Распевки для вокалистов

Правильно проводим распевку перед пением

Как распеться в домашних условиях, сколько распевок необходимо пропеть?

Ответ на этот вопрос – в ваших данных. Распевок нужно столько, чтобы не перенапрячься, оставить силы и для
выступления. Вместе с тем за комплекс занятий вам нужно подготовить дыхание, дикцию и сам голос.

Распевайтесь до тех пор, когда почувствуете острое желание петь – и при этом ничего не першит и не мешает. Это
значит, аппарат готов к работе.

Если вы упражняетесь без педагога, старайтесь правильно распеться в домашних условиях. Следите за качеством.
Обязательно прослушивайте себя на аудио или – еще лучше – на видео.

Обратите внимание на сам звук, на телодвижения, на мимику. Если заметили дискомфорт при пении или неестественные
движения, подкорректируйте сами или обратитесь к преподавателю

Совет от Артвокал.ру: распеваемся дома, не торопясь и улыбаясь, направляя звук в верхние зубы.

Эффективная распевка, упражнения для распевки

Несколько приемов распевки для вокалистов.

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка — это святое! Большинство проблем, связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок. Должен признаться, я и сам раньше этого не понимал, поэтому у меня часто страдали связки

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку физических упражнений, таких, как наклоны, приседания, отжимания и тд. (главное не перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно приступать к вокальным упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

Зачем нужна распевка?

Занятия по вокалу можно сравнить с физкультурой или танцами: нельзя приступать к активным тренировкам, не разогрев мышцы.

Для пения используются мышцы гортани — связки. Если попытаться взять высокую ноту, можно сорвать голос. Речь о травмирование связок.

Важно! На восстановление уходит от нескольких дней до нескольких месяцев. Это повредит музыкальной карьере, сорвёт выступление у действующих исполнителей.
 
Чтобы не допустить такого развития событий, используйте специальные упражнения.

Что дают распевки:

Разогревают связки.
Делают мышцы послушными, облегчая пение.
Развивают способность брать нужные ноты.
Развивают дикцию, что важно для вокалистов.
Помогают раскрыть голос, увеличить диапазон у начинающих исполнителей.
Помогают точно попадать в неудобные высокие и низкие ноты.
Происходит психологическая подготовка к занятию вокалом: человек отключается от внешнего мира и настраивается на пение.

Упражнения для распевки

Во время распевки можно сделать массу упражнений, всё зависит от желания и возможностей вокалиста. Начинающим исполнителям можно выполнить следующие виды распевок.

Пение с закрытым ртом

Преподаватели вокала советуют начинать разминку с пения с закрытым ртом. Зубы должны быть разжаты, а звуковые вибрации направлены на губы. Звук нужно повышать на полтона с каждым извлечением.

«Ми, мэ, ма, мо, му»

После упражнений для разогрева с закрытым ртом можно плавно перейти на извлечение звуков «ми, мэ, ма, мо, му». Следует начать с самых низких нот и дойти до собственного предела, после возвратившись к исходной точке.

Извлечение звука губами

Данное упражнение для распевки голоса помогает правильно направлять звук и тренировать дыхание. Выполнение напоминает имитацию звуков автомобиля ребёнком. Губы нужно расслабить, а рот закрыть, чтобы пропускать звук через губы.

Глиссандо

Это упражнение называют также скольжением. При этом исполняются не отдельные звуки, один звук плавно переходит в другой. Нужно дойти до максимально возможной ноты, чтобы потом вернуться обратно.

Распевка в нос

Данное упражнение лучше начать с нот второй октавы, с ми или ре. Каждый следующий звук должен быть ниже предыдущего. Особенность в том, что звук нужно выводить не через рот, а через нос.

Вьени

В итальянском языке есть слово «вьени», которое нужно произносить с разными гласными посередине, то есть «вьени, вьини, вьяни». Упражнение для разогрева голоса рассчитано на развитие артикуляции. Каждый звук ниже предыдущего. Звук должен распространяться в вертикальной плоскости.

Стаккато 

Здесь совершенно неважно, на каком звуке воспроизводится упражнение, главное — звуки должны быть отрывистыми. Можно использовать слог «ля», упражнение выполняется на понижении звуков

Нужно следить за отрывистостью.

Диапазон

Для начала стоит брать звуки в диапазоне терции, резко переключаясь с одного на другой. После диапазон нужно постепенно увеличивать. Через несколько занятий нужно добраться до октавы, чтобы смело выполнять перепады звуков без «въезжания».

«Бри-брэ-бра-бро-бру»

Это упражнение выполняется на одной ноте. Чем быстрее получается разборчиво произнести все звуки, тем лучше. Желательно выполнять его на удобной ноте, так как здесь прорабатывается не диапазон, а дикция.

Скороговорки

Это уже не совсем распевка, но проговорить скороговорки очень важно, так как это хорошо развивает дикцию и артикуляцию, которые очень важны в пении и обязательно изучаются на курсе вокала

Регистры голоса.

Регистр — это ряд звуков голоса, воспроизводимых одним и тем же способом и однородных по тембру.

Упрощая теорию о регистрах, можно сказать, что любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах:

1. Нижний тональный регистр, также называемый грудной регистр. При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

2. Верхний тональный (фальцетный или головной) регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает «ложный голос») подчёркивает редкость его применения.Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые, особенно в своём нижнем диапазоне, особенно у непрофессионалов.Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.

3. Шумовой, нетональный регистр именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному тональному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос 4. Значительно реже используется ещё один регистр голоса, называемый«свистковый» или «флейтовый», который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей, которым они терроризируют своих родителей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. В мужских голосах этот регистр встречается довольно редко.

Эффективные упражнения

Простое, но в то же время уникальное упражнение – пение с закрытым ртом. Для этого сомкните губы и разомкните зубы. Дышите носом и пойте букву «М». Звук будет похож на мычание и это правильно. Не напрягайтесь, пение должно быть легким и свободным. Развивайте свою диафрагму с помощью упражнений. Для этого достаточно взять любую песню, которая вам нравится и начать ее петь. В процессе сконцентрируйтесь на одной ноте и постарайтесь спеть ее громче, чем обычно. Голос должен литься чисто и громко. Это упражнение очень эффективно, поэтому используйте его регулярно

Не менее важно тренировать дыхание, ведь это «двигатель» звука. Очень важно беречь свои легкие и увеличивать их возможности

Для этого кладите руки на живот и начинайте медленно вдыхать. Вы должны практически ощущать, как ваш организм заполняется кислородом. Потом также медленно выдыхайте. Постарайтесь запомнить этот процесс от начала и до конца, так как именно такая скорость должна стать для вас нормой во время пения. Дышать рывками ни в коем случае нельзя, поэтому тренируйтесь усердно.

Как только все эти упражнения войдут в привычку начинайте петь. Делайте это как можно чаще, а главное – обдумано.

Как правильно распеваться?

Существуют правила, которые помогут тренировать связки правильно, не сорвать голос. Мышцы начинают работать, облегчая вашу задачу.

Рассмотрим:

  1. Начинается распевка с середины вашего диапазона.
  2. Сначала распеваются вверх.
  3. Не доходя до нот, которые исполнитель берёт с трудом, спускаются вниз.
  4. Первая песенка должна быть лёгкой и комфортной.
  5. Вторую можно сделать выше.
  6. Не обязательно менять распевки. Если вам нравится одна или две, повторяйте их, но прибавляйте ноты вверх и вниз по мере разогрева.
  7. Если голос идёт тяжело, повторяйте до тех пор, пока он не станет литься свободно. Бывают дни, когда человек «не в голосе». Нужно просто поработать усерднее.

Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над вещами.

Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.

Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Поскольку английский язык более удобен для пения, чем русский, начните с англоязычного репертуара. Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону.

Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,— и успех непременно придет к вам.

Заключение

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.

Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано в предыдущей главе, опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок — естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук — это работает нижний, или грудной, резонатор.

Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.

Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

  • < Назад
  • Вперёд >

Распевки для начинающих

Предупредить травмирование связок и добиться «подвижного» и «тёплого» горла поможет распевка для вокала. Упражнения для разогрева всего артикуляционного аппарата могут быть самыми разными. Более того, со временем, вы можете придумать распевки самостоятельно и использовать их вместе или вместо классических.

Распевки для начинающих проводятся в три этапа, в рамках каждого используется свой набор упражнений. Вначале выполняется постановка дыхания, после — шумовые и звуковые упражнения.

Упражнение 1 — Разогрев голосовых связок

Полезное и простое упражнение для начинающих отлично разогреет связки, тем самым подготовит их к последующим, более сложным тренировкам.

  1. Встаньте прямо, расправьте плечи.
  2. Сделайте глубокий вдох через нос (животом!) и резко выдохните через открытый рот.
  3. Повторите вдох-выдох 10-15 раз.

Следите за тем, чтобы нёбо было приподнято, а корень языка опущен.

Упражнение 2 — Немое пение

Упражнение несложное, но эффективное. Вам потребуется петь с закрытым ртом. Для этого:

  • мягко сомкните губы,
  • расслабьте челюсть, зубы должны быть разомкнуты,
  • не напрягайте связки,
  • следите, чтобы резонировала грудная клетка.

Для выполнения упражнения вам потребуется пропускать звуки с легкой вибрацией, как будто сквозь губы.

  1. Делаем вдох и поём вверх от ноты «До» (С4), как бы протягивая букву «м» вверх.
  2. Каждый цикл повышаем звук на полтона, при этом доходя не выше рамок комфортного диапазона.
  3. После — повторяем тоже самое, но от середины и вниз.

Для этого упражнения используем представленную ниже звуковую дорожку.

Упражнение 3 — Ми-Мэ-Ма-Мо-Му

Звуковую скороговорку, наверное, знают все, что не делает её менее эффективной для подготовки голоса перед уроком вокала. Порядок действий тот же: распеваться надо циклами — от середины диапазона до комфортного верха и обратно — до комфортного низа.

Упражнение 4 — Расслабляем губы

Распевка расслабит круговую мышцу рта, еще её называют «поцелуйной мышцей».

  1. Плотно сомкните губы, наберите воздух и аккуратно равномерно с легким нажимом выпустите его через губы, чтобы создавалась вибрация.
  2. В рамках этого же упражнения протяните каждый гласный звук с характерной утрированной артикуляцией, например, округляя рот на «О» и растягивая губы в улыбке на «И».

Перечисленные выше распевки для вокала для начинающих помогут мягко и постепенно подготовить голосовые связки к более интенсивной работе, сделают их более гибкими и устойчивыми к нагрузкам.

Правильно проводим распевку перед пением

Распевка для вокалистов — обязательный этап при подготовке к уроку вокала или выступлению. Как спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму во время соревнования, так и вокалист без распевки подвергается риску повредить голосовые связки при исполнении сложных фрагментов музыкального произведения. Такая неосмотрительность может привести к полной потере голоса. Но и сами вокальные распевки нужно выполнять правильно и аккуратно, не стоит переусердствовать, иначе голос может устать, тогда сил на успешное исполнение не останется, да и голосовые связки можно повредить.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.

  Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \\мелочи\\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас

Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр.1

  РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2

  РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3

  РО-О\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4

  PO-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O-O\’O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Singscope

Как и некоторые другие приложения из этого списка, Singscope также визуализирует тональность вашего голоса во время пения в виде графиков. Есть в приложении и упражнения на распевку, и пение с изменением темпа исполнения, и многое, многое другое.

Что выделяет Singscope среди аналогов, так это использование нот для упражнений по тренировке вокала. Можете конвертировать вашу музыку в формат MusicXML, а также можете проигрывать изображенные на экране ноты на виртуальном фортепиано. В программах наподобие Musescore можно создавать ноты и музыкальные файлы в формате XML.

Проще говоря, это приложение станет для вас идеальным помощником по обучению вокалу, если вы умеете записывать и читать ноты.

Приложение доступно для iPhone.

Выбор правильной методики

После первых шагов и освоения простых техник постановки голоса, можно воспользоваться различными методиками. Многие из них довольно действенные. Все необходимое для этого можно скачать в интернете и значительно сэкономить. Если вы хотите более быстрых результатов, то лучше обратиться к специалисту, который сможет открыть в вас вокальный талант. Есть много таких методик, которые разработаны знаменитыми специалистами, которые разбираются в области вокала и музыки.

Большое значение в процессе обучения играет вера в себя и четкая постановка объективной цели. Вам нужно определиться для себя, хотите ли вы петь для того, чтобы можно было выступать на сцене или хотите научиться этому для себя. Составьте перспективный план развития и следуйте ему. Помогут вам каждодневные тренировки, а также природное стремление и умение преодолевать трудности. При этом здраво относитесь к критике со стороны окружающих.

Многие сейчас предпочитают отдыхать в караоке — ресторанах, петь от души, снимая тем самым стресс. Но, увы, не у многих есть способность к грамотному исполнению песен и этому есть причины. Существует мнение, что если нет, как кажется никакого таланта, то и петь явно уже не научиться. Но есть много живых примеров, когда при огромном несгибаемом желании научиться красиво, петь, люди добивались высоких результатов, при этом, не имея специального образования, блестящего прошлого певцом и тому подобное. В современном мире с этим спросом появляются различные школы, методов по развитию голосовых связок.

Распевки для вокалистов №1

Распевка «Мычание»

Первое и самое важное – стать в удобную позицию, чтобы вы чувствовали себя расслабленно и ничего не стесняло. Представьте, что через ваш организм проходит веревка, конец которой вылазит из темя и натянут к потолку

Неплохая поза, чтобы приступить. Выдохните и постарайтесь помычать «м-м-м» на одной удобной для вас ноте. После попроубйте мычать низко и высоко как это делают коровы. Помните, что необходимо быть полностью расслабленным. Повторяйте на протяжении пары минут.

Распевка «Пылесос»

Примерное звучание похоже на чередование литер ф и в. Наберите воздуха и раскачивайте звук между двух нот которые вам удобно пропевать. Звучание в идеале должно быть плавно спадающим и повышающимся, оно не должно прыгать с ноты на ноту или по громкости. Дабы этого избежать, поддерживайте воздух, который выдыхается. Представьте что у вас изо рта льется вода и она не должна брызгать, она должна медленно литься тоненькой струйкой. В поддержке участвует диафрагма. Расслабьте шею и продолжайте те же манипуляции несколько минут.

Распевка «Моторная лодка»

Подобно пылесосу, но постарайтесь держать одну ноту максимально долго, насколько возможно. Повторяйте на протяжении пары минут.

Распевка «Сирена»

Издавайте звук, подобный сирене. Сначала головным звуком, потом грудным, то есть обычным, которым говорите. У девушек такой голос находится внизу диапазона.

Мычим

Сперва найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене или примите лежачее положение, хотя это и не обязательно. Главное — быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязяна к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала…теперь вдыхаем и пробуем помычать — то есть издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: