Упражнения для игры аккорда До мажор на гитаре с популярными последовательностями
Популярные последовательности в тональности До-мажор. Чтобы закрепить теорию и развить навыки постановки трезвучий, проделайте упражнение, в котором вам нужно сделать 2 или 4 удара на каждом аккорде, после поставить следующий по порядку. Все последовательности играются по кругу. При исполнении ориентируйте на звучание и темп в аудио фрагментах.
C — F — C — G — C
C — E — Am — F
C — G — Am — F
C — Em — G — Am — F
C — G — Em — Am — F — Em — Dm — Am
C — Em — Dm — Am
Как добиться ровности?
Упражнение №2
Для улучшения координации движений ставьте пальцы на струну заранее. Начинаем с большого пальца, тут же ставим безымянный, тем самым приглушая струну. Сыграв безымянным, ставим средний. После среднего идет указательный. После указательного опять ставим большой. Это упражнение повторяется многократно на одной струне.
Получаются кроткие звуки, ровность которых легко отслеживать под клик метронома. Есть один важный момент – теперь движение каждого пальца фиксируется. Появляется ритмическая чёткость и ровность.
При увеличении темпа пальцы всё меньше будут задерживаться на струне. В итоге получаем идеально ровно звучащее тремоло.
Ноты и табулатуры
Освоение техники любого стиля начинается с изучения нотной грамоты. Табулатуры (табы) – описание мелодии с помощью символов, нотной грамоты. Гитарные обозначения отличаются от общепринятых типов. Достоверным нотное описание игры на гитаре считать нельзя, однако, подобные схемы позволяют записывать основную часть.
Каждый гитарист обязан иметь представление о табулатуре, символике. Линиями обозначены струны, обычно шесть. Цифры – лады (гриф инструмента). Аккорды – ноты расположены на одной вертикальной линии (играются одновременно). Схемы читаются стандартным способом – слева направо. Некоторые композиции состоят из нескольких повторяющихся аккордов. Нотная запись в таком случае упрощается – песня не описывается полностью, перечисляются названия аккордов, частота повторений.
Kahler — современное небюджетное решение
Тремоло Kahler ближе всего к Floyde Rose, так же имеет топ-лок и микроподстройки, однако конструктивно существенно отличается. Для установки данного бриджа в корпусе гитары делается небольшой вырез, чтобы разместить блок с пружинами. Этот вырез значительно меньше необходимого для установки Floyd Rose, что позволяет избежать значительных ухудшений тона и сустейна.
Тремоло Kahler обычно имеют 4 точки контакта с корпусом и это обеспечивает качественную передачу вибрации струн корпусу гитары, по звуковым характеристикам наиболее близко подходя к тону Tune-O-Matic.
Функциональность Kahler так же на высоте, высота каждой струны регулируется индивидуально, натяжение пружин регулируется одним поворотом ключа и без необходимости лезть «под бридж», легко можно установить удобное расстояние между струнами, соответственно верхнему порожку, есть возможность регулировки «степени свободы» рычага.
В серии Hybrid можно легко превратить тремоло в фиксированный бридж. Нельзя не отметить плавный и податливый рычаг, глубокие «дайвы» и «пул-апы» могут быть легко выполнены мизинцем. Kahler практически не изменяет строй при изменении положения гитары и особенно при глушении струн ладонью.
Разборы на гитаре без баррэ
В данном разделе собраны все песни, в аккордах которых нет трезвучий с применением баррэ. Эти композиции идеально подойдут для новичков, которые только начали осваивать инструмент – и еще не успели даже поставить себе пальцы. Кроме того, здесь собрано множество простых и популярных песен, которые можно исполнить в компании друзей, и при разборе которых не придется потратить большое количество времени. Список дан ниже.
