Почему в клипах еле открывают рот?
Ученики часто спрашивают, почему мы учимся петь с маской, хотя в клипах многие исполнители поют с едва открытым ртом. Ответ простой: в клипах певцы не поют, а просто шевелят губами под музыку. Чтобы увидеть настоящую работу артикуляционного аппарата, следует посмотреть исполнение песни в живом варианте.
Исполнение группы «ВИА Гра»
Для примера возьмем песню группы «ВИА Гра» «Не оставляй меня, любимый». В клипе девушки поют, едва открывая рот, а иногда даже останавливаются на полуслове. Другое дело – концерт, где они поют вживую. Видно, что все исполнительницы поют с улыбкой, широко открывают рот и показывают верхние зубы.
Улыбка (или вокальная маска) позволяет доставать высокие ноты и направлять звук в резонатор, так что владение ею для певца просто неоценимо.
Исполнение Sia
Всегда ли нужно широко открывать рот при пении? Нет! Например, давайте посмотрим видео, где Sia поет вживую. Во время исполнения куплета рот почти не открывается. Только на припеве она использует широкую маску. Отметим, правда, что это исключительный случай.
Дело в том, что некоторые певцы, в частности, Sia, используют манеру закрытого пения: гласные звуки звучат закрыто и направлены в твердое нёбо – с характерным носовым оттенком. При таком исполнении нужно мастерски владеть резонатором и уметь правильно направлять звук. Скажем сразу: если вы свободно владеете резонаторами и умеете направлять звук куда надо – слишком широкая маска не нужна!
Подробнее про исполнение Sia читайте в статье «Текст песни Sia — Chandelier и полный разбор» >>>
Исполнение Billie Ellish
С клипом Billie Ellish вообще отдельная история: подача звука на абсолютном выдохе. Песня звучит расслабленно и вяло, рот неподвижен, будто онемел. Такое исполнение вместе с русалочьим образом Billie гипнотизирует слушателя. Но не стоит забывать: в нужных местах она артикулирует все четко, все слова разборчивы. Кроме того, в клипе видно мастерское владение направлением звука и резонаторами. Звук все-таки идет куда надо, а сочетание пения и частых придыханий создает абсолютно полноценную и красочную картину. Видно, что певец потратил немало времени на упражнения для дикции речи и голоса.
Физиологический зажим
Как не трудно догадаться, такие зажимы связаны с нашим телом, и не только с голосовым аппаратом. Вот какие могут быть физиологические зажимы, мешающие Вам комфортно петь:
- Неправильная осанка. Осанка играет важную роль в звукообразовании, так как, сгорбившись, Вы тем самым создаёте проблемы для своего дыхательного аппарата, потоку воздуха уже тяжелее пройти по дыхательным путям и сил для образования звука голосовыми складками требуется больше, отсюда и зажим. Поэтому держим осанку.
- Усталость. Да, не все могут позволить себе заниматься вокалом будучи очень заряженным энергией и без капли усталости на лице. Многие могут заниматься вокалом только после работы. Также не все могут спать необходимое количество часов для восстановления сил. Постоянные недосыпы и усталость сильно мешают занятиям вокалу, от этого падает продуктивность занятий, да и в таком состоянии Вам самим вряд ли хочется петь. Мой совет будет простым, планируйте своё время занятий так, чтобы Вы точно знали, что не будете уставшими. Если это не помогает и Вы постоянно себя чувствуете уставшими, то это повод задуматься над изменением образа жизни.
- Напряжение шеи, плеч и неправильная вокальная позиция. Вся область выше солнечного сплетения должна быть расслаблена насколько это возможно. Это не значит, что вокал — это когда всё легко и без напряжения. Если Вы поёте и у Вас появляются вены на шее, то это не значит, что Вы поёте неправильно, посмотрите на вокалистов во время выступления, у многих выступают вены во время концерта, это нормально. Дело в другом — в Ваших ощущениях. Если Вы звучите легко и стабильно, то скорее всего у Вас всё нормально. Также следует отметить, что Вы не обязаны звучать легко, может Вам просто хочется экспрессии в своём выступлении. Я не хочу Вас запутать, поймите одно, что пение — это не только Вы, но и слушатели. Пусть люди Вас услышат и попросите обратную связь. Если Вы сильно напрягаетесь, то люди это услышат. Также Вы просто физически не сможете петь долго из-за вокального зажима, голос будет садиться быстро. Подражание голосу, который тембрально совсем не похож на Ваш тоже приводит к зажиму. И не стоит забывать про индивидуальные особенности людей. У кого-то просто из-за особенностей организма голос не может звучать легко и полётно.
Что входит в самоподготовку артистов вокалистов
Самостоятельно учиться вокалу с нуля, а именно петь, — занятие травмоопасное. Уроки вокала — не только разбор песни, в курс обучения входит и дыхательная гимнастика, и упражнения для артикуляции, скороговорки для развития дикции вокалистов, несложные распевки для вокалистов. Рекомендуют упражняться в певческом дыхании и артикуляции по двадцать-тридцать минут в день, чтобы натренировать мышечную память для правильной подачи воздуха и подготовки базы для формирования правильного звукообразования.
Начинающему вокалисту тренироваться самостоятельно (помимо занятий с педагогом) необходимо, иначе за время между занятиями организм забудет незакрепившиеся навыки. Так скорее придет певческий рост, и вы услышите результаты уроков по вокалу.
Список литературы для подготовки к экзамену
-
Агин М. С. Недостатки голоса и пути их преодоления
// Перспективы развития вокального образования: Сб. тр. М., 1986.
-
Багадуров В. «Вокальное воспитание детей»
М., 1980.
-
Богадуров В. Очерки по истории вокальной методологии.
Вып. 1-3. М., 1929-1937.
-
Варламов А.Е. Полная школа пения.
Санкт – Петербург, издательство
«Планета музыки», 2008г.
-
Вербов А.М. Техника постановки голоса.
М., 1963.
-
Гарсиа М. Школа пения.
М., 1957.
-
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение.
Ростов-на-Дону-Феникс, 2007г.
-
Дальская В. А. Резонансная теория пения и педагогическая практика
// Вопросы вокального образования. Методические рекомендации Совета по вокальному искусству при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений). — М., 2005.
-
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.-
Москва. Музыка.2012
-
Дюпре Ж. Искусство пения.
М., “Музгиз”, 1955.
-
Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы.
М., 1962
-
Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса.
М., Музгиз, 1929
-
Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата.
М.; Л., 1958.
-
Иванников В.Ф. Методика поточного пения.
Москва, 2005 год
-
Каплун Я.М. Пособие по постановке голоса вокалистов.
М., 1998.
-
Коробка В.И. Вокал в популярной музыке.
Методическое пособие для руководителей самодеятельных / эстрадно-музыкальных коллективов. М.,1989
-
Ламперти Ф. Искусство пения.
М., 1923.
-
Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии.
— Л., 1939.
-
Левидов И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата.
М., 1938.
-
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.-
Ленинград. Музыка 1977
-
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. —М.: МГК, ИП
РАН, Центр «Искусство и Наука», 2002.
-
Морозов В. П. Научные основы вокального искусства: резонансная теория пения
// Вопросы вокального образования. — М.: Изд-во Минкультуры РФ, 1995.
-
Морозов В. П. Резонансная теория пения. Комментарии для вокалистов
// Материалы Всероссийской научно-практической конференции Музыкальное образование в контексте культуры. — М.: Изд-во Рос. Акад. Музыки им. Гнесиных, 1996.
-
Назаренко И.К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения.
Хрестоматия. 2-е издание переработанное и дополненное. М.,1963.
-
Плужников К. Механика пения.
Санкт-Петербург, 2006г.
-
Подкопаев М. И. О методологических основах содержания и проектирования курса вокальной методики
(на основе резонансной теории пения) // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации Совета по вокальному искусству при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений). — М.- СПб., 2006.
-
Пряников Г. Советы обучающимся пению.
— М.: Музыка, 1958
-
Риггз Сет Пойте Как Звезды.
Издательство «Питер», 2000
-
Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала»
Учебное пособие. Издательство: Лань Год издания: 2007
-
Сонки С. Теория постановки голоса.
Л., 1925.
-
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992
-
Фант Г. Акустическая теория голосообразования.
М., 1964.
-
Чишко О. Певческий голос и его свойства.
М., 1966
-
Москва.ФИС,2000
-
Юдин С.П. Формирование голоса певца.
“Музгиз”, М.,1962.
-
Юссон Р. Певческий голос.
М., 1974
-
Cathrine Sadolin Complete Vocal Technique
2012 Cathrine Sadolin CVI Publications· Kultorvet • Hausergade 3, 5th floor· DK-1128 Copenhagen
////////////////////////////
Распевка перед уроком
Уроки вокала для начинающих обязательно должны начинаться с распевок. Попробуйте спеть сначала упражнения с вибрацией губ или языка (на звук»рррррр…») или с мычания, чтобы почувствовать область маски. Не используйте сразу весь диапазон голоса. Постепенно добирайтесь до более сложных и длинных упражнений. Помните, для чего предназначено каждое из них, и выполняйте стоящую перед вами задачу. Для распевки вполне достаточно 15-20 минут (у всех по-разному, если вы хорошо подготовлены, то можете укоротить распевку до 5 минут, и больше времени уделить произведениям).
Немного переведите дух. Прислушайтесь к себе, возможно, вы выпьете глоток воды (минеральной без газа) или съедите дольку яблока, попробуйте, это часто оказывается полезным.
Как начать самый первый урок пения?
Самый первый этап при подготовке программы занятий по вокалу — это знакомство с вашими учениками. Постарайтесь хорошо узнать каждого из ваших подопечных!
Первый урок очень важен сам по себе. Именно во время первого урока устанавливаются отношения учитель-ученик. Эта встреча определит все дальнейшие.
Чтобы разработать действительно эффективную программу занятий по вокалу, вам нужно будет обратить внимание на несколько деталей. На первом уроке присмотритесь к ученику и выясните следующие моменты:
- Его уровень сольфеджио, чтобы понимать, сможет ли он сам справиться с партитурой,
- Его общий уровень вокала и имеющиеся знания в этой области,
- Его ожидания от этих занятий,
- Имеющиеся знания в музыке,
- Предпочитаемые стили и направления в музыке,
- Занимался ли он уже музыкой и какие впечатления от этих занятий у него остались.
Во время этого урока вы и сами наверняка заметите, насколько хорошо поёт ваш ученик и над чем ему надо будет поработать. Сначала попросите его распеться, а дальше — пусть исполнит песню на свой выбор. Слушайте внимательно, это упражнение позволит вам выяснить:
- Диапазон его голоса и тембр,
- Чистоту пения,
- Владение вокальными техниками,
- Умение держать правильное положение тела и правильно дышать.
Первый урок позволит вам выяснить, есть ли у вашего ученика какие-либо плохие привычки, от которых неплохо было бы избавиться. Вы сможете дать ему первые советы и наметить цель, к которой будете стремиться. Далее вы можете высказать собственные предположения касательно задач ваших занятий и презентовать методы вашей работы.
Таким образом, у вас получится сделать полноценный аудит проделанной и предстоящий работы, вы определите цели учащегося и установите приоритеты, отталкиваясь, в том числе, и от его музыкальных вкусов.
Распевки для вокалистов
В отличие от новичков, которым приходится достаточно долго «разминаться» перед занятиями, профессиональные вокалисты тратят на распевку не так много времени, поскольку они лучше «чувствуют» связки, знают, что нуждается во внимании и умеют быстро перестраиваться с речи на пение. При этом совсем без распевок нельзя ни в коем случае: для голосовых связок это опасно.
Комплекс упражнений на распевку для вокалистов:
- Подышите 1-2 минуты, выпрямившись и сначала плавно, а потом с силой прогоняя воздух диафрагмой.
- Сожмите губы, сосредоточьтесь, протяните звук «м-м-м-м» своим обычным голосом, постепенно раскачивая его высоту — сначала приподнимая, потом опуская. Достаточно 2-3 минут «мычания» в комфортном звуковом диапазоне.
- Прижмите язык к нёбу и пару минут порычите, при этом делать это нужно мелодично, как бы в фоне рыка пропевая несложную музыкальную фразу в своем диапазоне.
- Пройдитесь в течение 3-4 минут по классической звуковой распевке:
o На одной ноте протягивайте «Ми-Мэ-Ма-Мо-Му», с каждым проходом поднимаясь на шаг вверх.
o Два раза вкруговую плавно — Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма.
o С достаточной резкостью — Мо-Ме-Ми-Му-Ма.
У многих вокалистов также из опыта формируются собственные схемы распевок, в том числе для эстрадного вокала, подстроенные под особенности голоса и манеру исполнения.
Обычно «разминка» речевого аппарата и прогрев голосовых связок по мере накопления опыта уменьшается, но все равно редко занимает меньше 10-15 минут.
Советы начинающим
Петь может и мужчина, и девушка, и ребёнок, в общем, любой человек, причём не важно, есть ли у него голосовые данные или нет, ведь красивое пение – навык, который может освоить кто угодно. Заниматься можно самостоятельно или посещать уроки вокала с нуля с преподавателем
Какой бы путь вы не выбрали, рекомендуем прислушаться к следующим советам:
- нельзя перенапрягать связки, так как они долго восстанавливаются;
- упражнения необходимо делать с небольшими перерывами;
- осваивать новые упражнения и приемы стоит постепенно;
- скороговорки помогут улучшить речь и четкость произношения слов;
- стоит начать с 5 минут тренировок в день, постепенно увеличивая время занятий;
- стоит отказаться от принятия спиртных напитков и холодных продуктов, так как они негативно отражаются на голосовых связках.
Чек-лист по вокалу для новичков
Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:
- Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
- Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
- Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
- Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
- Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
- Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?
Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.
Как сделать голос сильным и красивым, сохранив его здоровье и выносливость
В ходе своей многолетней практики, я пришла к выводу, что вокальная техника основывается на трёх науках: акустике, физиологии и психологии. Причём важнейшей здесь является психология, поскольку анатомия (в плане строения голосообразующего аппарата) у всех одинакова, а акустика зависит от выбранного для занятий (или выступлений) помещения. А вот психология, правильный настрой, перестройка своего сознания (и даже подсознания), умение прислушиваться к себе и контролировать субъективные ощущения – всё это вещи тонкие и чисто индивидуальные. Как и в любом другом деле, которому мы хотим научиться, в основе вокала лежит психологическая готовность, включающая в себя активную работу мозга, а также вера в себя и в положительный результат своих трудов. Вокал – это прежде всего голова. Мы поём головой. Во всех смыслах. И потому, что именно в ней сосредоточено наибольшее количество резонаторов (но об этом чуть позже), и потому, что все задачи, которые мы ставим себе и постепенно решаем– надо держать в голове и осмысливать. Здесь важны и способность мыслить образами, и развитое воображение и даже (не удивляйтесь) – интеллект. Всё остальное, как говорится – дело техники. В данном случае – вокальной. А точнее – той, которая называется
Всё гениальное просто
«У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом…»
Дж. Барра
Конечно, в кратком обзоре невозможно охватить все методы вокальной техники, все её составляющие части – опора на дыхание, купол (певческая позиция , вокальный зевок) , близкий звук, вокальная маска, певческая форманта, интонирование в пении и др. Об этом и многом другом вы можете задать вопросы в гостевой на моём сайте , я с удовольствием на них отвечу. Так, вкратце, невозможно объять необъятное. Вокал – это целая наука, требующая серьёзного и глубокого прочтения. Изучать её можно всю жизнь. Например, уникальная книга профессора Московской консерватории им. Чайковского В.П. Морозова «Искусство резонансного пения», впервые объединившая в себе теоретические и научные знания о РТП, стала результатом 45-ти летнего (!) исследования опыта крупнейших мастеров вокального искусства, с применением методов акустики, физиологии, психологии и компьютерных технологий. Исследования творческого и научного, которое вели под руководством профессора Морозова лаборатория по изучению певческого голоса, лаборатория биоакустики Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова, лаборатория невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, отдел научно-экспериментальных исследований музыкального искусства вычислительного Центра Московской консерватории.
Цель же данной статьи — скромная, можно сказать просветительская, и направлена на то, чтобы заинтересовать, привлечь внимание к поистине фантастическим возможностям Резонансной Техники Пения, помочь начинающим вокалистам, желающим научиться петь, определиться в море информации (порой ложной) о постановке голоса и выбрать верную методику
Неважно академический ли это будет вокал, эстрадный, джазовый…. Это попытка популяризировать опыт прекрасного пения bel canto — Резонансную Технику Пения (РТП), поскольку настоящий высокопрофессиональный певческий голос основан на искусстве владения резонансом
Это желание донести до молодых исполнителей, что «горловое» пение – дорога в фониатрический кабинет, а не на сцену. Недаром великие певцы использовали термин «петь на проценты от голоса», а не самим голосом, не затрачивая, так называемый «основной капитал», сохраняя связкам здоровье и долголетие.Сейчас можно встретить массу предложений на тему «Как научиться быстро и красиво петь», «Как развить голос в короткий срок» и даже «Наращиваем голос быстро!»
Это попытка популяризировать опыт прекрасного пения bel canto — Резонансную Технику Пения (РТП), поскольку настоящий высокопрофессиональный певческий голос основан на искусстве владения резонансом. Это желание донести до молодых исполнителей, что «горловое» пение – дорога в фониатрический кабинет, а не на сцену. Недаром великие певцы использовали термин «петь на проценты от голоса», а не самим голосом, не затрачивая, так называемый «основной капитал», сохраняя связкам здоровье и долголетие.Сейчас можно встретить массу предложений на тему «Как научиться быстро и красиво петь», «Как развить голос в короткий срок» и даже «Наращиваем голос быстро!»
Но, как известно, всё новое – хорошо забытое старое и невозможно отрицать то, что наиболее эффективная техника «быстрого наращивания голоса» – это итальянская школа belcanto, основные, естественные методы которой, основанные на резонансной природе певческого голоса, давно используются в профессиональном вокале и получили подтверждение в многовековой практике.