Упражнения для развития голоса и пения
Развитие голосовых связок для вокалиста невероятно важно. Оно помогает открывать новые возможности, расширять диапазон голоса, ведь для безвредного и красивого исполнения песен важно уметь правильно пользоваться голосовыми связками
Дефицит умений звукоизвлечения, неверное исполнение могут привести к различным травмам, которые впоследствии могут привести к необратимым последствиям.
Специальные упражнения на дыхание по вокалу для развития голоса, используемые и начинающими в сфере пения в домашних условиях или в музыкальной школе вокала, и популярными певцам, защитят вас от нежелательных последствий и улучшат ваш тембр голоса и вокальные навыки.
Вой
Данное упражнение развивает тембр и идёт на развитие дыхания, делая голос более глубоким.
Тяните гласную «У-у-у-у» с приоткрытым ртом. Начиная с нижней границы голоса постепенно поднимайтесь вверх. Представьте себе, что вы – волк, который непродолжительно воет ночами на луну.
Для выполнения:
- Разместите руку на груди, вторую положите на голову. Шею и лицо расслабьте, а губы и зубы разомкните;
- Продолжайте вой около 4-5 секунд.
Рычание
Расслабьте челюстные мышцы и язык, который в обычном состоянии прилипает к небу, и начните произносить звук «р». У вас должен выйти звук рычащего тигра «р-р-р-р». Повторяйте данное действие три раза, потом зачитал с выражением десять-пятнадцать слов, где будет присутствовать бука «р», можно заранее подготовить список таких слов.
Мычание
Это действо запустит работу диафрагмы и живота.
Как правильно делать:
- Глубоко вдохните и выдохните;
- Затем снова вдохните и на выдохе, не открывая рта, начинайте производить звук «м». Должно получится мычание, как у коров;
- Сделайте три подхода: начиная с низкого голоса постепенно переходя на повышение. Закончите упражнение громким мычанием.
Данное действие направлено также на развитие высоты голоса.
Протяжные слоги
Следующее упражнение укрепит ваши голосовые связки и сделает голос гораздо приятнее, а потратите вы на него не больше 10 минут с утра.
Правила выполнения:
Вдохните полной грудью, а на выдохе протяжно скажите «бом-м-м», «бим-м-м», «бон-н-н». Последний звук протяните изо всех сил.
По итогу у вас должна появиться вибрация в верхней губе и носу.
Данное упражнение можно делать с другими слогами: «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Однако, в таком случае, лучше сперва их читать кратко, а затем переходить на более протяжный темп.
Выполнять такие действия лучше с утра, чтобы разогреть связки и одновременно укрепить их.
Подготовка к тренировке голоса
Любые нагрузки на голос нельзя давать без специальной подготовки — распевки. В вокальных тренировках она играет роль разминки, необходимой для настройки дыхания и обеспечения прилива крови к голосовым связкам.
Не пренебрегайте этим этапом: даже профессиональные вокалисты с десятилетиями опыта не дают нагрузку на голосовые связки без распевки, которая включает в себя игру голосом в рамках комфортного диапазона, «пробежки» по гаммам, прыжки между нотами в разном темпе, а также скороговорки и подобные им звуковые упражнения — для «активации» речевого аппарата.
Если не подготовить связки к вокальной нагрузке, особенно к громкому, на пределе доступного диапазона пению, они могут травмироваться. Поэтому лучше не рисковать и выделить время на разогрев.
Упражнения на расслабление мышц
Снятие лишних зажимов в мышцах лица поможет в разы улучшить речевые и вокальные данные. Перенапряжение лицевых мышц может сказаться на артикуляции и работе резонаторов, а спазм мышц гортани — на высоте и силе звучания голоса.
Вокальные упражнения на расслабление мышц способны развить высоту голоса, придать ему силу и красоту, поэтому выполнением их пренебрегать не стоит, хотя многие считают, что это лишние и сразу переходят к пению, удивляясь, почему голос плохо поддаётся. Какие же тогда упражнения следует выполнять?
Приоткрытие губ
Данное упражнение для работы над голосом отлично подойдет для начинающих. Оно способно убрать напряжение там, где оно зачастую скрывается – с жевательных мышц и тех мышц, что огибают ротовую полость и глаза.
Чтобы его выполнить, следует слегка приоткрыть рот. Это действие полностью расслабит мышцы лица.
“Фыркающая лошадь”
Очередное действительно работающее упражнение для развития голоса для губ, которое впоследствии расслабляет все лицо.
Для его выполнения:
- Соедините губы и выпятите их вперед бантиком;
- Выдохните с вибрацией на губах;
- Вибрируйте губами как лошади на морозе.
Такое действие убирает напряженность с нижней части лица (например, напряженные губы не будут вибрировать, следственно их необходимо расслабить). Помимо этого, у вас появится возможность почувствовать границу губ, чтобы не переусердствовать в их сжатии во время пения.
“Радист”
Чтобы наших предков не атаковали им приходилось держать уши востро. «Уши в остро» – не обычный древний фразеологизм, а описание ситуации, когда в период сильного перенапряжения у нас отмечается сокращение мышц ушных раковин. Помимо этого, упражнение полезно и для слуха.
Прикройте ладонями уши и выполните руками круговые движения, тем самым массируя данную область. Обычно именно рядом с ушами скапливается невероятное напряжение.
“Зевание”
Наиболее лёгкий вариант расслабления мышц гортани – добротный зевок. Выполняйте это легкое действие по 4-6 минут ежедневно, и вы начнете отмечать, что зажимы уходят и высокий голос уже не большая проблема.
Какие инструменты понадобятся на уроке пения?
Чтобы давать уроки пения, вам понадобятся некоторые инструменты.
Прежде всего, вам нужен будет какой-либо музыкальный инструмент, например, фоно или гитара, чтобы аккомпанировать вашим ученикам. Ведь петь под музыку всегда приятнее, чем а капелла. Кроме того, это поможет им развивать слух и чувствовать музыку
Всё это очень важно для того, чтобы петь чисто, без фальшивых нот
Чтобы быть полностью экипированным, подумайте над тем, чтобы приобрести:
- Метроном, чтобы помочь ученикам чувствовать ритм,
- Микрофон, чтобы учить петь в реальных условиях,
- Камера, чтобы записывать ваши занятия. Это поможет работе над ошибками — ученик посмотрит на себя со стороны, увидит, что у него получается хорошо, а над чем надо работать. В конце концов, это поможет ему быстрее прогрессировать,
- Инструмент для записи голоса (как минимум, компьютер), чтобы была возможность прослушать спетое. Примерно так же, как и с камерой, это поможет ученику взглянуть на себя со стороны, только в данном случае акцент делается именно на голос,
- Нотные тетради и тексты песен, а также пюпитр, чтобы не держать листы на весу — это будет мешать пению,
- Фоно или диски с аккомпанементом, чтобы ваш ученик не пел совсем без музыки.
Не менее важно обсудить с учеником и отобрать список песен, над которыми вы будете работать. Это могут быть песни его собственного сочинения или уже существующие композиции
Будучи преподавателем, вы можете давать советы и предлагать какие-то песни по вашему усмотрению. Вы можете сознательно выбрать сложную композицию, чтобы потренировать голос ученика. Так он будет совершенствовать свои вокальные компетенции и работать над конкретными техниками.
Готовы к вашему первому занятию? Не забывайте, что пение должно приносить удовольствие. Если приступать к урокам в хорошем настроении, то на выходе вы получите великолепный результат. И, к тому же, ученик будет всегда мотивирован и готов к новым свершениям.
Подробнее об инструментах, которые вам понадобятся в рамках ваших занятий по вокалу, читайте в этой статье.
Как самостоятельно проверять себя и контролировать свой голос
Для самоконтроля во время практики упражнений на развитие голоса нужны зеркало, диктофон и камера:
- Зеркало помогает удерживать нужную мимику, не расслаблять позу и не сутулиться, следить за положением головы и работой диафрагмы во время упражнений на дыхание.
- Диктофон и камера нужны для фиксации результата. При этом в рамках тренировок можно обойтись и без них.
Например, упражнение «Звукорежиссер» поможет услышать себя: приложите раскрытую ладонь к уху, будто в ней телефон, а вторую раскройте перед ртом — будто в ней рация. В такой позе можно говорить, читать стихи, петь, разминать связки слоговыми и звуковыми упражнениями. За счет прикрытого уха и ладошки-отражателя звук будет слышен лучше и чище, чем без них.
Опора дыхания.
Опорой дыхания называется положение активизированной работы мышц брюшного пресса и сознательного сохранения вдыхательной установки (ощущения того, что вдох ещё продолжается, или что он сейчас наступит) во время пения.
Наличие опоры дыхания — обязательное условие для возникновения всех необходимых вокальных качеств, т.е.: звонкости, округлости, устойчивого вибрато.
Опора дыхания обеспечивает ровный, без непроизвольных перерывов, звук, независимый от его высоты, перехода в другой регистр, изменения тембра, изменения громкости, характера атаки, а также движения на сцене во время пения.
Опора дыхания связана с:
а) правильной осанкой;
б) ощущением напряжения мышц брюшного пресса;
в) ощущением свободы в области ротоглоточной полости;
г) ощущением свободы в области грудной клетки;
д) ощущением грудного резонирования во время звучания в нижнем регистре.
Таким образом, суммируя всё вышесказанное:
Опора дыхания — это такое состояние, когда всё тело раскрепощено, кроме брюшного пресса, который не просто сжимается, чтобы выпускать воздух, но обеспечивает этот выдох максимально равномерным, несмотря на множественные препятствия, мешающие этой равномерности во время пения.
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
- Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
- Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
- Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.
Упражнения для развития мышц лица
- Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
- Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
- Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
- Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
- Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Как развить нужный тембр голоса
Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.
Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:
Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.
Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.
Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка
Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.
Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас
Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.
Упр.1
РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.
Упр.2
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.
Упр.3
РО-О’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.
Упр.4
PO-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.
Упражнения для развития вокала, голоса
Дыхание
В начале обучения главная ваша задача — научиться правильно дышать
Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения
Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.
Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания — ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы — мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Как распеть голос самостоятельно
Начните с несложного упражнения для распевки
Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.
После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.
Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.
Подготовка голосовых связок к пению
Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда
Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками
Также следует полностью исключить курение.
Причины потери голоса
Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.
Определим основные причины такого явления:
- Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.
- Инфекционные заболевания гортани.
- Воздействие холодных напитков, дыма.
- Ожог (термический либо химический).
- Парезы связок.
- Опухоль гортани.
В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.
Как играть на гитаре и петь. Полное руководство:
1. Много слушайте песню
Первое, что вам стоит сделать – это слушать и вслушиваться. Запоминать детали исполнения, вокальные и гитарные партии. Только после того, как вы прослушаете песню много раз, вы сможете исполнить ее так, как задумывалось. Не волнуйтесь – так будет только поначалу, впоследствии вы сможете снимать композиции, прослушав их всего пару раз.
2. Изучите и отрепетируйте гитарную часть
Вы помните про мышечную память, верно? Именно этим стоит заняться в первую очередь. Сядьте и отработайте смену аккордов, а также бой на гитаре, и принимайтесь за вокал только после того, как сможете без проблем и прерываний сыграть всю песню в инструментальном варианте.
4. Не переставайте слушать песню
В промежутках между упражнениями не переставайте прослушивать композицию. Так вы еще лучше изучите ее и сможете услышать еще более мелкие нюансы.
5. Напишите тексты или распечатайте текст с аккордами и изучите их
Этот совет дан исключительно для вашего удобства. Таким образом вы лучше запомните текст, и поймете, в каких местах надо сменять аккорды. Этой рекомендацией, конечно, можно пренебречь, однако она упростит вашу задачу.
6. Пойте вместе с оригинальной записью
Данная рекомендация уже касается вокала. Таким образом вы сможете понять, как попадать в ноты правильно, и каким образом выстраивается гармония. Особенно хорошо подойдет студийная запись – ведь там вокал уже отредактирован, и ошибки быть не может.
7. Выучите места и слоги, где меняются аккорды
В некоторых песнях смена аккорда приходится не на конец такта, а на его участки. Новичку с ними будет сложнее разобраться, поэтому рассмотреть их стоит отдельно. Именно тогда вам и поможет прослушивание песни – следите за тем, как ее играет автор, и повторяйте за ним.
8. Пойте под оригинальную запись и играйте ритм простыми ударами вниз
Таким образом, вы не только поймете, в какие ноты попадать, но и простроите нужную ритмику, а также разберетесь, в каких местах аккорды сменяют друг друга.
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
9. Запишите вашу игру на гитаре на диктофон и пойте под нее
Опять же, это опциональная рекомендация, но таким образом вы лучше научитесь петь и попадать в ноты – а значит, разовьете слух и разбор нот.
10. Сделайте еще раз пункт 8, но при этом играйте и пойте под вашу запись на диктофоне
Это контрольный пункт, при котором вы окончательно убедитесь, что исполняете все правильно. Кроме этого очень полезно слушать вашу запись и сравнивать с исполнением на оригинальном треке. Таким образом вы поймете, какие ошибки у вас имеются, и над чем стоит поработать.
11. Объедините бой на гитаре и вокал
И, наконец, начинайте играть и петь. Если вы прилежно выполняли предыдущие пункты, то у вас должно все получиться с первого раза. Если же нет – то это значит, что руки недостаточно рассинхронизированы с голосом, и нужно попрактиковаться еще.