тональность ) также является общей целью. Модуляция на доминанту или субдоминанту относительно проста, поскольку они являются смежными ступенями на круге квинт . Модуляции на относительный мажор или минор также просты, поскольку в этих тональностях используются все общие высоты тона. Модуляция на отдаленно связанные клавиши часто выполняется плавно за счет использования аккордов в последовательных связанных клавишах, например, через кружок квинт, который может использоваться в любом направлении:
- D — A — E — B / C ♭ — F ♯ / G ♭ — C ♯ / D ♭ — G ♯ / A ♭ — D ♯ / E ♭ — A ♯ / B ♭ — F — C — G — D
Если бы данная тональность была соль мажор, можно было бы использовать следующую таблицу:
-
C — грамм — D
От G (которая является данной тональностью) музыкант переместится на P5 (идеальная квинта) выше G (это D), а также P5 ниже G (то есть C).
Исходя из этого, музыкант перейдет к относительному минору соль мажор, который является ми минор, и, возможно, также к минору до мажор и соответствующему минору ре мажор (музыкант, который не знает родственный минор для до и мажор, может также перейти на P5 ниже или выше ми минор).
-
C — грамм — D | | | Являюсь Эм Bm
Используя относительные второстепенные ключи, можно найти конкретный ключ, в который он может модулироваться.
Многие музыканты используют круг квинт, чтобы найти эти тональности, и составляют похожие таблицы, чтобы помочь с модуляцией.
Значение модуляции
В некоторых формах классической музыки модуляция может иметь структурное значение. В форме сонаты, например, модуляция отделяет первый предмет от второго.Частая смена тональности характеризует развивающуюся часть сонат. Переход на субдоминанту является стандартной практикой в трио марша в мажорной тональности, в то время как минорный марш обычно переходит в относительный мажор. Самый простой способ найти новый ключ — перейти от этого относительного основного ключа на пять шагов вверх или вниз на пять шагов.
Смена тональности также может означать изменения настроения; многие композиторы связывают определенные клавиши с определенным эмоциональным содержанием, но, в очень общих чертах, мажорные клавиши веселые или героические, а несовершеннолетние — грустные и торжественные. Переход от более низкой тональности к более высокой часто указывает на увеличение энергии.
Смена тональности невозможна в полной хроматической технике или технике двенадцати тонов, так как модуляторное пространство полностью заполнено; то есть, если все питчи равны и повсеместны, больше некуда идти. Таким образом, используются другие методы дифференцирования, наиболее важные из которых — упорядочение и перестановка. Однако определенные формы поля можно использовать как «тонизирующую» или домашнюю зону.
Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг
Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберёмся в этих терминах:
- музыкальный интервал;
- тональность;
- знаки альтерации.
Что такое музыкальный интервал
Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.
Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.
Таблица простых музыкальных интервалов
Название | Тоновая величина | Характер звучания |
---|---|---|
Прима | 0 (унисон) | Абсолютный консонанс |
Секунда (малая) | 0,5 (полутон) | Диссонанс |
Секунда (большая) | 1 (целый тон) | Диссонанс |
Терция (малая) | 1,5 (полудитон) | Несовершенный консонанс |
Терция (большая) | 2 (дитон) | Несовершенный консонанс |
Кварта (чистая) | 2,5 | Совершенный консонанс |
Кварта (увеличенная) | 3 (тритон) | Диссонанс |
Квинта (уменьшенная) | 3 (тритон) | Диссонанс |
Квинта (чистая) | 3,5 | Совершенный консонанс |
Секста (малая) | 4 | Несовершенный консонанс |
Секста (большая) | 4,5 | Несовершенный консонанс |
Септима (малая) | 5 | Диссонанс |
Септима (большая) | 5,5 | Диссонанс |
Октава | 6 | Абсолютный консонанс |
Таблица простых музыкальных интервалов
Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.
Что такое тональность
Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.
Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.
Знаки альтерации
Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.
# (диез) — повышает звук на полутон, b (бемоль) — понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.
Другие типы
Хотя модуляция обычно относится к изменениям тональности, можно модулировать любой параметр, особенно в музыке 20-го и 21-го веков. Метрическая модуляция (известная также как модуляция темпа) является наиболее распространенной, при этом также используются тембральная модуляция (постепенное изменение цвета тона) и пространственная модуляция (изменение местоположения, из которого возникает звук).
Модуляция также может происходить от одной тональности до политональность, часто начиная с дублированного тонического аккорда и модулируя аккорды противоположным движением, пока не будет достигнута желаемая политональность.