Самоучитель игры на гитаре/урок 2

Учим расположение нот на грифе шестиструнной гитары

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Лады и как они влияют на высоту звука

Гриф гитары поделен на лады — это части между вертикальными пластинами, то есть порожками. Классическая гитара имеет 19 ладов, электрогитара — 21–24, бас-гитара — 24. Первый лад — тот, что ближе к голове грифа, где располагаются колки — специальные стержни для настройки струн. Соответственно, последний лад находится ближе к корпусу гитары.

Зажимая струну на том или ином ладу, вы меняете высоту звука. Проверьте это: сначала извлеките звук из любой открытой струны, а затем зажмите ее на первом ладу и извлеките звук в таком виде. Он станет выше на полтона. Чем ближе ваша рука на грифе к корпусу гитары, тем выше будет звук.

Если вы начнете зажимать струну на каждом ладу по очереди, то сыграете так называемую хроматическую гамму. Другими словами, открытая первая струна звучит как чистая нота ми, но, зажатая на первом ладу, она станет фа, на втором ладу — фа диезом, на третьем — соль и т. д. Таким образом, на 12-м ладу вы вернетесь к ноте ми, но уже на октаву выше.

То же самое происходит и с другими струнами.

2-я струна (открытая) — си

2-я струна (первый лад) — до

2-я струна (второй лад) — до диез

Постановка рук

Что касается постановки рук, здесь тоже есть несколько правил, основное из которых — округлость запястий (это касается обеих рук).

Правая рука

  • Запястье правой руки должно быть немножко округлено и ни в коем случае не наоборот, прогнуто вовнутрь (в этом случае запястье, как бы, ложится на струны или верхнюю деку, что категорически неприемлемо).
  • Большой палец правой руки, при игре одноголосия (и не только) лучше всего ставить на нижние струны, для максимальной устойчивости правой руки (об этом более подробнее далее в разделе «звукоизвлечение»).

Ил. 5

Левая рука

  • Запястье округлено и вынесено вперед.
  • Пальцы прижимают лады подушечками «сверху».
  • Большой палец не должен выглядывать из-за грифа.

Ил. 6

Упражнение «карандаш»

Для того что бы разобраться в том как правильно ставить левую руку вам поможет упражнение «карандаш». Попробуйте взять левой рукой карандаш, прижимая его с одной стороны подушечками 4-х пальцев, с другой — большим (как будто вы ставите пальцы на лады). Это очень хорошее упражнение, оно замечательно иллюстрирует как должны стоять пальцы левой руки на грифе гитары и как большой палей должен располагаться по отношению к остальным.

Ил. 7

Ил. 8

Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы

Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.

Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.

Нумерация струн на гитаре

Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).

Нумерация ладов на гитаре

Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».

Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:

  • Указательный — №1
  • Средний – №2
  • Безымянный — №3
  • Мизинец — №4
  • Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет

Учим ноты на 6 и 5 струнах

Если вы уже бывали на сайте akkords.pro, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника — это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен

Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь — придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Итак, как уже говорилось — вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (нота Ми) и 5 струну (нота Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До — полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами — тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

Расположение нот на грифе гитары (5 струна)

Ноты на гитаре: 5 струна

Теперь ваша задача заключается в том, чтобы запомнить ноты на 6 и 5 струнах так же хорошо, как гамму До мажор. Чем лучше вы поработаете на данном этапе, тем легче будет потом.

Расположение Нот на грифе

Множество гитаристов-любителей играют на гитаре без какого-либо представления о нотах вообще, не имея простейших понятий о музыкальной грамоте.

И это считается нормальным, если развитие музыканта не планирует перейти грань заучивания аккордов для гитары к простым песням по табулатурам.

К слову говоря, чтобы хорошо уметь играть на гитаре и исполнять более сложные произведения, этого мягко говоря маловато. Нужно уметь ориентироваться в расположении нот на гитарном грифе.Это не просто, но выполнимо.

Для того, чтобы воспроизвести интервал в тон (на музыкальном языке этот интервал называется «секунда»), последующую ноту нужно зажимать через один лад от предыдущей. Чтобы было проще, введем некоторые элементарные понятия.   Открытая струна — струна, звук на которой извлекается щипком, при этом какой-либо лад не зажимается.

На гитаре имеется всего шесть струн открытого типа. Их нумерация осуществляется по направлению снизу вверх, соответственно от наиболее тонкой струны к толстой.

В стандартной интерпретации имеется такое соответствие струн и нот, как: первая – нота «ми», вторая – нота «си», третья имеет обозначение «соль», четвертая нота – это «ре», пятая классифицируется как «ля», а шестая определяется как «ми».

Взглянем на картинку:

Расположение нот на грифе гитары

   Имеет место использование и нестандартная интерпретация строя, которая встречается гораздо реже. В ней некоторые ноты заменяются другими, с целью упростить исполнение, либо понизить/повысить звучание, как например в рок-музыке.

 Интервал — это расстояние между нотами, сыгранными одновременно или по-отдельности. Хроматическая гамма, говоря на простом языке — это гамма, идущая вверх или вниз, сыгранная по полутонам. Исходя из этого принципа, несложно отсчитать нужный Вам интервал. После 12-ого лада все ноты повторяются.

Но стандартный строй гитары продуман таким образом, что даже одну и ту же ноту одинаковой высоты можно взять в разных положениях на гитаре. Это сделано для удобства, чтобы во время исполнения все играемые ноты были расположены оптимально близко и гитарист смог быстро и компактно выставить положение левой руки.

То есть каждая нота имеет на грифе несколько соответствий.

Расположение нот на грифе — это не предмет заучивания. Все придет с опытом и практикой. Нужно регулярно заниматься, играть гаммы, в том числе и хроматические, при этом мысленно проговаривать названия нот, а во время игры уже выученных композиций просто обдумывать, с какой ноты началась та или иная часть песни.

Таким образом все ноты постепенно зафиксируются в памяти и найдут свое место на гитарном грифе. 

Поиск нот на гитаре

Теперь, когда вы знаете, как читать основные ноты и позиции нот, давайте посмотрим, как найти эти ноты на гитарном грифе.

Давайте начнем с поиска нот на открытых струнах.

Как вы можете видеть на приведенной выше диаграмме, ноты на открытых струнах охватывают широкий диапазон.

Вот пример гаммы до мажор, сыгранной от низкой открытой струны Ми до высокой струны Ми. Для удобства понимания где играть указанные ноты, снизу добавлена табулатура.

8va и 8vb (октава вверх и октава вниз)

Мы можем расширять добавочные линии, насколько у нас есть место, но это может стать трудным для чтения, когда используется много добавочных линий.

Если нам нужно сыграть очень низкие или высокие ноты на гитаре, вместо того, чтобы использовать добавочные, мы можем использовать символ, чтобы “сдвинуть” нотный стан вверх или вниз на октаву.

В приведенном ниже примере вы можете видеть, что над нотным станом написано “8va” и пунктирная линия.

Это означает, что каждая нота ниже пунктирной линии должна воспроизводиться на октаву выше написанной.

Во втором такте показаны те же самые четыре ноты без символа 8va. Вы можете видеть, что использование 8va облегчает чтение этих нот.

8va означает ‘на октаву выше’, а 8vb означает ‘на октаву ниже’.

Если нота находится очень высоко на грифе, вы можете увидеть, что используется 15 ma. Это символ для обозначения двух октав выше.

А как насчет низких нот? В то время как для стандартной гитары не требуется ничего большего, чем 8vb, чтобы отобразить все ноты, некоторые гитаристы настраиваются ниже (например, дроп-D или гитары с расширенным диапазоном).

Вместо того, чтобы использовать другой символ, вы, скорее всего, увидите, что используется басовый ключ. Ноты на басовом ключе расположены иначе, чем на скрипичном, поэтому имейте это в виду, если увидите басовый ключ.

Большой выбор недорогих электрогитар здесь

Диезы и бемоли

Теперь, когда мы познакомились с нотами, приступим к знакомству с знаками альтерации или диезами и бемолями.

Например, вот ноты E, F и G (открытый, первый и третий лады) на первой струне:

Что, если бы мы захотели сыграть на втором ладу?

Чтобы показать эти промежуточные ноты, мы используем знаки диезов и бемолей.

Символ диеза (выглядит как #) означает воспроизведение ноты на один полутон выше. Один полутон на гитаре – это расстояние в один лад.

Итак, чтобы сыграть второй лад на высокой струне E, мы используем символ диеза слева от ноты F, чтобы сказать, что мы хотим сыграть ноту на один полутон выше, чем F:

Эта нота называется “Фа диез”. Это на один полутон выше, чем F.

Так же мы можем использовать знак бемоля (выглядит как b), что означает исполнить ноту на один полутон ниже.

Всякий раз, когда вы видите ноту с бемолем, просто подумайте про себя, что вам нужно сдвинуться вниз на один лад, чтобы сыграть ее.

Вы можете заметить, что в ноте G внезапно появляется новый символ, это называется бекар и объясняется позже.

Вот несколько других примеров нот с диезами и бемолями.

Потренируйтесь выяснять, как называются эти ноты, затем попытайтесь найти их на грифе.

Повторяющиеся знаки альтерации

Что произойдет, если вы захотите сыграть четыре ноты C # (до диез) подряд?

В стандартной нотации вы не пишете символ диеза четыре раза подряд. Вместо этого вы пишете символ в первый раз, и предполагается, что одна и та же нота играется с диезом по умолчанию.

В приведенном выше примере может показаться, что вам нужно сыграть C #, за которым следуют три ноты C, но на самом деле это четыре ноты C #. Знак диеза продолжается до конца такта, но не пишется.

Если вы продолжите воспроизведение C# в следующем такте, вы увидите, что знак диеза появляется при первом повторном воспроизведении C # во втором такте.

В приведенном выше примере вы можете увидеть, что существует восемь нот C #. Четыре в первом такте и четыре во втором. Знак диеза пишется только один раз на такт в первой ноте C#. Во второй раз, когда вы видите ноту C, это означает, что вы должны сыграть ее как C#.

Все, о чем говорилось выше, также относится и к бемолям. Если вы повторяете в такте идентичную ноту с бемолем, вам не нужно писать знак снова, если он находится в том же такте.

Знак бекар

Что произойдет, если вы сыграете F#, а затем захотите сыграть F после нее в том же такте?

Для этого мы используем знак бекара, как показано ниже:

Символ бекар дает указание нам отменить символ диеза или бемоля, который использовался до него, и воспроизвести чистую ноту (без диезов и бемолей, например: F вместо F #).

Обозначения[править]

Аккордправить

Аккорд – это одновременное звучание нескольких звуков. Говоря простым языком, аккорд — это когда левой рукой на грифе зажато несколько струн. Для простоты аккорды обозначают латинскими буквами, иногда с добавочными символами: D, C, Eb, G#.

Вот пример аккорда:

Это схематичное изображение грифа гитары.

  • Слева-направо: 1, 2, 3, 4 лады.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • В левом верхнем углу стоит название аккорда G7.
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Цифры в этих кружках обозначают номера пальцев(1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец).
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 2, 3 и 4 струны звучат как открытые.
  • Римская цифра три III обозначает номер лада.

Вот другой вариант изображения аккорда:

Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.

  • Справа-налево: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5 лад.
  • Здесь изображен один из самых простых аккордов Am(ля минор).
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места, где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 1, 5 и 6 струны звучат как открытые.
  • На этом рисунке лишь отсутствует нумерация лада, и пальцев.
  • Но номер лада здесь можно определить по жирной линии сверху, обозначающую верхний порожек. Значит лад под ней является первым.
  • Расстановка пальцев: 2 струна — 1 палец, 3 струна — 3 палец, 4 струна — 2 палец.

Отображение аккордов с помощью табулатур:

О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|—-0——— 1-я стpyна, откpыта
B|—-1——— 2-я стpyна, 1-й лад
G|—-O——— 3-я стpyна, откpыта
D|—-2——— 4-я стpyна, 2-й лад
A|—-3——— 5-я стpyна, 3-й лад
E|—-X——— 6-я стpyна, не игpается

Отображение аккордов в текстах песен:

    C
Мы вышли из дома,
    G
Когда во всех окнах
   Am
Погасли огни,
  F
Один за одним,
    C              G
Мы видели, как уезжает
               Am  F
Последний трамвай.

Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее.

Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы…» и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее….

Табулатураправить

Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.

  • Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
  • недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.

Основой для гитарной табулатуры является гитарный гриф.

Вот пример гитарной табулатуры:

e|-12-9—————————|
B|——12-9———————-|
G|————11-9-11b-9————|
D|———————-11-9-9h11-|
A|———————————|
E|———————————|

  • Слева-направо идет мелодия, которую нужно исполнить, в порядке извлечения звука.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны. Буквы обозначают ноты.
  • Цифры на струнах обозначают номер зажатого лада, на грифе гитары.
  • Латинские буквы b и h обозначают специальные приёмы извлечения звука. В данном случае bend(бэнд) и hammer on(восходящее легато)

Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.

Настройка гитары.

ЛяVVVIVVVV

Для настройки гитары можно использовать специальные компьютерные программы – тюнеры, например, Tunit v.3.40. Для этого подключаем микрофон к компьютеру, запускаем программу, дергаем струны и на мониторе видим отклонение от эталона (ноты также обозначаются латинскими буквами: Ми – EСиB, СольG, РеD, ЛяA). Хочется сказать, что штука эта довольно вредная и лучше использовать ее только вначале. Научиться настраивать гитару самим просто, но нужно делать это, не будем делать – не научимся.

Для гармоничного звучания не обязательно подводить гитару под камертон, достаточно просто подстроить по произвольно натянутой первой струне все остальные, как описано выше, хотя, я считаю, лучше избегать такой настройки – слух  должен привыкать к эталонному звучанию.

Что касается самих струн, то они бывают металлические и нейлоновые, на последних играть сольные произведения проще и они не режут пальцы, как металлические, для игры на них лучше на правой руке иметь ногти длиной в несколько миллиметров.

Научитесь играть Перебор 5 «Восьмёрка»

Схема Перебора 5 «Восьмёрка»

          E
1 струна |--------0---------------0-------|--------0---------------0-------|
2 струна |----0-------0-------0-------0---|----0-------0-------0-------0---|
3 струна |--1---1---1---1---1---1---1---1-|--1---1---1---1---1---1---1---1-|
4 струна |----------------2---------------|----------------2---------------|
5 струна |--------------------------------|--------------------------------|
6 струна |0-------------------------------|0-------------------------------|

   счёт   1   и   2   и   3   и   4   и    1   и   2   и   3   и   4   и 

Подробнее смотрите здесь: «Как научиться играть Перебор 5 «Восьмёрка»».

Простые песни, которые можно сыграть Перебором 5 «Восьмёрка»:

  • Белая берёза
  • Я спросил у ясеня — из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
  • Господин горных дорог — Мельница
  • Сигарета мелькает во тьме — Сектор Газа
  • Я встретил вас
  • О чём поёт ночная птица — Константин Никольский
  • Не стреляй — ДДТ
  • Колокола
  • Белая гвардия — Белая гвардия
  • Ты меня на рассвете разбудишь — из к/ф «Юнона и Авось»
  • Зорька алая — из к/ф «Всё побеждает любовь»
  • Лето — это маленькая жизнь — Олег Митяев
  • Здравствуй мама — Вячеслав Бобков
  • Белая песня про любовь — Александр Дюмин
  • Я сам из тех — Константин Никольский
  • Романс — Сплин
  • Апрель — Кино

Вводные знания о гитаре

Строение и виды гитар

Гитара – это 2-ой по популярности музыкальный инструмент после фортепиано.

Она меньше, умещается в руках и состоит из 2-х частей: корпуса — большая и округлая часть и грифа – маленькая и продолговатая. Звук создаётся колебанием струн, которые крепятся своими концами к обеим частям гитары.

Материал корпуса определяет вид гитары:

  • у акустической он деревянный и полый и служит для усиления и обогащения звучания струн.  
  • у электрогитары он пластиковый и содержит в себе звукосниматели и электрическую цепь. Их задача — преобразовать колебание струн в электри-ческий ток, подаваемый на усилитель.  

Игра на гитаре

На гитаре можно играть в 2-х положениях: сидя – корпус опирается на бедро и стоя – корпус висит на плече с помощью ремня.

*Нет в уроке: щипать струны можно 2-мя способами: пальцами — звук мягкий и медиатором — звук резкий.

Гриф у разных гитар схож и служит для извлечения нужных по высоте нот.

На фортепиано играть легче по 2-м причинам:

  • 1 – звуки легко извлекать – достаточно нажать клавишу пальцем одной руки.
  • 2 – ноты легко находить – они расположены друг за другом в одну линию и всегда на своих местах в любом месте клавиатуры: нота до всегда перед 2-мя чёрными, фа – перед 3-мя и т.д.

В гитаре же всё сложнее и наоборот:

  • 1 – чтобы извлечь 1 звук, нужны обе руки: левая зажимает струну в нужном месте на грифе, причём с достаточным усилием и без касания других струн, а правая дёргает её же в области корпуса.  
  • 2 — ноты расположены не явно, а подобно шахматной доске, что видно на рисунке.

Струны гитары и гитарный строй

Разберёмся: вдоль грифа на-тянуты 6 струн, разных по толщине: 1-ая самая тонкая и звучащая высоко и 6-ая самая толстая и звучащая низко.

Если любую струну дёрнуть без её зажатия пальцем на грифе, то прозвучит определённая нота. Она указана рядом с номером струны: 1-ая струна — ми, 2-ая — си, 3-ья — соль, 4-ая — ре, 5-ая — ля, 6-ая — снова ми.

Перейдём в Sonar и кнопкой Fret Board вызовем вид гитарного грифа. Здесь при нажатии карандашом в любом месте на нотоносце появляется соответствующая ему нота, что удобно. Отметим ноты в начале грифа, где они обозначены буквами.

Итак, ми и ля из большой октавы, си, соль и ре из малой и ми из 1-ой. И между всеми соседними нотами кроме си и соль расстояние чистой кварты.

Этот традиционный порядок нот называется гитарным строем и его нужно запомнить в обе стороны: вниз – ми-си-соль-ре-ля-ми и вверх – ми-ля-ре-соль-си-ми.

И настроить гитару значит изменить натяжение струн так, чтобы они издавали именно эти ноты и в таком порядке.

Как выучить ноты на грифе гитары: способы

Существует несколько способов простого заучивания расположения нот на гитарном грифе. Во время стартовых уроков чаще всего расположение запоминают, применяя формулу мажорной гаммы С.

Чтобы запомнить переходы на полутона в мажорной гамме, потребуется хотя бы один раз в день выполнять простое упражнение с перебором, играя последовательно в его рамках интервал для каждой ноты. Шестиструнный ряд похож по расположению струн на двенадцатиструнную гитару.

В числе способов для обучения:

  1. Запоминание расположения нотного ряда на грифе при помощи изучения аккордов для понимания интервалов. В процессе изучения рассматривается прима, секунда, терция и остальные.
  2. Поняв взятие интервалов, можно переходить к плотному изучению аккордов в соответствии с расположением нот.
  3. Объединение полученных знаний позволяет выучить схемы расположения.
  4. Дальнейшее изучение гамм и ладов позволяет даже начинающему музыканту в короткие сроки переходить к самостоятельной импровизации.

По мере развития уровня мастерства исполнитель применяет и другие способы запоминания. Многие методики разрабатываются самостоятельно. Базой всегда становится сочетание приведенных четырех способов.

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

P.P.S.

Первый урок

Еще такой момент: это только первый урок, он получился достаточно насыщенным в плане информации, при том что мы на нем, в общем-то, ничего и не изучили :-))) Поэтому, если, вдруг что-то не будет сразу запоминаться — ничего страшного. Работайте так как получается, главное чтобы хотя бы какая-то часть информации была усвоена и вы начали двигаться в правильном направлении. Т.е. это — только начало, будет намного сложнее :-)))
И конечно, если у вас вдруг появятся вопросы — пожалуйста, спрашивайте! :-) Вопросы будем публиковать на сайте в формате «вопрос-ответ». Ваши домашние работы тоже все будут опубликованы :-)))

Урок подготовили:
В роли преподавателя: Алексей Отраднов
В роли ученика: Ирина (г.Краснодар)
В роли фотографа: Татьяна Отраднова
Минск 7.11.2009

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Упражнения с  открытыми струнами: 4, 5, 6

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Добавляем басовые ноты

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Симметричные ноты

Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты”  или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:

Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

  • A — ля;
  • B — си (иногда может обозначаться как H);
  • C -до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

Где не используются Бемоли и Диезы

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Что такое натуральный ряд

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке

Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: