Гаммы на гитаре для начинающих: как научиться импровизировать

Краткое теоретическое введение

Итак, пентатоника — это пятиступенный лад. То есть в отличие от диатонических гамм состоит не из семи, а из пяти звуков. В этом, собственно, и вся её мощь. В древнем Китае (подумать только!), в VII веке, она была возведена в статус философского постулата: каждая нота звукоряда обозначала определённое магическое воздействие на социум. А может и правда есть в ней «это», кто его знает, как там было и как теперь…

Бывает пентатоника мажорная и минорная.
Рассмотрим подробно формулы:

То есть, если из натуральной минорной гаммы удалить II и bVI ступени, получается минорная пентатоника. Например, от A (ля) это будет: ля (I) — до (III) — ре (IV) — ми (V) — G (VII).

Теперь мажорная пентатоника на гитаре — как и что.

До мажорную пентатонику можно получить путём удаления из натуральной до мажорной гаммы IV
и VII
ступеней. Соответственно её формула: I (до) — II (ре) — III (ми) — V (соль) — VI (ля)
.

Обратите внимание, что До мажорная и Ля минорная пентатоника состоят из одних и тех же звуков, но при этом они имеют различное интервальное строение.
То есть на них распространяется правило парных тональностей мажор-минор, имеющих одинаковое количество знаков альтерации в ключе. Например:

Например:

  • До мажор — Ля минор
  • Соль мажор — Ми минор (фа диез)
  • Ре мажор — Си минор (фа, до диез) и т.д.

Минор:

Мажор:

Например, первый звук Ля в боксе V позиции относительно мажора (С) — шестая (6)
, неустойчивая ступень, а относительно минора (Am) — это I ступень
, тоника (T).

Послушайте как звучит звукоряд в одном и том же боксе на аккорд С

и на аккорд Am7
(ля минор септаккорд):

Соответственно тональные тяготения разные. Если образно — ощущается контраст настроения.

Давайте рассмотрим подробно, как играется минорная пентатоника на гитаре. То есть изучим аппликатуры относительно Am — тонального центра A (ля).

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.


Этюд что надо114Слишком быстро11

Аппликатуры гамм на гитаре

Примеры популярных гамм на гитаре

Самые популярные для гитары – это До-мажор и Ля-минор. Они просты в исполнении и служат основой для начала игры.

Их можно играть как на одной струне, двигаясь по ладам вниз, так и на нескольких струнах – осуществляя плавный переход.

Кроме них, распространенные для игры на гитаре гаммы: Ре-мажор, Ми-мажор, Фа-мажор, Соль-мажор, Ре-минор, Ми-минор, Си-минор.

Гамма до – мажор

Она является диатонической. Тональность соответствует названию.

В первую очередь, необходимо попробовать построить ее самостоятельно, используя схему: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

После понимания принципа, можно рассмотреть часто используемые табы.

В гаммах есть понятие устойчивые ступени – это ноты, которые проигрываясь одновременно, образуют тоническое звучание. В данном виде – это 1,3,5 ступени. Они являются устойчивыми для любой тональности такого вида гаммы.

Для игры До – мажор используются 5 позиций:

  1. Опора на 7 лад с последовательной игрой нот.
  2. Играется на 3 лада ниже, схема похода на 1 тип.
  3. Основа – первый лад. Это простейшая схема.
  4. Первые ноты данной схемы – последние в предыдущей.
  5. Начало в четвертом ладу, а окончание – возврат к первому боксу.

Гамма ля минор

Это параллельная тональность До-мажору. Они содержат одинаковые ноты, которые есть в каждой из этих гамм.

Ля – минор строится в соответствии со схемой любой минорной гаммы: тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Позиции:

  1. Начало – седьмой лад, окончание – десятый
  2. Первая нота – 10-й лад.
  3. Начинается с нулевого лада;
  4. От третьего – до пятого лада.
  5. С пятого по седьмой лады.

Также можно построить гармоническую Ля – минор: повышается седьмая ступень до Соль диез или Ля бемоль.

