Практика импровизации с приемом баррэ
Если пальцы натренированы успешно, можно переходить к умению импровизировать. Уже при выполнении упражнений выбирают те аккорды, которые полюбились и легко даются.
Следует перед игрой разогреть пальцы, повторить упражнения «Змейка», «Паук». Важным этапом в упражнениях будет тренировка в умении зажимать аккорды и ставить баррэ. Аккорды выполняют последовательно, потом начинают менять ноты, прислушиваясь к звучанию.
Прием баррэ самый сложный, но без него не расширить репертуара игры на гитаре. Принцип овладения приемом состоит в том, чтобы зажимать все струны на одном ладу и ударять боем. Звук получается чистый, недребезжащий. Если этого нет, то надо тренироваться ежедневно.
Начинают учиться приему с малого баррэ. Зажимать можно не все струны, а 3 или 4. Потом переходят к следующей части упражнений – большому баррэ. Добиться чистоты звука нужно постоянными занятиями с инструментом. Потом можно перейти к исполнению композиций на гитаре. Так прием баррэ используют в песне Би-2 «Компромисс».
Важно при взятии аккордов, чтобы нажатие на струны было сильным, тогда будет положительный результат. Указательному пальцу отводится главная роль в игре
Он должен располагаться вертикально, поближе к ладу, а не на нем.
Отработка аккордов идет постепенно, с перерывами. Только тогда достигнут чистоты исполнения.
Использовать левую руку в повседневном труде
Постоянно использовать левую, а не правую руку в бытовых ситуациях: чистить зубы, причёсываться, пользоваться вилкой, ложкой и другими столовыми приборами. Когда навыки ещё не отработаны, нельзя использовать острые предметы: нож, иголку, опасную бритву, чтобы не нанести себе травмы.
Левой рукой нужно постоянно пользоваться, доводя движения до автоматизма. Не стоит забывать и о целях развития левой руки, подкреплять работу положительной мотивацией, чтобы занятия не наскучили и принесли пользу.
Не забывать о тренировках помогут следующие приёмы. Например, написать на ладонях: «Правая», «Левая». Выполняя то или иное действие, пользоваться не правой, а левой рукой. Зрительная память обязательно сработает. Пригодится ношение часов не на левой, а на правой руке. Непривычное ощущение напомнит, что все теперь делает левая рука. Можно наклеить стикеры с надписью: «Левая» на различные предметы обихода (ручки дверей, телефон, холодильник, электрочайник).
Основы обучения
Выбор гитары для обучения
С чего начать обучение новичку – с выбора гитары.
- Высота порожков между ладами. Если она будет слишком большой (приблизительно 1,5-2мм, не более), это грозит избыточным натяжением струн и сложностью нажатия на лады.
- Материал, из которого произведены струны. Два варианта: нейлон и металл. Если вы только начинаете учиться – следует выбирать первый вариант, так как он менее болезненный, либо выбрать металлические струны потоньше.
- Различные сколы, неровности, трещины на корпусе, а также механическое повреждение на месте крепления грифа к корпусу в том случае, если выбираете бывший в употреблении инструмент.
Самая частая ошибка, которую совершает самоучка на гитаре – ориентироваться исключительно на внешний вид. Чтобы гитара была красивой, ведь с ней тебя везде заметят.
Но лучше всего правильно распределить приоритеты.
Если вы собираетесь играть на гитаре только в небольших компаниях и для души – не гонитесь за дорогими и яркими моделями. Простая классическая гитара без излишеств и за сравнительно невысокую цену будет лучшим вариантом.
Если ваша цель – обучаться в дальнейшем профессионально, выступать на концертах или играть в группе, то к выбору гитары необходимо подойти с оценкой перспективы на будущее.
Настройка гитары
После приобретения гитары, вам нужно научиться ее настраивать. Это основа для любого гитариста.
Есть три способа.
Тюнер. Самое известное приложение для телефона – GuitarTuna. В нем есть возможность настройки классической гитары, бас-гитары, укулеле, а также других струнных инструментов.
Также его можно купить в магазине музыкальных инструментов или в интернете.
На слух. Этот способ можно использовать только в том случае, если гитару требуется просто «подстроить» для гармоничного звучания.
Настройку начинаем с пятой (вторая снизу) струны.
Зажимаем ее на пятом ладу, сравниваем с шестой (они должны звучать в унисон) и увеличиваем натяжение до тех пор, пока струны не будут звучать одинаково.
Четвертую струну сравниваем с четвертым ладом пятой струны.