- Любэ — «Позови меня тихо по имени»
- ДДТ — «Метель»
- IOWA — «Эта песня простая»
- Сплин — «Двое не спят»
- Сектор Газа — «Ночь перед рождеством»
- IceCreamOff, Ария, Би-2 — «Легион»
- ДДТ — «Белая река»
- Ляпис Трубецкой — «Яблони»
- Сплин — «Танцуй»
- Трофим — «Ветер в голове»
- Мумий Тролль — «Владивосток 2000»
- Сектор газа — «Возле дома твоего»
- Агата Кристи — «Как на войне»
- ДДТ — «Ветер» (О прекрасная даль)
- Юрий Антонов — «Море море»
- Смысловые Галлюцинации — «Вечно молодой»
- Король и Шут — «Ели мясо мужики»
- Сектор газа — «Казачья»
- Земфира — «Прости меня моя любовь»
- Фактор 2 — «Одинокая звезда»
- Чайф — «Не со мной»
- ДДТ — «В последнюю осень»
- Руки Вверх — «Чужие губы»
- Алиса — «Небо славян»
- Ляпис Трубецкой — «Я верю»
- Чиж и Ко — «На поле танки грохотали»
История появления системы тремло
Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.
Упражнения
Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.
Без гитары
Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.
На гитаре
Упражнения для освоения техник тремоло направлены на развитие правой руки, движений пальцев. Следует внимательно изучать теорию, но без практики на инструменте музыки не получится. Начинающему гитаристу следует внимательно слушать, изучать методику, наблюдая за движениями профессиональных музыкантов. Существует несколько простых упражнений для начала.
Одно из упражнений – отработка ноты «ми». Не требуется развитие скорости – сначала автоматизм движения. Большой палец, как правило, сильнее остальных. Следует действовать им мягче. Главное – необходимо добиться одинакового, плавного звучания.
После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.
Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.
Аккорды фламенко
Аппликатуры аккордов в испанской гитаре содержат открытые струны. Такие аккорды еще называют «испанскими», или «аккордами фламенко».
Используются три формы созвучий: E, A, D.
Испанские аккорды играются без баррэ. Чтобы не путаться в сложных названиях, их называют по позиции аккорда с баррэ.
Испанские аккорды от E (ми-мажор)
Испанские аккорды от E играются в аппликатуре Ми-мажора без баррэ. То есть фактически вы передвигаете зажатый аккорд E по ладам.
На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ми-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ми-мажора
Испанские аккорды от A (ля-мажор)
Испанские аккорды от A играются в аппликатуре Ля-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ля-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ля-мажора
Испанские аккорды от D (ре-мажор)
Испанские аккорды от D играются в аппликатуре Ре-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Аккорды фламенко
Во фламенко все аккорды чаще играются в открытых позициях, но вот строй имеет некоторые отличия от основных.
Так для аккорда Ми мажор (E) пальцы расположены в открытой позиции следующим образом (струна — лад):
- указательный — 3 — 2;
- средний — 4- 3;
- безымянный — 5 — 3, который будет находится над средним пальцем.
Иногда используют аппликатуры аккорда на 3 и 5 ладу.
При игре аккорда Ля мажор (A) также является стандартным для испанской музыки и чаще всего играется в открытой позиции, а пальцы расставлены при этом следующим образом (струна — лад):
- указательный — 4 — 3;
- средний — 3 — 3;
- безымянный — 2 — 3.
Также иногда используются схемы на 3 и 5 ладах.
Аккорд Ре мажор (D) также в испанской музыке имеет немного отличное от стандартного строение, при этом пальцы расположены следующим образом (струна — лад):
- указательный — 4 — 3;
- средний — 1-3;
- безымянный — 2 — 4.
Первое тремоло в формате стомпбокс
В 1941 году компания DeArmond, представила первый в мире прибор реализовывающий эффект тремоло в формате стомпбокса. Tremolo Control имел привычный на сегодняшний день вид, в формате небольшой металлической коробки, располагать его предполагалось так же во вполне привычном месте — между усилителем и инструментом.
Изначально Tremolo Control предназначался для установки на электропианино Storytone, от компании Story & Clark. Прибор располагался под крышкой, рядом с клавиатурой инструмента, обеспечивая тем самым быстрый доступ к настройкам и при этом никак не влияя на внешний вид инструмента, что можно увидеть и на фото ниже.
Электропианино Storytone от компании Story
Однако, уже в 1947 году, компания DeArmond расширила рынок сбыта тремоло, предложив его гитаристам. Как гласила рекламная брошюра: «Гитарные соло теперь будут иметь успех, а гитарист сможет гордится своей работой.
А ставшие утомительными простые аккорды, с тремоло станут красивыми и освежающими…» Но, даже не смотря на широкую рекламу, тремоло не имело большого успеха.
Конструктивно Tremolo Control — это очень странное электромеханическое устройство. Внутри маленькой металлической коробки, помещался электродвигатель с ведущим шпинделем, который вращает сосуд, содержащий электролитическую жидкость.
Электрический сигнал пробегает эту жидкость, а поскольку она вращается вместе с сосудом вверх и вниз, сигнал проходит ее не равномерно, тем самым формируя эффект.
Не смотря на архаичность, даже сегодня некоторые музыканты используют этот прибор, в частности Bo Diddley и Billy F Gibbons, последний очень активно использовал его на альбоме ZZ Top -Rhythmeen (1994).
Как играть тремоло на гитаре пальцами
Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.
Техника звукоизвлечения
В этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне
При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости
Большой палец при игре
В данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».
Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.
Движения левой руки
Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.
Развитие техники правой руки
Есть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:
1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.
2. Играйте под метроном. Это такой же важный аспект, поскольку красивое тремоло во многом зависит от взятого вами темпа. Вам нужно попадать в каждый заданный удар, и желательно в определенный момент ставить отсчет в несколько раз медленнее, чем играете вы.
3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.
Проблемы, возникающие при игре приемом
1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.
2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.
Переборы с басовым ходом
Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.
бас-3-2-1-2-3-бас
С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.
бас-3-2-1-2-3-бас
А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).
Играем на «раз и, два и»:
- на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
- на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
- на «и» – 3-ая, бас.
В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда)
Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа)
аккорды + басовая линия восьмыми
Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).
И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.
- бас – большим пальцем;
- аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.
Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):
Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.
16 видов испанского боя на гитаре с видеоуроками
В этом разделе мы более подробно рассмотрим все типы испанского боя, в которых сочетаются элементы, описанные выше. Для вашего удобства мы также включили сюда видеоуроки «Испанский бой», чтобы вы могли понять эту проблему не только с помощью слов и диаграмм.
3 базовых испанских боя
Первые три типа еще называют арабскими «битвами.
Фигура 1.1
Сначала ударьте большим пальцем по басовой струне. После этого указательным пальцем ударьте по всем струнам вниз, затем вверх, затем снова вверх и последний удар вниз.
Рисунок 1.2
Он также начинается с басовой ноты. После этого указательный палец совершает движение вниз по всем струнам. Итак, большой ударяет одинаково, а после этого указательный палец ударяет вверх и вниз одинаково на протяжении всего сюжета.
Фигура 1.3
Как и в предыдущих примерах, все начинается с игры басовой ноты. После этого указательным пальцем сначала ударяется по басу, а затем большим — дважды по всем струнам. Последний удар — вниз, даже указательным пальцем.
3 схемы боя с медиатором
Как и в приведенных выше упражнениях, эти конструкции сильно напоминают обычный файтинг, поэтому любому гитаристу не составит труда изучить их.
Рисунок 1.11
Схема ритма выглядит так:
Низко — Вниз — Вверх — Вверх — Вниз
Точно так же, как при игре пальцами, медиатором мы пропускаем через все струны и ударяем отдельно только по басовой струне.