Мелодическая минорная гамма для гитары

Мелодическая минорная гамма для гитары
фактически копирует мажорную, с той лишь разницей, что имеет пониженную третью ступень. Формула мелодического минора выглядит так:

Не мудрствуя лукаво, обратимся к старой доброй C-мажорной гамме.

C-мажор: С D E F G A B C

Мелодический C-минор: C D Eb F G A B C

Необходимо отметить, что предложенная формула мелодической минорной гаммы
так же универсальна и применима к любой известной тональности. Вот, к примеру, гамма E.

E-мажор: E F# G# A B C# D# E

Мелодический E-минор: E F# G A B C# D# E

Вы можете играть мелодическую минорную гамму на гитаре
вместо другой минорной гаммы или пентатоники. Обыгрывая минорный секстаккорд, например Em6, или же минорные/ мажорные доминантсептаккорды, вы не ощутите неудобств. В то же время, мелодическую минорную гамму
нельзя назвать «всеядной», из-за пониженной третьей ступени и мажорной седьмой. Кстати, понизив седьмую ступень на полтона, мы получим Дорийский лад (гамму
).

Чаще всего мелодический минор
используется в таких стилях как джаз и фанк. Привлекательность мелодической минорной гаммы
для джазменов заключается в ее схожести с дорийской гаммой, которая, в свою очередь играет в джазе примерно такую роль, как пентатоника в рок-музыке. Что же касается фанка, то здесь мелодический минор
звучит благодаря своему мажорному ощущению, но минорному звучанию.

Звуки, входящие в гамму Ми-минор

Диаграмма грифа гитары

Названия нот, входящих в гамму Ми-минор

Звуки, входящие в гамму Ми-минор подчиняются следующей последовательности: Ми(E) – Фа#(F#) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – До(C) – Ре(D)

Практические указания к быстрому запоминанию и дроблению гаммы!

Для того чтобы играть гамму Ми-минор на протяжении всего грифа гитары, рекомендуется поделить гамму на отдельные кусочки. Каждый из этих кусочков должен включать в себя три ноты, причем эти ноты должны находится на одной струне. Это самый короткий путь к запоминанию гамм. Трехнотная аппликатура идеально подходит для того, чтобы развивать свою скорость игры и тренировать свою технику.

Чуть ниже ты найдешь гамму Ми-минор для гитары, представленную в виде семи маленьких диаграмм грифа. Каждая такая диаграмма показывает тебе аппликатуру пальцев для каждой из трехнотных позиций.

Гаммы Сеговии

Многие известные гитаристы проводят отдельное время на гаммах во время практики. Первое, что приходит в голову, — это гаммы, созданные легендарным гитаристом Андресом Сеговиа. Пожалуй, первый успешный опыт их систематизации. До него это никого всерьез не волновало. Каждый педагог и художник находил свои решения.

Сеговия был первым, кто решил это основательно. Он хорошо проявил себя до старости. Последние концерты состоялись, когда ему было за 90. Он неоднократно замечал, что регулярно играет гаммы на гитаре.

Я предлагаю сначала взять две октавные. У них довольно рациональная аппликатура левой руки по отношению к трем октавам. Там аппликатура пальцев не совпадает: один вверху, другой внизу.

Табы с гаммами

Для каждого вида и тональности разработаны соответствующие табулатуры.

Прежде чем начинать играть любую гамму по ней, следует научиться считывать информацию правильно.

Основные табулатуры представлены в соответствии со списком:

  • Позиции мажорных гамм:
  • Позиции минорных:
  • Хроматические:
  • Блюзовые:
  • Гаммы для импровизаций:
  • Упражнения:

Игра гамм на гитаре служит определенной ступенью к овладению техникой игры на этом инструменте. Для начинающих исполнителей является неотъемлемой частью обучения и отработки техники и приемов игры. Но не стоит забывать, что гаммы – это только один из этапов и помощников в обучении. Не стоит зацикливаться только на игре гамм, ведь в музыке много всего интересного.

Ритмические рисунки

Другой вариант — пятые. От А.А. Продажа. Короткими кусочками вверх, вниз. Добавьте к этому различные ритмические фигуры. Например, нота с точкой или восьмой, двумя шестнадцатыми. Включите метроном несколько раз.

Особенно интересны непревзойденные длительности: триоли, квинтолы, секстеты. Акценты распределены под несколько пальцев. Такой подход приближает игру в лестницу к ситуации, которая часто встречается в произведениях.

Убедитесь, что вы подчеркнули первый звук триоли. Когда вы играете в верхней октаве, сколько раз вам нужно циклически повторять этот ритм-паттерн, чтобы акцент совпадал с основным тоном. Сосредоточьтесь на этой спичке, чтобы создать форму выполненного упражнения. Он также играет в нижней октаве.

Играйте чередуя восьмерки и тройки.

Работайте над всеми четными и нечетными часами. Чем больше, тем лучше способствует развитию ловкости пальцев.

Как отличить мажорную гамму от минорной?

Казалось бы, на пианино 88 клавиш и, какую бы гамму мы не играли, задействуются одинаковые ноты. Так как отличить мажорную гамму от минорной? Если ориентироваться только на слуховое восприятие, то мажорная гамма всегда звучит радостнее, а минорная отличается особой меланхоличностью. Но есть и другие важные нюансы, о которых мы расскажем вам.

Всё о мажорных гаммах

В начале музыкального пути любая теоретическая информация кажется сложной, но не надо сдаваться раньше времени. Порой всё проще, чем кажется. Например, чтобы сыграть мажорную гамму, нужно следовать основному правилу, то есть, соблюдать интервалы тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Не забывайте, что занятия по фортепиано включают в себя не только теоретическую часть, но и практику, в том числе работу с аппликатурой. Напомним, что аппликатурой называют порядок пальцев. В нотном тексте для дебютантов обязательно указывается номер пальца, которым играется та или иная нота. Это очень удобно. Большой палец у нас первый, а мизинец – пятый.

В пособиях для начинающих музыкантов вы найдёте гаммы, которые важно освоить на этом уровне, чтобы дальше совершенствовать свои навыки. Немало интересной и полезной информации можно обнаружить и на специализированных сайтах, а также в обучающих видеороликах

Если у вас по какой-то причине не получается выучить гаммы самостоятельно, то на помощь придёт преподаватель фортепиано. Он расскажет вам теорию и объяснит, с чего начать практические занятия. Кроме того, в этот момент полезно начать пропевать ноты, чтобы формировать музыкальный слух, и без помощи частного репетитора будет сложно обойтись.

Все пианисты-виртуозы учили когда-то гаммы (фото freepik)

Всё и минорных гаммах

Традиционно в музыкальных школах изучают сначала мажорные гаммы, а затем переходят к минорным. Но это не означает, что одни важнее других. Просто у минорных гамм есть несколько особенностей, которые проще освоить, уже имея за плечами базовые знания по теории музыки.

Тона и полутона в минорной гамме расположены в ином порядке: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Самым простым и эффективным способом почувствовать это звуковое различие станет игра (или прослушивание) мажорной и минорной гамм друг за другом.

Гамму до-мажор вы уже знаете, но на всякий случай напомним: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

А это гамма до-минор: до-ре-ми♭-фа-соль-ля♭-си♭-до.

Если у вас пока нет инструмента, то послушать гаммы можно в этом интерактивном онлайн-пособии для начинающих музыкантов. А в конце у вас будет шанс сочинить простую мелодию. И всё это не отходя от компьютера.

Так в чём же главное отличие мажорного лада от минорного? Дело в том, что интервалы в мажорном ладу всегда постоянные, а вот в минорном они могут меняться на верхних ступенях, образуя разные виды минора:

  • натуральный
  • гармонический
  • мелодический

Эти виды минора отличаются составом интервалов на шестой и седьмой ступенях, но предлагаем сейчас не погружаться в данную тему так глубоко. На первое время вам будет достаточно и базовых знаний, а затем, когда вы начнёте заниматься на фортепиано более уверенно, сможете и дальше осваивать теорию музыки.

Лики гармонического минора

Однако разобравший с упражнениями и хорошо освоившись в позициях, хотелось бы вынести из гаммы и что-то полезное для импровизации. Сделать это более чем возможно. Ниже мы приведем несколько примеров в джазовой стилистике, с указанными аккордовыми последовательностями.  А подробнее узнать, о том что такое гитарные лики, можно из статьи: Обучение гитаре с нуля: Guitar Licks

Пример 1

Данная мелодическая линия, за счет аккорда Ам7, в начале звучит достаточно напряженно, но переходя к Соль мажору разрешается.
Играйте данный пример сначала под метроном в медленном ритме, после чего можно добавить аккомпанемент и увеличить скорость.

Пример 2

Данный лик в первую очередь отличается достаточно сложными аккордами для начинающих и не самым популярным использованием гармонического минора. Однако немного разобравший с аккомпанементом, в вашем арсенале может появиться достаточно интересная фраза, которой можно украсить не только джазовую импровизацию.

Пример 3

Простой лик, как в плане мелодической линии так и аккомпанемента, однако при этом достаточно интересно звучит, что лишний раз говорит о том, что все гениальное просто.

Заключение

Гармонический минор действительно великолепная гамма, при его помощи можно не только играть джаз, но и популярную музыку, в чем вы сами можете убедится, посмотрев данное видео.

Что послушать

  • Metallica
    – Nothing Else Matters
  • Eric Clapton
    – Layla
  • ZZ Top
    – I Gotsta Get Paid
  • B. King
    – The Thrill is Gone
  • Joe Bonamassa
    — Drive

Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.

Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.

Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.

Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.

Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.

Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.

При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Боксы тональности Ре-мажор
Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Тональность — Ми-минор (Em).

Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Способы звукоизвлечения

Преподаватель показывает способы звукоизвлечения. Щипок — игра кончиками подушечек пальцев, при котором не задеваются другие струны (среди профессионалов называется тирандо). Второй способ — апояндо — игра с опорой на предыдущую струну. Апояндо играют в фламенко — способ даёт яркий плотных звук. Гитарный бой представляет собой удар по всем (или почти всем) струнам сразу.

Аккорды, бой, перебор, баре

Перейдем непосредственно к основам игры, которые предстоит осваивать новичку, если он решил изучать уроки гитары с нуля самостоятельно. Речь пойдет об аккордах, баре, переборе и бое:

Аккорд — это звучание всех или отдельных струн, которые зажимаются в определенных местах. Аккорды можно играть различными типами боя или перебора

Важно отметить, что существуют разные варианты аккордов в разных тональностях. Какие струны зажимать, для звучания тех или иных аккордов, вы можете найти в самоучителях или интернете.

Барэ — это техника воспроизведения аккордов, при котором зажимается указательным пальцем целый лад

К примеру, вариант аккорда Ля минор с барэ, подразумевает полное прижатие струн указательным пальцем на пятом ладу, прижатие третьей струны на 6 ладу, 4 и 5 на 7 ладу. Данная техника позволяет разнообразить и улучшить качество игры.

Перебор — это последовательное перебирание струн при зажатии определенного аккорда. Используются различные варианты перебора при воспроизведении, как классических композиций, так и различных песен. Рассмотрим вариант классического перебора. Для его звучания мы дергаем большим пальцем 6,5 или 4 струну, после последовательно третья, вторая, первая, вторая третья.

Бой. Применяется для воспроизведения на гитаре различных песен. Есть различные типы боя в зависимости от композиции. Стандартным является бой с приглушением. Звучит он следующим образом: большим пальцем стоит провести по струнам вниз, вверх и тут же приглушаем струны ладошкой, после чего техника повторяется.

Все эти основы игры вначале обучения даются трудно, однако с практикой, вы сможете легко не только брать аккорды, но и использовать различные типы перебора или боя для их звучания.

Чтобы научиться играть на гитаре самостоятельно, разберитесь, как записываются бои, переборы и табулатуры (если вы не планируете знакомства с нотной грамотой). Коротко: бои обозначаются последовательностью ударов, пропусков и приглушений. V — удар вниз, ^ — удар вверх, * — приглушение струн, пробел или нижнее подчёркивание — пропуск удара. Переборы записываются как последовательность струн, например Б-3231323. Б- басовая струна, а далее идут номера струн, где 1 — нижняя, самая тонкая.

Первые уроки игры на гитаре для начинающих с нуля — основа будущей игры. Уделяйте по двадцать-тридцать минут в день упражнениям, заданным преподавателем, повторяйте пройденный материал. Готовьтесь к каждому уроку, выполняйте домашние задания — тогда прогресс придет. Виртуозная игра не приходит внезапно, человек продолжительное время научиться играть на гитаре с нуля. Уроки — это знакомство с инструментом, упражнения для развития левой и правой руки, — то, что закладывает фундамент музыкального роста.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения

Для обучения игре на гитаре разработаны специальные упражнения, которые помогают отрабатывать технику и быстрее, и эффективнее запоминать расположение нот.

Не стоит сразу приступать к выполнению упражнений. Сначала необходимо освоить ноты на грифе гитары и научиться читать табулатуру.

Основные виды упражнений:

  • Октавная гамма – проигрывание каждой ноты 4 раза.
  • Плавный переход между струнами. Начинать следует в медленном темпе, анализируя каждое движение, постепенно прибавляя темп по мере улучшения технической игры.
  • Продолжение гаммы с помощью четырех нот в восходящем или нисходящем порядке.
  • Исполнение гаммы с помощью терций.

Перед тем, как играть

Сыграть гамму определенной тональности на гитаре можно как на одной струне, так и на разных.

Перед тем, как браться за инструмент, нужно хорошо изучить его гриф. Нумерация ладов идет от головки гитары. Точки, находящиеся сбоку, помогают проще ориентироваться в системе.

Для ориентира во всех звуках нужно знать ноты на открытых струнах, из которых все исходит: ми (самая тонкая струна), си, соль, ре, ля, ми (самая толстая струна).

Как для первого, так и для второго способа необходимо, прежде всего, выучить все ноты на грифе гитары. Стоит запомнить простую закономерность: расстояние между двумя соседними ладами равняется полутону.

Нужно иметь свободное представление о нотах гаммы. Они состоят из VII ступеней, а восьмая, образующая октаву, повторяет первую.

Очень важно понимать различие тона от полутона и их четкую последовательность в гамме. Помните, что сверху указаны тона, а снизу — полутона

Упражнения для игры гаммы Ля-минор

Ниже представлен список упражнений, которые позволят вам отработать позиции и лучше запомнить, откуда и как они начинаются. Кроме того, это разовьет скорость ваших пальцев. Для того, чтобы эффективнее разучивать их, вам следует научиться
, поскольку упражнения сделаны именно в ней.

Первое упражнение

Первое упражнение начинается с восьмого лада и задействует четыре струны. Вы постепенно спускаетесь по ним, разыгрывая один и тот же паттерн внутри гаммы

Обратите внимание на то, что ноты везде шестнадцатые – поэтому важно подобать удобный для вас темп

Второе упражнение

Эта схема начинается от десятого лада четвертой струны, то есть, по сути, его можно совместить с занятием выше. Оно играется переменным штрихом и постепенно поднимается по грифу.

Третье упражнение

Оно очень похоже на первое упражнение, однако задействует сразу все струны. Оно так же начинается с восьмого лада и повторяет примерно одинаковый паттерн, потихоньку спускаясь вниз.

Четвертое упражнение

Последнее упражнение потребует большей координации. В данном случае удары идут через струну, поэтому вам требуется не задевать незадействованные лады. Потренируйтесь играть его сначала медленно, постепенно увеличивая темп.

Играйте гаммы под метроном. Это привьет вам чувство ритма и ровной игры.

Упражняйтесь хотя бы час в день, ищите другие упражнения в интернете.

Попробуйте комбинировать описанные выше задания между собой, проигрывая их без остановки.

Начинайте с медленного темпа, если вы чувствуете, что что-то не получается, и вы играете грязно или не попадаете в удары метронома.

Гаммы являются инструментальной
составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: