Первый способ выучить ноты на гитаре
Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.
Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3
Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.
Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6
Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.
Переборы на открытых струнах
Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.
Добавляем ноты в пределах трёх ладов
Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.
Добавляем басовые ноты
Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.
Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.
Добавляем ещё ноты на закрытых струнах
Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.
Симметричные ноты
Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты” или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:
Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.
Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).
А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.
Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:
А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.
На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:
Как использовать диез и бемоль
Диез и бемоль могут быть указаны непосредственно в нотации музыки или добавлены в название аккордов. Например, символ диеза может появиться перед нотой F (#F), что означает, что нужно играть эту ноту на полутон выше стандартного F. А символ бемоля может появиться перед нотой G (♭G), что означает, что нужно играть эту ноту на полутон ниже стандартного G.
Использование диеза и бемоля позволяет расширить возможности гитары и создать более сложные и интересные аккорды и мелодии. Они могут быть использованы в различных музыкальных стилях, включая рок, джаз, классическую музыку и другие. Понимание и умение использовать эти знаки поможет вам играть более выразительно и создавать разнообразные звуковые эффекты.
При изучении гитары и использовании диеза и бемоля важно узнать, как они влияют на окружающие ноты и аккорды. Диез повышает высоту ноты на полутон, а бемоль понижает ее на полутон
Используя эти знаки, можно создавать сложные аккорды, арпеджио и соло, расширяя музыкальные возможности на гитаре.
Способ использования диеза и бемоля зависит от выбранного аккорда или мелодии. Они могут быть использ
Расположение нот на грифе гитары, Музыкальный класс
Многие начинающие гитаристы при подборе композиций сталкиваются с некоторыми задачами, одна из которых это как определить какие-либо ноты на гитарном грифе. На самом деле не так уж и сложна подобная задача.
Зная расположение нот на грифе гитары можно с лёгкостью подобрать любое музыкальное произведение.
Устройство гитары далеко не самое сложное, а вот ноты на грифе располагаются немного иначе, чем, например, у клавишных инструментов.
E – нота «ми» извлекается на первой открытой (не зажатой ни на одном ладу) струне.
H – на второй открытой струне извлекается нота «си».
G –воспроизводит ноту «соль» не зажатая третья струна.
D – нота «ре» извлекается на открытой четвёртой струне.
A – струна под номером пять, не зажатая — нота «ля».
E – на шестой открытой струне извлекается нота «ми».
Это стандартный строй гитары, использующийся при настройке инструмента. Все ноты звучат на открытых струнах. Выучив наизусть стандартный строй гитары, отыскать любые ноты на гитарном грифе не доставит абсолютно никаких проблем.
Далее необходимо обратиться к хроматической гамме, к примеру, гамма «до-мажор» приведённая ниже, значительно облегчит поиск ноты на гитарном грифе:
Отсюда следует, что каждая нота, зажатая на определённом ладу, звучит выше на полтона, чем зажатой на предыдущем ладу. К примеру:
- Вторая не зажатая струна, как нам уже известно, это нота «си», следовательно, эта же струна будет звучать выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «си», если её зажать на пером ладу. Обращаясь к хроматической гамме «до-мажор» определяем, что эта нота будет нотой «до».
- Эта же струна, но зажатая уже на следующем ладу, то есть на втором, звучит выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «до», следовательно, это будет нота «до-диез».
- Вторая струна, соответственно, зажатая уже на третьем ладу это нота «ре», опять же обращаясь к хроматической гамме «до-мажор».
Исходя из этого, расположение нот на грифе гитары не обязательно заучивать наизусть, что, конечно, также будет полезным. Достаточно запомнить только строй гитары и иметь представление о хроматической гамме.
И всё-таки без этого никак: расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть.
Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:
А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:
И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.
Автор – Станислав Колесник
Предлагаю послушать замечательную композицию в стиле транс, исполненную на классической гитаре Эваном Добсоном:
Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг
Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберёмся в этих терминах:
- музыкальный интервал;
- тональность;
- знаки альтерации.
Что такое музыкальный интервал
Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.
Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.
Таблица простых музыкальных интервалов
Название | Тоновая величина | Характер звучания |
---|---|---|
Прима | 0 (унисон) | Абсолютный консонанс |
Секунда (малая) | 0,5 (полутон) | Диссонанс |
Секунда (большая) | 1 (целый тон) | Диссонанс |
Терция (малая) | 1,5 (полудитон) | Несовершенный консонанс |
Терция (большая) | 2 (дитон) | Несовершенный консонанс |
Кварта (чистая) | 2,5 | Совершенный консонанс |
Кварта (увеличенная) | 3 (тритон) | Диссонанс |
Квинта (уменьшенная) | 3 (тритон) | Диссонанс |
Квинта (чистая) | 3,5 | Совершенный консонанс |
Секста (малая) | 4 | Несовершенный консонанс |
Секста (большая) | 4,5 | Несовершенный консонанс |
Септима (малая) | 5 | Диссонанс |
Септима (большая) | 5,5 | Диссонанс |
Октава | 6 | Абсолютный консонанс |
Таблица простых музыкальных интервалов
Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.
Что такое тональность
Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.
Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.
Знаки альтерации
Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.
# (диез) — повышает звук на полутон, b (бемоль) — понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.
Диез и бемоль: основные применения
Диез (#) используется для повышения высоты звука на полтона. Это означает, что нажимая ноту на ладу и сдвигая ее на один лад в сторону головки гитары, мы повышаем высоту звучания на полтона. Диез применяется в аккордах и мелодиях для добавления характерного напряжения и яркости звучания.
Бемоль (♭) используется для понижения высоты звука на полтона. Это означает, что нажимая ноту на ладу и сдвигая ее на один лад в сторону корпуса гитары, мы понижаем высоту звучания на полтона. Бемоль применяется в аккордах и мелодиях для создания более темного и грустного звучания.
Диез и бемоль также используются для изменения тональности музыкальных произведений. Путем добавления или удаления диезов и бемолей мы можем изменить тональность композиции на определенное количество полутонов, что придает ей новую эмоциональную окраску и характер.
Важно иметь в виду, что диез и бемоль применяются в конкретных случаях, основанных на музыкальных правилах и гармонической структуре композиции. Чтобы использовать их эффективно, нужно определить правильное место для их добавления или удаления в аккордах или мелодии, а также учесть общую тональность музыкального произведения
Использование диеза и бемоля на гитаре позволяет расширить звуковые возможности инструмента и добавить в музыку новые музыкальные оттенки и настроение.
Как это всё запомнить
Мы разобрали все необходимые аппликатурные формы, которые помогут вам максимально быстро выучить ноты на грифе гитары. Что же делать с этими знаниями, чтобы поскорее запомнить расположение нот? План действий такой же, который я уже озвучивал, когда мы говорили о 6 и 5 струнах:
- долго и упорно играем октавы. Максимально включаем при этом голову и пропеваем ноты, которые играем;
- когда вы запоминали ноты на 6 и 5 струнах — это наверняка было ужасно скучно. В случае с октавами будет немного повеселее. Вы можете брать ноту сначала на толстой струне, затем на тонкой или наоборот, брать их одновременно, играть боем — в конце концов, игру октав можно встретить во многих популярных песнях и это звучит довольно музыкально;
- когда запомните октавные аппликатуры и сможете с их помощью ориентироваться на грифе, без проблем находя любую ноту — попробуйте поставить себе цель, например, найти все ноты Ми на грифе. Потренируйтесь в этом. Попробуйте по порядку искать каждую ноту гаммы До мажор на грифе. Посчитайте, сколько раз на грифе встречается каждая нота.
Поиск нот на гитаре
Теперь, когда вы знаете, как читать основные ноты и позиции нот, давайте посмотрим, как найти эти ноты на гитарном грифе.
Давайте начнем с поиска нот на открытых струнах.
Как вы можете видеть на приведенной выше диаграмме, ноты на открытых струнах охватывают широкий диапазон.
Вот пример гаммы до мажор, сыгранной от низкой открытой струны Ми до высокой струны Ми. Для удобства понимания где играть указанные ноты, снизу добавлена табулатура.
8va и 8vb (октава вверх и октава вниз)
Мы можем расширять добавочные линии, насколько у нас есть место, но это может стать трудным для чтения, когда используется много добавочных линий.
Если нам нужно сыграть очень низкие или высокие ноты на гитаре, вместо того, чтобы использовать добавочные, мы можем использовать символ, чтобы “сдвинуть” нотный стан вверх или вниз на октаву.
В приведенном ниже примере вы можете видеть, что над нотным станом написано “8va” и пунктирная линия.
Это означает, что каждая нота ниже пунктирной линии должна воспроизводиться на октаву выше написанной.
Во втором такте показаны те же самые четыре ноты без символа 8va. Вы можете видеть, что использование 8va облегчает чтение этих нот.
8va означает ‘на октаву выше’, а 8vb означает ‘на октаву ниже’.
Если нота находится очень высоко на грифе, вы можете увидеть, что используется 15 ma. Это символ для обозначения двух октав выше.
А как насчет низких нот? В то время как для стандартной гитары не требуется ничего большего, чем 8vb, чтобы отобразить все ноты, некоторые гитаристы настраиваются ниже (например, дроп-D или гитары с расширенным диапазоном).
Вместо того, чтобы использовать другой символ, вы, скорее всего, увидите, что используется басовый ключ. Ноты на басовом ключе расположены иначе, чем на скрипичном, поэтому имейте это в виду, если увидите басовый ключ.
Большой выбор недорогих электрогитар здесь
Диезы и бемоли
Теперь, когда мы познакомились с нотами, приступим к знакомству с знаками альтерации или диезами и бемолями.
Например, вот ноты E, F и G (открытый, первый и третий лады) на первой струне:
Что, если бы мы захотели сыграть на втором ладу?
Чтобы показать эти промежуточные ноты, мы используем знаки диезов и бемолей.
Символ диеза (выглядит как #) означает воспроизведение ноты на один полутон выше. Один полутон на гитаре – это расстояние в один лад.
Итак, чтобы сыграть второй лад на высокой струне E, мы используем символ диеза слева от ноты F, чтобы сказать, что мы хотим сыграть ноту на один полутон выше, чем F:
Эта нота называется “Фа диез”. Это на один полутон выше, чем F.
Так же мы можем использовать знак бемоля (выглядит как b), что означает исполнить ноту на один полутон ниже.
Всякий раз, когда вы видите ноту с бемолем, просто подумайте про себя, что вам нужно сдвинуться вниз на один лад, чтобы сыграть ее.
Вы можете заметить, что в ноте G внезапно появляется новый символ, это называется бекар и объясняется позже.
Вот несколько других примеров нот с диезами и бемолями.
Потренируйтесь выяснять, как называются эти ноты, затем попытайтесь найти их на грифе.
Повторяющиеся знаки альтерации
Что произойдет, если вы захотите сыграть четыре ноты C # (до диез) подряд?
В стандартной нотации вы не пишете символ диеза четыре раза подряд. Вместо этого вы пишете символ в первый раз, и предполагается, что одна и та же нота играется с диезом по умолчанию.
В приведенном выше примере может показаться, что вам нужно сыграть C #, за которым следуют три ноты C, но на самом деле это четыре ноты C #. Знак диеза продолжается до конца такта, но не пишется.
Если вы продолжите воспроизведение C# в следующем такте, вы увидите, что знак диеза появляется при первом повторном воспроизведении C # во втором такте.
В приведенном выше примере вы можете увидеть, что существует восемь нот C #. Четыре в первом такте и четыре во втором. Знак диеза пишется только один раз на такт в первой ноте C#. Во второй раз, когда вы видите ноту C, это означает, что вы должны сыграть ее как C#.
Все, о чем говорилось выше, также относится и к бемолям. Если вы повторяете в такте идентичную ноту с бемолем, вам не нужно писать знак снова, если он находится в том же такте.
Знак бекар
Что произойдет, если вы сыграете F#, а затем захотите сыграть F после нее в том же такте?
Для этого мы используем знак бекара, как показано ниже:
Символ бекар дает указание нам отменить символ диеза или бемоля, который использовался до него, и воспроизвести чистую ноту (без диезов и бемолей, например: F вместо F #).
Как диезы и бемоли меняют ноты?
Если мы посмотрим на клавиатуру пианино
то увидим, что на нем есть белые и черные клавиши. На белых клавишах можно сыграть уже знакомые нотки: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. А черным клавишам на пианино как раз и соответствуют диезы и бемоли.
Для лучшего понимания знаков альтерации разберем, что такое полутон?
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками.
А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или наоборот, спускаемся с какой-то черной клавиши на ближайшую белую. Также еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между нотами Ми и Фа, а также Си и До.
Обратите внимание на две пары звуков: между ними нет чёрной клавишы — это ми-фа и си-до. В соответствии с правилом, при повышении ноты ми на полутон она будет называется ми диез, но совпадет с другой белой клавишей — фа
Нота си диез тоже будет совпадать с белой клавишей-до
Но лучше один раз услышать:
Пример альтерации — нота Соль, потом Соль Диез (повышенная) и Соль Бемоль (пониженная)
Пример альтерации — Соль Диез (повышенная) и Ля Бемоль (пониженная) — обе дают один и тот же звук
Пример альтерации — До (Си — Малая октава), Си (До — Вторая октава), Ми (Фа — Первая октава) и Фа (Ми — Первая октава):
Доступ будет открыт после покупки курса
Или
Вход
Необходимые базовые знания
Обозначение нот
Для начала необходимо знать, что их всего 7. Каждой соответствует буква латинского алфавита, буквенное обозначение нот следующее:
- До – С;
- Ре – D;
- Ми – E;
- Фа – F;
- Соль – G;
- Ля – A;
- Си – B.
В такой очередности они образуют октаву. Буквы латыни – универсальные обозначения, которые используется повсеместно для удобства записи и использования в тексте.
Длительности
При составлении композиции ноты могут быть написаны не только на разных линейках, но и выглядят по-разному.
Каждая нота должна проигрываться в определенном порядке и с определенной скоростью. Именно это и есть длительность нот.
Различают пять основных видов:
- Целая – имеет форму овала, не закрашенного внутри – самая долгая нота, длится целый такт;
- Половинная – форма не закрашенного овала со штилем – палочкой сбоку; по названию понятно, что по времени проигрывается быстрее целой в 2 раза, т.е. пол такта;
- Четвертная – в 2 раза короче половинной ноты или ¼ целой ноты; форма – закрашенный овал со штилем;
- Восьмая – это одна 1/8 часть целой ноты, по форме похожа на четвертную, но имеет хвост на штиле;
- Шестнадцатая – в 2 раза короче восьмой ноты, имеет двойной хвост.
Восьмые и шестнадцатые ноты записываются двумя способами: отдельно каждую, либо объединять под одно ребро.
Ноты на открытых струнах
Если брать стандартный строй, то на нем 1, 2, 3, 6 струны построены в кварту, а 4, 5 – в квинту. Это обусловлено тем, что при таком расположении куда проще зажимать аккорды на грифе, изучать гаммы, боксы и пентатоники.
На грифе шестиструнной гитаре струны располагаются таким образом: E B G D A E.
Что означает диез и бемоль
Эти понятия используются не часто и редко кто понимает их значение. Диез и бемоль – знаки альтерации – изменения основных ступеней звукового ряда. На фортепиано большинство полутонов звучат на черных клавишах. Диез повышает звук на полтона, а бемоль понижает. Они обозначаются специальными знаками и могут располагаться перед нотами, в начале нотного стана, либо перед ключом.
Где не используются бемоли и диезы
В тональностях ля–минор и до–мажор не используются знаки диез и бемоль из-за того, что звукоряд состоит из белых клавиш, а черные являются повышенными или пониженными ступенями нотного ряда.
Что такое натуральный ряд
Под этим понятием понимается звуковой ряд, в который входят основные звуки и обертоны – гармонические призвуки. Такой ряд имеет 7 ступеней и структуру мажорной гаммы. В натуральный звукоряд также входят частичные тоны; их количество различное для разных октав.
История изучения нотной грамоты
Важно отметить, что мы читаем музыку слева направо, точно так же, как вы читаете книгу. Причина, по которой мы читаем именно так, заключается в том, что нотная грамота возникла как способ горизонтального отображения прогрессии шкалы
Вплоть до девятого века, когда одновременно играло или пело более одного голоса, это обычно происходило в унисон. Однако сразу после девятого века в моду вошла полифония, и композиторам пришлось задуматься о вертикальной гармонии.
Чтобы удовлетворить меняющуюся эстетику письменной музыки, люди создали клавишные инструменты, такие как фортепиано, клавесин и орган.
Обозначения[править]
Аккордправить
Аккорд – это одновременное звучание нескольких звуков. Говоря простым языком, аккорд — это когда левой рукой на грифе зажато несколько струн. Для простоты аккорды обозначают латинскими буквами, иногда с добавочными символами: D, C, Eb, G#.
Вот пример аккорда:
Это схематичное изображение грифа гитары.
|
Вот другой вариант изображения аккорда:
Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.
|
Отображение аккордов с помощью табулатур:
О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|—-0——— 1-я стpyна, откpыта
B|—-1——— 2-я стpyна, 1-й лад
G|—-O——— 3-я стpyна, откpыта
D|—-2——— 4-я стpyна, 2-й лад
A|—-3——— 5-я стpyна, 3-й лад
E|—-X——— 6-я стpyна, не игpается
Отображение аккордов в текстах песен:
C Мы вышли из дома, G Когда во всех окнах Am Погасли огни, F Один за одним, C G Мы видели, как уезжает Am F Последний трамвай. |
Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее. Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы…» и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее…. |
Табулатураправить
Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.
- Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
- недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.
Вот пример гитарной табулатуры:
e|-12-9—————————| |
|
Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.
Гаммы и аккорды
Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
C |
C# Dь |
D |
D# Eь |
E |
F |
F# Gь |
G |
G# |
A |
B |
H |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
До |
До# Реь |
Ре |
Ре# Миь |
Ми |
Фа |
Фа# Сольь |
Соль |
Соль# Ляь |
Ля |
Ля# Сиь |
Си |
Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.
Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.
До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.
У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C. Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.
Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.
Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.
Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.
Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.
Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные. И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор
Гамма мажорного лада Мажорная |
|||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез
Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.
Гамма фригийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы фригийского лада.
Гамма миксолидийского лада |
|||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
До |
До# |
Ре |
Ре# |
Ми |
Фа |
Фа# |
Соль |
Соль# |
Ля |
Ля# |
Си |
Вот гребенка гаммы миксолидийского лада
Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.
Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.
В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.
Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.
Выводы о нотных знаках
Итак, мы прошли важные основы нотной грамоты для начинающего.
Но из всех знаков и обозначений на нотоносце мы узнали лишь малую часть.
Дело в том, что нотный редактор Сонара не только самый удобный из всех, но и самый простой.
2 причины: 1-ая — здесь только самые нужные на практике знаки -длительности нот в виде кнопок, музыкальные ключи в списке меню Layout – вид и музыкальные размеры и знаки при ключе из меню Insert – вставка, Meter/Key Change.
2-ая – часть из знаков пишутся сами — паузы, лиги, рёбра.
Ещё есть дополнительные надписи к нотам:
- слова под ними – Lyrics,
- аккорды над ними – Chords,
- пометки о манере игры – Function, например, крещендо и диминуэндо,
- значок вилки для них же и
- педаль как на фортепиано: при ею нажатой нота продлится дольше, чем она записана и до значка звёздочки.
Группы всех нотных обозначений
Но для больших возможностей в плане нотной записи есть отдельные программы – нотные редакторы.
Пример – Overture от компании Cakewalk – производителя Сонара.
В нём 2 отличия от Сонара: знаков гораздо больше и все они пишутся вручную: те же паузы, лиги.
Все обозначения делятся на 3 группы:
1-ая группа – знаки для нотоносца. Их 3 подгруппы:
- Clefs — вид ключа, тональность, размер;
- Staves – вид, число и соединение нотоносцев;
- Barlines — вид тактовой черты и надписи для тактов.
2-ая группа – знаки для нот. Их 3 подгруппы:
- Notes – звучания нот: длительности, паузы, диезы и бемоли,
- Heads — вид головки нот,
- Groups – группировка нот: лиги, триоли, сдвиг на октаву.
3-ья группа – знаки сокращения и исполнения нот. Их 4 подгруппы:
- Ornaments – мелизмы, они же украшения или сокращения нотной записи;
- Articulation – характер исполнения: стаккато, легато. Это каким приёмом игры на инструменте извлечь звук.
- Dynamics – динамика: форте, пиано. Это как громко играть ноты.
- Expressions – выразительность: обозначения темпа – ларго, престо и характера исполнения в виде слов.
Отдельно есть вкладки для табулатур гитары: номера ладов, пальцев левой руки, приёмы игры.
А это другой нотный редактор – Musescore. Здесь ещё больше знаков и они разбиты по вкладкам.
- Grace Notes – украшения или мелизмы,
- Drums – ноты разных ударных инструментов,
- Clefs – музыкальные ключи,
- Key Signatures – знаки при ключе,
- Time Signatures – музыкальные размеры,
- Barlines – тактовые черты,
- Lines – знаки в виде линий над и под нотоносцем, арпеджио и глиссандо – игра нот друг за другом по высоте,
- Breath & Pauses – паузы для вдоха певца при пении,
- Brackets – скобки для связи нотоносцев,
- Articulation & Ornaments – характер игры и украшения,
- Accidentals – знаки альтерации: диезы, бемоли и их производные,
- Dynamics – динамика: форте и пиано,
- Fingering – обозначение пальцев левой и правой руки на табулатурах гитары,
- Note Heads – головки нот, тремоло – игра ноты с колебанием её громкости,
- Repeats – знаки сокращений и повторений фраз и предолжений внутри музыкального произведения – одни из самых запутанных.
Вывод: большинство знаков нужны для написания музыки с обилием подробностей в характере игры, в частности для симфоний и для озвучивания живыми музыкантами как в оркестре, так и в рок-группе с последующей записью.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с расположением нот на гитаре, отличиями гитары от фортепиано, гитарными табулатурами и простыми мелодиями для освоения нот на грифе. Поняли, как строить интервалы и аккорды на гитаре и что знаков нотного письма очень много.
На этом урок, а вместе с ним и весь курс, окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого, увидимся в других уроках и курсах!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.