Это упражнение научит вас очень важному аспекту боя фламенко: бренчанию. Бас — Вниз — Вверх — Без звука — Вверх — Вниз
Бас — Вниз — Вверх — Без звука — Вверх — Вниз
Рисунок 1.13
Бас — Вниз — Вверх — Без звука — Вниз
Добавление приема расгеадо к простому бою
Если раньше мы использовали только указательный палец, во всех последующих упражнениях вы начнете выполнять технику веера для извлечения расгеадо.
Схема 1.4
Все начинается с игры большим пальцем басовой ноты. После этого выполните восходящее расгеадо, затем дважды ударьте по струне указательным пальцем. Последний удар падает.
3 усложненных испанских боя с добавлением расгеадо
Фигура 2.3
Вы начинаете с того, что перебираете басовую струну. Затем указательным пальцем вниз извлеките ноты, затем выполните три движения: вниз, вверх и вниз. Затем снова извлекается басовая нота, после чего выполняется веерообразный прием восходящего типа, после чего индекс воспроизводится на два удара вверх и вниз.
Фигура 2.4
Начните с взятия басовой ноты аккорда. Затем ударяет указательный палец и трижды проигрывает ноты, начиная с нижнего направления. После этого дайте низкие ноты и сразу же — росгеадо вверх. После этого ударьте по всем струнам большим пальцем и в конце указательным пальцем надавите.
Фигура 2.5
Сначала сыграйте басовую ноту большим пальцем. После этого указательный палец поднимает ноты вниз, после чего делает три быстрых движения вверх-вниз. Затем снова ударяется басовая нота, за которой следует восходящее расгеадо. Большой палец снова поднимает все струны, а указательный палец делает два движения вниз, затем один раз вверх.
2 боя с расгеадо и добавлением ударов большого пальца
Рисунок 1.5
Сначала сыграйте басовую ноту большим пальцем, а затем сделайте восходящее расгеадо. Затем большой палец снова поднимает все струны, а затем следуют два движения указательным пальцем вверх и вниз.
Рисунок 1.6
Сначала опустите большой палец вниз, а затем сделайте трюк с веером вверх. Затем большим пальцем дважды ударьте по всем струнам большим пальцем и закончите узор движением вниз указательным пальцем.
2 простых боя с глушением струн
Схема 1.7
Вы начинаете с баса. Затем дважды ударьте по всем струнам указательным пальцем вверх и вниз. Затем следует варенье. После этого — еще два пальца тыкаем вверх-вниз.
Схема 1.8
Вы также начинаете с баса. Затем указательным пальцем сыграйте на всех струнах. Вдобавок — удар в верх с большим и вареньем. Затем два удара указательным пальцем вверх и вниз по всем струнам.
Как и везде, вы начинаете с баса. Затем вы играете расгеадо вверх. Затем указательным пальцем ударьте по всем струнам и смочите их. Затем следует два движения вверх и вниз по всем струнам.
Как играть тремоло на гитаре пальцами
Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.
Техника звукоизвлечения
В этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне
При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости
Большой палец при игре
В данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».
Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.
Движения левой руки
Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.
Развитие техники правой руки
Есть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:
1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.
2. Играйте под метроном. Это такой же важный аспект, поскольку красивое тремоло во многом зависит от взятого вами темпа. Вам нужно попадать в каждый заданный удар, и желательно в определенный момент ставить отсчет в несколько раз медленнее, чем играете вы.
3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.
Проблемы, возникающие при игре приемом
1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.
Упражнения
Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.
Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.
Упражнения для освоения техник тремоло направлены на развитие правой руки, движений пальцев. Следует внимательно изучать теорию, но без практики на инструменте музыки не получится. Начинающему гитаристу следует внимательно слушать, изучать методику, наблюдая за движениями профессиональных музыкантов. Существует несколько простых упражнений для начала.
Одно из упражнений – отработка ноты «ми». Не требуется развитие скорости – сначала автоматизм движения. Большой палец, как правило, сильнее остальных. Следует действовать им мягче. Главное – необходимо добиться одинакового, плавного звучания.
После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.
Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.