Третью, вторую и первую сравниваем с пятым ладом предыдущих струн по аналогии.
По камертону. Чистый камертон – это нота ля, с помощью которого можно очень точно настроить пятую струну, после чего описанным выше способом настроить все остальные.
Как держать гитару
Самое важное условие – вам должно быть удобно. Однако существуют общие правила того, как держать гитару
- Если вы правша – гриф необходимо держать в левой руке, а правую располагать на корпусе. Если левша – зависит от вашего удобства. Можно держать гитару в зеркальном положении (для этого нужно будет изменить порядок струн), а можно просто научиться изначально общепринятому положению.
- Гитара не должна быть прижата к телу, оставляйте расстояние в 2-3 сантиметра для лучшего звучания.
- Для устойчивого баланса гитары вам потребуется четкая опора правой ноги. Можно использовать специальную ножную подставку, закинуть ногу на ногу или выставить правую чуть вперед, наклонившись при этом корпусом. Потренируйтесь, чтобы понять, какой вариант для вас наиболее удобен.
- Гитара должна располагаться относительно пола в наклоне около 45 градусов, но не параллельно. Это обеспечит вам свободу движений и легкое скольжение руки по грифу.
- Правая рука не должна располагаться высоко во избежание пережима. Нужно следить, чтобы она не прислонялась к струнам, когда вам не требуется их глушить. При игре на электрогитаре всё с точностью до наоборот. Правая рука всегда лежит на струнах у бриджа и глушит струны во избежание лишних призвуков и шумов. Классическая позиция – локоть на верхушке изгиба, согнут под углом в 45 градусов, нет зажима в плече.
Как ставить пальцы на струны
Для начала нужно разобрать правильную постановку левой руки на грифе гитары. Большой палец должен обхватывать гриф и плотно удерживать ладонь на грифе. Кисть расслаблена, не прилегает плотно к инструменту, находится в свободном для перемещения положении.
Чтобы нажать на струну, вам не должны мешать ногти (в идеале их длина на левой руке не должна превышать 1-1,5 мм). Тогда вам ничего не будет препятствовать правильно прожать струну и получить чистый звук. Прижимать струны стараемся самым кончиком пальца так, чтобы подушечка пальца была перпендикулярно грифу гитары.
Координация рук и пальцев на гитаре
Для развития координации используются, как прямые упражнения (с гитарой), так и косвенные (без нее). Цель – научить 2 руки работать одинаково, выдерживать темп.
Косвенные:
- Самое простое: попробуйте левой рукой гладить затылок, а правой хлопать по животу – затем наоборот.
- Включите метроном и левой рукой стучите в ритм. Правой в это время чертите на столе круги, а затем наоборот.
- На левой руке быстро коснитесь указательным пальцем большого. На правой сделайте тоже самое, но 2 раза.
- Усложним задачу: касайтесь не указательным пальцем, а разными в хаотичном порядке.
- Попытайтесь сгибать одновременно средние пальцы так, чтобы остальные не двигались.
Прямые:
- Паучок. Отличное упражнение для гитары для начинающих, которые хотят освоить быстрые техники игры. Поставьте пальцы на 6 струну и спускайтесь вниз, беспорядочно зажимая лады. Двигаться можно по диагонали. Правой рукой дергайте зажатую струну, постепенно ускоряя темп.
- Змейка. Похожее упражнение для тренировки левой руки на гитаре. Выберите любые 2 близлежащие струны и поочередно зажимайте лады. Отличная тренировка на случай, если вы хотите играть шред на электрогитаре.
Упражнения для растяжки пальцев без гитары
Для этих упражнений вам не понадобится гитара, чаще всего нужна любая горизонтальная поверхность. Их также можно использовать для разогрева и разминки перед исполнением. Лучше выполнять последовательно.
Не делайте резких движений, чтобы не повредить руки.
С помощью края стола
Поставьте подушечку указательного на край стола и медленно тяните руку вниз. Должно появиться напряжение и покалывание. Около 30 секунд оставайтесь в таком положении, потом переходите к среднему.
Для каждой фаланги
Уприте указательный в стену, чтобы выгнулась вверх первая фаланга с ногтем. Тяните вперед и чуть вниз, но не давите слишком сильно.
Растяжка второй рукой
Это чуть похоже на разминку перед занятием спортом. Правой рукой обхватите левую и потяните пальцы назад. Вы должны почувствовать напряжение в основании кисти. Подержите в таком положении около 10 секунд, передохните, перейдите к другой руке. Повторите несколько раз.
При помощи грифа гитары
Здесь используют не только гриф гитары, а любой подходящий по форме предмет, например корешок книги. Поставьте указательный и средний такой галочкой, как на фотографии. Обхватите гриф, постепенно раздвигайте пальцы. Остановитесь, если почувствуете сильный дискомфорт.
Для всей кисти
Это упражнение иначе называется «молитва». Руки сложите перед грудью ладонями друг к другу и опускайте их к полу, не меняя позиции, до максимально возможного уровня.
После этого разверните ладони вниз в направлении от себя, натягивайте руки. Удерживайте позицию около 15 секунд.
Наклоните левую кисть так, как показано на фотографии, обхватите ее правой. Аккуратно потяните пальцы вниз.
Выпрямите руки, сложив кисти в замок. Скорее всего, это движение уже привычно для вас.
Растяжка за спиной
Так же, как в прошлом пункте, сложите руки за спиной, но ладони тыльной стороной должны быть направлены к спине. Потяните от себя и чуть вверх.
Из-за плеча
Сделайте фигуру «замок за спиной». Верхнюю руку оставьте в таком же положении, а нижнюю освободите и надавите ей на верхнюю. Поменяйте руки в позиции.
Положите ладонь на стол и раздвиньте пальцы настолько далеко, насколько получится.
Прижмите вторую фалангу к тыльной стороне ладони, немного напрягите.
При помощи эспандера
В музыкальных магазинах или на интернет-аукционах можно встретить такие колечки. Это эспандеры для струнных музыкантов. Они развивают силу мышц разгибания. Цвета обозначают степень жесткости: светлые – самые мягкие, темные – самые жесткие.
Есть и другие виды музыкальных эспандеров, все они работают на разные группы мышц. Например, такие тренируют общую силу нажатия, помогают взять баррэ.
Постановка рук
Что касается постановки рук, здесь тоже есть несколько правил, основное из которых — округлость запястий (это касается обеих рук).
Правая рука
- Запястье правой руки должно быть немножко округлено и ни в коем случае не наоборот, прогнуто вовнутрь (в этом случае запястье, как бы, ложится на струны или верхнюю деку, что категорически неприемлемо).
- Большой палец правой руки, при игре одноголосия (и не только) лучше всего ставить на нижние струны, для максимальной устойчивости правой руки (об этом более подробнее далее в разделе «звукоизвлечение»).
Ил. 5
Левая рука
- Запястье округлено и вынесено вперед.
- Пальцы прижимают лады подушечками «сверху».
- Большой палец не должен выглядывать из-за грифа.
Ил. 6
Упражнение «карандаш»
Для того что бы разобраться в том как правильно ставить левую руку вам поможет упражнение «карандаш». Попробуйте взять левой рукой карандаш, прижимая его с одной стороны подушечками 4-х пальцев, с другой — большим (как будто вы ставите пальцы на лады). Это очень хорошее упражнение, оно замечательно иллюстрирует как должны стоять пальцы левой руки на грифе гитары и как большой палей должен располагаться по отношению к остальным.
Ил. 7 |
Ил. 8 |
Ошибки:
- Торчащий над грифом большой палец.
- Лежащий вдоль грифа большой палец.
- Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
- Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
- Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
- Прижатие струны далеко от лада.
- Прижатие струны подушечками пальцев.
К ошибке 1
Торчащий над грифом большой палец.
Дело не в самом пальце. А в том, что таким образом у остальных пальцев меньше свободы и меньше длины для доступа к басовым струнам. Кисть уходит вниз. На широком грифе классической гитары это имеет значение. На узких и полукруглых грифах эстрадных гитар такое положение большого пальца является нормальным, там он даже участвует в прижатии струн.
К ошибке 2
Лежащий вдоль грифа большой палец.
Такое положение пальца абсолютно неприемлемо. Нельзя потому что нельзя Даже не могу толком объяснить почему, но играть так неудобно. Эту ошибку не иллюстрировал бы, но она иногда встречается у самоучек.
К ошибке 3
Прилипшая к нижней части грифа ладонь.
Часто встречающаяся ошибка. Такое положение зажимает кисть левой руки и сковывает движения пальцев.
К ошибке 4
Кисть расположена сзади грифа (прижатие из-за угла).
Пальцы должны как бы нависать над струнами. Так им гораздо легче достать до любой струны, до любого лада при минимальных движениях. Чем больше кисть уходит за гриф, тем сложнее дотянуться до басовых струн, нужно делать больше движений.
К ошибке 5
Лежащие на боку пальцы (ладонь развернута влево).
Развернутая влево кисть осложняет прижатие струн третьим и четвертым пальцами. Они находятся гораздо дальше от струн, чем первый со вторым. Чтобы из такого положения прижать струну четвертым пальцем нужно вращать всю кисть. Ниже на анимациях это видно.
Прижатие 4 пальцем из правильной позиции
Прижатие 4 пальцем при развернутой кисти влево
К ошибке 6
Прижатие струны далеко от лада.
Одна из основных причин треска — неточное прижатие струны. Прижимая струну максимально близко к ладу вы не только уменьшаете вероятность возникновения треска от недожима, но и экономите усилия, ведь чем ближе к ладу, тем меньше усилий требуется для качественного прижатия.
К ошибке 7
Прижатие струны подушечками пальцев.
Прижатие подушечкой неточное, неэффективное, и глушит соседние струны. Пальцы должны работать как молоточки, прижимая струну кончиком пальца, твердой его частью.
Общие правила постановки левой руки
Можно выделить несколько главных правил для левой руки на гитаре.
- Отсутствие напряжения
Левая рука должна быть расслаблена, впрочем, как и правая, но сейчас речь не о ней. Пронаблюдайте не только за левой кистью, но всем, что ей предшествует: предплечьем, суставом самого плеча и задней частью спины.
Как бы горделиво опустите руку вдоль тела и постарайтесь запечатлеть это ощущение в памяти. Во время игры на гитаре подобным образом должен вести себя плечевой аппарат при работе кистью и пальцами.
- Правильная постановка большого пальца
Конечно, в моменты исполнения различных аккордов и соло-партий большой палец левой руки всё время будет двигаться по грифу, и порой его положение будет сильно разниться. Но многие новички совершают одну и ту же ошибку, исправление которой может идти с большим «скрипом» — как бы «обнимают» заднюю поверхность гитарного грифа по всей его плоскости снизу-вверх (правда, серьезной ошибкой это можно назвать только в случае освоения классической гитары, о чем пойдет речь позже).
Эта ошибка приводит к трудностям в исполнении сложных аккордов и разучивании классических произведений. Правильное положение большого пальца — перпендикулярно грифу: он используется как опора для ладони левой руки. То есть гитарист как бы надавливает большим пальцем на обратную сторону грифа подобно тому, как нажимают на кнопку. Положение большого пальца может быть как строго перпендикулярно грифу, так и иногда создавать с ним некоторый угол, если прямое положение невозможно.
- Форма кисти округлая
Именно округлая кисть помогает пальцам работать легко и продуктивно. Разумеется, в некоторых позициях округлую форму удержать невозможно, но стремиться избегать «плоского положения» необходимо. При этом ладонь постоянно пребывает в положении плюс-минус параллельно грифу, чтобы все 4 пальца имели одинаковый доступ к струнам.
- Отсутствие соприкасания между грифом и ладонью
Между нижней частью грифа и поверхностью ладони левой руки должен оставаться пробел: это дарит свободу пальцам, которую прижатая ладонь, наоборот, отбирает. А еще немаловажно стремиться выдвинуть кисть вперед: это позволит легче добираться до нижних струн (басов)
- Нажатие на струны кончиками пальцев
Тут все просто — если зажимать пальцы подушечками, будут задеваться и глушиться соседние струны.
- Сила нажима пальцев на струны
На первых шагах обучения игре на гитаре новичок не обладает сильными пальцами, потому сила нажатия на струны может быть недостаточной. Есть и обратная проблема — пережим. В обоих случаях проблема может также заключаться в неверной постановке левой руки. Если вы убедились, что кисть держите правильно, остается найти оптимальную силу нажатия на струны, представляющую собой некую золотую середину, при которой гитара звучит оптимально, а струны не дребезжат.
- Положение пальцев при зажимании струн
При нажатии на струну палец должен располагаться как можно ближе к ладовой перегородке, что позволит выделить максимально чистый звук, но не «наезжать» на сам порожек, иначе струна дребезжит.
Если на каком-то сложном аккорде одна из нот упорно звучит плохо, внимательно изучите положение пальцев — возможно именно на этой струне он касается ладовой перегородки. Если, наоборот, палец не может дотянуться, поможет простой прием — сдвиг ладони немного право.
- Комфорт и расслабленность
Этот пункт похож на первый, но он не о самой левой руке, а о теле целиком. Любой элемент игры на гитаре должен сопровождаться расслабленностью руки и спины, а положение тела должно быть максимально комфортным. Если какой-то сложный элемент приводит к напряжению или переходу к неестественной позе — исправляйте этот момент и ищите комфортное положение.
Практические рекомендации и дополнения
- Не пренебрегайте возможностью слушать упражнение в записи. Если вы будете играть на слух, в этом нет ничего плохого. Наоборот, слуховая память — один из основных инструментов музыканта. Слушайте упражнение до тех пор, пока не сможете его безошибочно повторить в голове. После этого играть будет гораздо легче. Другое дело, что прослушивание не должно вредить навыку самостоятельного разбора ритма. Поэтому сначала разбирайте ноты и ритм, а потом можно слушать сколько угодно.
- Не гонитесь за темпом. Ваша главная задача — сыграть правильно. С правильной постановкой, в правильно ритме, красивым звуком. Рекомендуемые начальные темпы могут показаться слишком медленными, но так надо. Мы учимся играть медленно. Мы учимся слушать каждый звук до конца. Не только его начало, а ВЕСЬ звук. Он длится, у него есть длительность. Ее нужно научиться слышать. А услышать длительность звука можно только в медленном темпе. Подчеркну, мы учимся не только играть, но и слушать.
- Внимательно отнеситесь к обозначенной апликатуре. На данном этапе мы программируем пальцы двигаться оптимальным образом. Это базовые шаблоны движений, которые нужно довести до автоматизма, чтобы в дальнейшем об этом не думать.
- Играть эти упражнения следует не меньше недели каждый день. Да, так долго. Да, одной рукой. Иначе навыки не закрепятся и при подключении левой руки правая неизбежно нарушит постановку. Это проверено. Не повторяйте чужих ошибок.
- В этих упражнениях используются всего четыре ноты. Запомните их как на нотном стане, так и на гитаре. 4 ноты вы уже будете знать. Дальше запомним еще несколько, которые можно будет отсчитать от знакомых. Таким образом ноты выучатся незаметно и легко. Принцип постепенности и последовательности работает везде, главное не спешить! Спешка — ваш враг.
Посадка
Один из главных принципов правильной посадки гитариста — гитара должна находится в максимально устойчивом положении. Устойчивое положение гитары значительно улучшает «чувство инструмента»
Кроме того, играя на гитаре, человек длительное время находится в фиксированном положении, поэтому очень важно сидеть свободно, без напряжения и сохранять правильную осанку.
Садится следует на краешек стула (ил. 2), не стоит заниматься, сидя на диване или кресле
Левая нога выносится вперед и ставится на подставку (ил. 4), правая нога выносится по диагонали вправо. Гитара кладется выемкой на левое бедро а нижней частью корпуса упирается в правую ногу. Головка грифа находится приблизительно на уровне глаз (ил. 1).
Разобраться с ключевыми моментами правильной посадки вам поможет модель «опорных точек», согласно которой, существует 4 точки соприкосновения гитары с телом («опорные точки»):
- Бедро левой ноги.
- Внутренняя часть бедра правой ноги.
- Грудная клетка.
- Предплечье правой руки.
Эти точки отмечены на иллюстрациях соответствующими цифрами. (Иллюстрации можно увеличить щелкнув по ним мышкой.)
Ил. 1 | Ил. 2 | Ил. 3 | Ил. 4 |
Классическая постановка левой руки на гитаре
Классическая постановка, как можно догадаться, пришла из среды академических музыкантов, такой постановке учат в музыкальных школах, однако подходит она не только для классических произведений, но так же и для скоростных пассажей, особенно в неоклассическом стиле, да и играть аккордами при такой постановке достаточно удобно, особенно прием барэ.
При классической постановке, пальцы левой руки следует расположить в ряд вдоль грифа, при этом представив, что в руках вы держите яблоко.
Большой палец при этом упирается в тыльную сторону грифа прямо напротив указательного, что позволяет ему перемещаться по всей плоскости грифа, при этом давая опору кисти. Наглядную схему можно посмотреть на рисунке ниже.
По началу такое положение кисти может показаться странным, но со временем это чувство уйдет и такая постановка будет восприниматься совершенно естественно.
Так же, особое внимание следует уделить правильному положению кисти, в особенности её широкой части где расположены костяшки пальцев, она должна быть параллельна грифу гитары, иначе мизинец будет съезжать под гриф
Подведем итог
Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:
- Разминка рук и растяжка;
- Медленная игра гамм под метроном;
- Определение комфортной скорости на сегодня;
- Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.
Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.
Автор текста – Молянов Павел