Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
- Устанавливаем программу Anki
- Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
- В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
- Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
- Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
- «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда
Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
- Открыли очередную карточку
- Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
- Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
- Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
- Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
- Опционально пропели ее в тон
- Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно
Это просто чрезвычайно важно
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.
Дополнительные музыкальные знаки
Помимо общепринятых обозначений длительности используют дополнительные обозначения, к коим можно отнести: одну точку, две, лигу и фермату.
Одна точка увеличивает длительность какой-то отдельной ноты в половину. Ее ставят от головы с правой стороны.
Пара точек немного удлиняет длительность звучания на половину с четвертью. Знак ставят у головы ноты.
Лига — изогнутая кривая, которая связывает между собой пару нот, расположенные рядом друг с другом. Длительности могут быть абсолютно любыми и отличными друг от друга, а продолжительность музыкального звучания одной ноты станет соответствовать сумме залигованных. Лигу можно применять не только в конкретном такте, но и для того, чтобы перенести между нами звучание.
Фермата — это знак изображается в качестве полукруга с точкой, дает нам понять, что нота может звучать чуть ли не бесконечное время.
Обозначения[править]
Аккордправить
Аккорд – это одновременное звучание нескольких звуков. Говоря простым языком, аккорд — это когда левой рукой на грифе зажато несколько струн. Для простоты аккорды обозначают латинскими буквами, иногда с добавочными символами: D, C, Eb, G#.
Вот пример аккорда:
Это схематичное изображение грифа гитары.
|
Вот другой вариант изображения аккорда:
Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.
|
Отображение аккордов с помощью табулатур:
О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|—-0——— 1-я стpyна, откpыта
B|—-1——— 2-я стpyна, 1-й лад
G|—-O——— 3-я стpyна, откpыта
D|—-2——— 4-я стpyна, 2-й лад
A|—-3——— 5-я стpyна, 3-й лад
E|—-X——— 6-я стpyна, не игpается
Отображение аккордов в текстах песен:
C Мы вышли из дома, G Когда во всех окнах Am Погасли огни, F Один за одним, C G Мы видели, как уезжает Am F Последний трамвай. |
Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее. Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы…» и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее…. |
Табулатураправить
Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.
- Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
- недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.
Вот пример гитарной табулатуры:
e|-12-9—————————| |
|
Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.
Для чего нужны ноты?
Можно всю жизнь сочинять музыку, записывать в студии песни, выступать на сцене, совсем не зная нот. Однако, здесь есть один существенный момент.
К примеру, возьмём иностранный язык. Представим, что человек уехал в другую страну, где говорят на неизвестном ему языке. Сможет ли он адаптироваться, стать полноценным гражданином? Где-то лет через пять будет свободно общаться.
Но, когда понадобится нечто большее – например, написать статью или книгу, то у него возникнут проблемы. Отсутствие знания грамматики, основ культуры речи, жанровой стилистики. Он будет говорить простыми фразами, его словарный запас окажется недостаточным. После первой же публикации станет понятно, что он просто неуч.
Современному музыканту саморазвитие доставляет значительно большее удовольствие, чем сцена или деньги. Знания дают гораздо больше – творческую свободу, неограниченные возможности. Можно общаться с профессиональными музыкантами, обмениваться идеями. А теперь подумайте — необходимо ли знать ноты, если вы хотите стать музыкантом, который способен общаться на языке музыки.
Могу вас уверить, что если этим заниматься, то умение читать ноты приходит очень быстро. Это все равно, что алфавит. Кто вспомнит, как когда-то начинал учить алфавит? Ведь каким-то образом он запомнился.
Нотная грамота для гитары мало чем отличается. Только знаков поменьше. Главное не бояться нот. Если практиковаться, они так или иначе начинают сами запоминаться.
Буквенное обозначение тональностей
В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы. Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».
Разложим все ноты на 4 группы
До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности — разложим все ноты на 4 группы.
Когда будете играть эти группы нот — старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.
A – B – C (Ля – Си – До)
Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).
Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах
Ноты Ля, Си, До на грифе гитары
C – D – E (До – Ре – Ми)
Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).
Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре — всегда получите ноту Ми.
Ноты До, Ре, Ми на грифе гитары
E – F – G (Ми – Фа – Соль)
Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне — от VII до X лада.
Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа — полутон, а между нотами Фа и Соль — тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе — следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон — вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.
Ноты Ми, Фа, Соль на грифе гитары
F – G – A (Фа – Соль – Ля)
В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон — вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль — получите ноту Ля.
На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.
Ноты Фа, Соль, Ля на грифе гитары
Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать — ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.
Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.
Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:
- играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
- как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
- когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу — используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро — заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
- когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая — вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.
Паузы. Длительность пауз
Паузы – это отсутствие звучания в музыкальном произведении. Паузы позволяют выделить в мелодии акценты и интересные моменты. Кроме того, они определяют динамику исполняемой композиции. Опытный музыкант, грамотно используя паузы, способен придать мелодии самые разнообразные настроения и оттенки.
Длительность пауз такая же, как и у нот:
Целая
Целая пауза висит на 4 линии
Половинная
Половинная пауза упала с линейки и теперь лежит на 3 линии
Четвертная
Четвертная пауза, если присмотреться, похожа на вертикально расположенную букву W или М. Так проще запомнить
Восьмая
Восьмая-пауза напоминает единицу с точкой на носу
Шестнадцатая
Шестнадцатая пауза изображается как и восьмая, но уже с двумя точками
Тридцать вторая
Тридцать-вторая пауза изображается как единица с тремя точками. Думаю вы уже догадались как выглядит шестьдесят-четвертая
Чтобы понять, что такое пауза и зачем она нужна, проделайте небольшое упражнение.
- Возьмите в руки гитару зажмите до на 5 струне (3 лад).
- Считайте до четырех, на каждый счет, ударяя медиатором по струне. Сейчас вы играете музыкальный квадрат без пауз.
- Теперь на счет раз ударяйте по струне, а на счет два – глушите ее. У вас получится: удар – тишина – удар – тишина. Вы сыграли музыкальный квадрат с двумя четвертными паузами.
- Сравните звучание двух квадратов и сделайте выводы о настроении прозвучавших фрагментов.
Длительность с точкой – это полторы длительности основной ноты. Иначе говоря, добавляет к ноте еще 50% длительности. Если у вас на нотном стане половинная нота с точкой (считается Раз-и-Два-и) то она будет считаться она будет Раз-и-Два-и-Три-и.
Что нужно запомнить
Итак, подведем итоги, с чего нужно начать, чтобы научиться играть на гитаре по нотам:
- Запомните, как звучат открытые струны вашей гитары
- Один лад на грифе – один полутон.
- Длительности определяют мелодию.
- Паузы тоже важны.
Также не забудьте подписаться на наши соцсети и поделитесь этой страничкой с друзьями. Успешных Вам занятий!
Первый способ выучить ноты на гитаре
Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.
Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3
Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.
Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6
Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.
Переборы на открытых струнах
Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.
Добавляем ноты в пределах трёх ладов
Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.
Добавляем басовые ноты
Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.
Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.
Добавляем ещё ноты на закрытых струнах
Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.
Симметричные ноты
Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты” или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:
Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.
Музыкальный строй
Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.
Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.
Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.
Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.
Консонансы:
Диссонансы:
В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.
Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:
- Пифагоров строй
- Среднетоновый строй
- Чистый строй
- Равномерно темперированный строй
Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.
Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.
В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:
Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:
Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.
Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.
Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.
Ясно113Уже трудно21