Аккорды для гитары

Все аккорды для шестиструнной гитары по ладам

Транспонирование

Транспонирование песни означает перемещение ее с одной тональности на другую. Другими словами, транспозиция — это ключевое изменение. Тональность изменена для более комфортного пения или исполнения инструментальной музыки. Например, вы решили спеть песню, но все равно не можете получить самую высокую ноту. Это означает, что тональность этой песни слишком высока для вас и вам следует ее убавить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Переносится в заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Ключевое изменение

Например, возьмем песню «В лесу родилась елка». Эта песня изначально написана в тональности ля мажор.

Мы используем первый способ: переносим ноты на определенный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать, это переместить каждую ноту в выбранный нами диапазон. Двигаться можно как вверх, так и вниз.

Мы собираемся переместить песню на большую треть вниз. Рекомендуется немедленно определить новый ключ. Сделать это довольно просто: мы знаем исходный ключ и, следовательно, знаем корень; переместите основной тон в мажорную третью и опустите к ноте F. Итак, наш новый ключ — фа мажор. И теперь, когда мы переместили все наши ноты на большую треть, наша песня начала играть и выглядеть так:

Второй способ будет удобен, если придется опускать или поднимать ключ на полшага. Но для этого нужно знать ключевые признаки разных клавиш (ну или хотя бы тот, в который нужно передать песню)

Обратите внимание, что полутон должен быть хроматическим (например, ми-ми-диез, фа-фа-диез)

Если мы воспользуемся вторым методом, ноты не меняют положение. Мы касаемся только ключевых знаков. Например, мы переместили песню с ля мажор на ля-бемоль мажор.

Но стоит заметить, что у этого метода есть несколько подводных камней. Если в песне есть случайные случайности (т.е все остальные, кроме ключевых).

При транспонировании на полшага вверх случайные острые предметы становятся двойными, бекары — острыми, плоские — бекарами, а двойные — плоскими.

Если транспонирование выполняется вниз, диезы превращаются в диезы, диезы — bekars, bekars — плоские и плоские — в двойные.

Принцип прост: поднимите или опустите отметку на полшага.

Теперь давайте посмотрим на третий способ: изменение ключей. Но нам нужно будет не только заменить ключ, но и поменять ключевые символы. Используя этот метод, мы также оставляем заметки на месте. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть нота, которая в скрипичном ключе читается как F, в басу, например, этого не будет.

Изменим скрипичный ключ на бас и альт. Таким образом, песня теперь появляется в тональности до мажор и си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, ничего особо сложного нет. Надо просто проявить логику и приложить немного усилий. Принимая решение о транспонировании мелодии, не забудьте определить исходную тональность, ссылочные отрывки и так далее. Вы обязательно должны знать все о тональности, на которую хотите перевести свою мелодию.

Как разнообразить аккордовую прогрессию

Современная музыка — это не просто 4 аккорда и все. Существует множество способов разнообразить даже самые распространенные аккордовые прогрессии. Используйте эти приемы, чтобы поднять свое музыкальное самовыражение на новый уровень.

Ходячие басовые линии

Шагающие басовые линии можно встретить повсюду — от блюза до диско. Используйте эту технику, чтобы создать более плавный переход между аккордами. В целом, не думайте только об аккордовой прогрессии, рассматривайте свою песню как целостную картину, чтобы проанализировать, как различные части взаимодействуют друг с другом.

Разминка и отжимания

Гитары уникальны тем, что вы можете использовать длительный резонанс струн, чтобы извлекать новые тона из одной струны. Используйте эту технику, чтобы оживить аккордовую прогрессию и переходы:

Дополнительные заметки

Украсьте свою прогрессию, добавив ведущие ноты и расцветки между аккордами. Это создаст длительную вариацию, которая поможет удержать слушателя, даже если вы играете одну и ту же аккордовую прогрессию на протяжении всей песни.

Аккорды нетерцовой структуры

В современной музыке нередко можно встретить аккорды, в которых звуки расположены не по терциям, а по другим интервалам – обычно по квартам или квинтам. Например, из соединения двух кварт образуется так называемый квартсептаккорд (обозначается комбинацией чисел 7 и 4) с септимой между крайними звуками.

Из сцепления двух квинт можно получить квинтнонаккорды (обозначается с помощью чисел 9 и 5), между нижним и верхним звуком будет составной интервал нона.

Классические терцовые аккорды звучат мягко, гармонично. Аккорды же нетерцовой структуры имеют пустоватое звучание, зато они очень красочны. Вероятно поэтому эти аккорды так уместны там, где требуется создание фантастически-загадочных музыкальных образов.

В качестве примера назовём Прелюдию «Затонувший собор» французского композитора Клода Дебюсси. Пустые аккорды из квинт и кварт здесь помогают создать образ движения воды и появления легендарного невидимого днём собора, лишь в ночную пору поднимающегося из водной глади озера. Эти же аккорды словно передают звон колоколов и полночный бой часов.

Ещё один пример – фортепианная пьеса другого французского композитора Мориса Равеля «Виселица» из цикла «Призраки ночи». Здесь тяжёлые квинтнонаккорды как нельзя кстати подходят для обрисовки мрачной картины.

Немного физики о нотах

Звук — колебания, которые воспринимает наше ухо. Среди звуковых частот можно выделить частоту камертона, например, ноту Ля 440 Гц. Ноты удвоенных частот имеют те же названия, но принадлежат разным октавам, например, частоты 220 Гц (440/2) и 880 Гц (440*2) тоже образуют звук Ля, но они принадлежат разным октавам.

Частоты одной октавы делятся на 12 интервалов (полутонов) по формуле f(i) = f0*2^(i/12). Известные ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си располагаются в пределах одной октавы как показано на рисунке ниже, причем, ноты Си и До а также Ми и Фа располагаются по соседству (имеют полутоновый интервал), а между всеми другими нотами интервал равен двум полутонам или целому тону.

Примечание: на гитаре расстояние между соседними ладами или между открытой струной и первым ладом соответствует полутону.

Рис. 3. Расположение нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си в октавах.

Для обозначения звуков между нотами До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, и Ля-Си, расположенных через полутоновый интервал, используются знаки # (диез) или b (бемоль) и название ближайшей ноты, причем диез означает более высокий звук, а бемоль – более низкий. Например, ноту между До и Ре можно назвать как До-диез или как Ре-бемоль и обозначить как C# или Db соответственно:

Рис. 4. Обозначение пяти нотных звуков 12-интервальной октавы, которым не хватило места в ряду До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Зная начало отсчета и порядок следования нот можно определить расположение нотных позиций на музыкальном инструменте. Например, началом отсчета для шестиструнной гитары могут служить названия её струн: Ми (самая тонкая, первая), Си (потолще, вторая), Соль, Ре, Ля и Ми (самая толстая, шестая струна) или E, H, G, D, A, E. Гриф гитары разделен на полутоновые интервалы ладами. Между открытой струной и первым ладом тоже один полутон. Построеное по вышеизложенным правилам распределение нотных позиций вдоль каждой гитарной струны показано ниже:

Рис. 5. Обозначение нотных позиций шестиструнной гитары.

Можно заметить, что порядок нот для всех струн повторяется с 12 лада в более высокой октаве. Звуки двенадцатого лада созвучны пению открытых струн.

Одноименные звуки разных октав должны быть созвучны, поскольку их частоты кратны двум. Одноименные звуки одной октавы, извлекаемые на разных струнах, должны звучать в унисон. Это правило используется при настройке инструмента. Например, вторая струна, зажатая на пятом ладу Ми (E), и открытая самая тонкая струна Ми (E) должны звучать в унисон, и когда их частоты совпадают, то извлечение звука E на пятом ладу второй струны вызывает заметное глазом резонансное колебание открытой (не зажатой) первой струны. Чем больше амплитуда резонирующей открытой струны – тем точнее строй гитары. Создавая и наблюдая резонансные колебания можно настроить струнный инструмент не по слуху, а по амплитуде колебаний.

Схемы расположения ступеней на грифе

Метод заключается в использовании паттерна — связки положения основных тонов аккордов на низких струнах в соответствии с пассажами минорной или мажорной тональности.
Например, в миноре: я наступаю на 6-ю струну, IV — на 5-ю струну на том же ладу, затем на той же струне через V лад и рядом с ней, на следующем ладу, VI.

На изображении показан шаблон A, но его можно использовать для любой другой клавиши. То есть вам просто нужно переместить паттерн вниз или вверх по клавиатуре, чтобы транспонировать.

Как это выглядит на практике:

  1. Допустим, песню Lam / Rem / Fa / Mi нужно играть на тон ниже — соль минор.
  2. Мы изобразим эту последовательность в отрывках Am (I) — Dm (IV) — F (VI) — E (V).
  3. Возьмите шаблон, рассмотренный выше, визуально «поместите» его на гриф в соответствии с новым ключом — соль минор (I — G на 3-м ладу на 6-й струне). То есть вы уже визуально знаете, где основа баса аккорда на каждой ступени.
  4. Осталось только выстроить аккорды из тоники в новой тональности: Gm (I) — Cm (IV) — Eb (VI) — D (V).

Другое расположение пассажей для минорных клавиш, но с I на 5-й струне:

Более сложные паттерны с расположением всех пассажей в минорной тональности:

Основной тон 1-го аккорда 6-й струны:

Основной аккорд 1-й степени на 5-й струне:

Чтобы использовать эти паттерны, у вас должно быть как минимум две аппликатуры каждого аккорда — с основной нотой на 6-й и 5-й струнах:

Например, несовершеннолетние:

Больше:

А также септаккорды и другие типы аккордов, в том числе с надстройками (дополнительными пассажами).

Левая рука: откуда берется звук?

При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.

Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.

Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.

Малые минорные септаккорды

Малые минорные септаккорды C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль), A (Ля), H (B*) (Си), а также от нот со знаками альтерации C#/D♭ (До-диез/Ре-бемоль), D#/E♭ (Ре-диез/Ми-бемоль), F#/G♭ (Фа-диез/Соль-бемоль), G#/A♭ (Соль-диез/Ля-бемоль), A#/B (B♭*) (Ля-диез/Си-бемоль) – это аккорды с добавлением индекса (приставки) “m7”: Cm7, Dm7, Em7, Fm7, Gm7, Am7, Hm7 и A#m7/Bm7 (B♭m7*). Малый минорный септаккорд — это септаккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Малый минорный септаккорд — септаккорд, состоящий из малой, большой и малой терций, образующийся с помощью добавления к минорному трезвучию малой терции (малой септимы от тоники (основного тона)). Т.е. интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

Cm7
Dm7
Em7
Fm7
Gm7
Am7
A#m7/Bm7
Hm7

Подробное описание схемы

Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.

Что обозначает сетка аппликатуры?

Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.

Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.

Номера пальцев левой руки

Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.

Часто номера пальцев специально прописывают, когда рисуют аккорды для начинающих . Неопытный музыкант может неправильно поставить пальцы и заучить неудобную и даже вредную для суставов аппликатуру. Кроме того, одна и та же гармония может зажиматься разными способами, которые и обозначаются такими цифрами.

В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.

Обозначение верхнего порожка на сетке

Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.

Буква обозначающая аккорд

Сверху подписывают общепринятое обозначение данного аккорда. Это буквы С, D, E, F, G, A, B (от «До» до «Си»). Это мажорные аккорды. К минорным подписывают «m» и так далее, в зависимости от самой гармонии. Часто встречающиеся гармонии обычно пишут как раз буквами, чтобы каждый раз не прописывать аппликатуры аккордов .

Точки на сетке

Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.

Точки за сеткой аппликатуры

«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.

Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.

Буквы на точках

Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.

Что означает символ «X»

Он означает названия струн , которые не следует играть. Чаще всего это басовые ноты, которые не входят в состав аккорда. Но нередко бывают и «крестики» среди играющихся нот. Их необходимо глушить, изгибая сустав пальцев левой руки или используя ребро (подушечки пальцев) правой ладони

Обратите внимание, что «кресты» могут чередоваться с круглыми точками (которые играются)

Обозначение баррэ

Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.

Номера ладов

Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.

Все вариации аккорда C

Ниже приведены все вариации аккорда С (мажорные, минорные, септаккорды, секстаккорды, уменьшенные, увеличенные и т.д.).

Часть аккордов представлена в позиции для игры с открытыми струнами на первых ладах. Другая часть – в позициях для игры с баррэ на более высоких ладах.

Такое разделение объясняется удобством постановки пальцев для игры этих созвучий.

В дальнейшем в процессе обучения вы научитесь зажимать эти аккорды в любой позиции.

C

Cm

C+

C#m

C#+

Cmaj7

Cmaj7

Csus4

C#sus4

C6

Cm6

C#6

C#m6

C7

Cm7

C#7

C#m7

Cdim7

C#dim7

C7sus4

C#7sus4

C7/6

C#7/6

C9

Cm9

C#9

C#m9

Не стоит пугаться такого количества вариаций аккордов C. Практика показывает, что обычному любителю гитары хватает умения взять всего 4 главных разновидности аккордов:

  • Мажорный;
  • Минорый;
  • Доминантсептаккорд;
  • Малый минорный септаккорд.

Их вполне хватит для исполнения 99,99% популярных песен.

Обращение аккордов

Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.

Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.

Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.

Список упражнений даст возможность потренироваться:

  1. Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
  2. Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
  3. Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.

Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.

Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.

Аккорды от C[править]

C (до)
Аппликатура Описание Пример постановки Аудиозапись
C — мажорное трезвучие от ноты до Ноты: до, ми, соль На первом ладу
Cm — минорное трезвучие от ноты до Ноты: до, ми-бемоль, соль На третьем ладу
C7 — малый мажорный септаккорд от ноты до Ноты: до, ми, соль, си-бемоль На первом ладу
Cm7 — малый минорный септаккорд от ноты до Ноты: до, ми-бемоль, соль, си-бемоль На первом ладу
Cmaj7 — большой мажорный септаккорд от ноты до Ноты: до, ми, соль, си На втором ладу
C# — мажорное трезвучие от ноты до-диез (ре-бемоль) Ноты: до-диез, ми-диез, соль-диез На четвёртом ладу
C#m — минорное трезвучие от ноты до-диез (ре-бемоль) Ноты: до-диез, ми, соль-диез На четвёртом ладу
C#7 — малый мажорный септаккорд от ноты до-диез (ре-бемоль) Ноты: до-диез, ми-диез, соль-диез, си На четвёртом ладу
C#m7 — малый минорный септаккорд от ноты до-диез (ре-бемоль) Ноты: до-диез, ми, соль-диез, си На четвёртом ладу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: