Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать

Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

Введение: развитие инструмента, гитара и составные части

День №1 Истории развития акустической Гитары

День №1 Композиторы

День №1 Звук, Физические свойства звуков, Сила звука, Тембр, Слух

День №1 Строение электрических гитар. Строение электрогитар.

День №2 Строение акустических гитар

День №2 Виды гитар. Семиструнная, Вестерн, Испанская

День №3 Гитара не строит, мензура, струны, порожки. Проблема с гитарой

День №3 Выбираем гитару. Примеры и описание основных типов гитар

День №3 Покупка инструмента. Советы по покупке гитары. Критерии выбора гитары

День №4 Струны, Свойства струн, их натяжение

День №4 Медиатор, Плектр, О медиаторе, О плектре

День №4 Положение тела во время игры, посадка, игра стоя

Другие аккорды

Аккорд E7

Аккорд A7

Аккорд G7

 Аккорд Cadd9

Аккорд Em7

Аккорд Dm7

Аккорд Bm7 (Hm7)

Аккорд D7

Аккорд C7

Аккорд Bb

Аккорд Eb

Таким образом, по своей сути, основных аккордов (не баррэ) всего 9 штук. Их будет достаточно для того, чтобы сыграть 90% песен по аккордам. Если Вы новичок, то Вам обязательно стоит изучить эти аккорды для начинающих, которые я привел выше.

Аккордов — несметное количество (больше 1000), но это не значит, что Вам нужно учить все — или учить много. Есть несколько основных аккордов, которых достаточно для игры практически любой песни по аккордам. Итак, для того, чтобы научиться играть на гитаре, вам нужно начать обучение с аккордов, которые я указал выше.

Теперь разберемся с высотой звука

Теория

По высоте звуки расположены лесенкой. Величина ступеньки – полтона.
На гитаре это как раз один лад. От Ля первой октавы до Ля второй октавы – октава, 7 нот, 12 полутонов. На этом отрезке лесенки частота звука удваивается. Ля первой октавы 440 Гц, значит, Ля второй октавы это 880 Гц.

Дальше все просто. Есть нотный стан. На нем 5 линий. Ноты пишутся под, на или над линиями. Когда не хватает линий, рисуют добавочные. Если надо повысить ноту на полтона, рисуют диез, понизить – бемоль. Если надо отменить, пишут бекар. Вот До, вот Ля, вот Фа-диез, вот Си-бемоль.

А вот так выглядит весь нотный диапазон гитары.

Практика
Единственное, что надо крепко запомнить, так это следующее:

· между нотами Ми и Фа и между нотами Си и До – полутон (одна ступенька). Между остальными соседними – тон (2 ступеньки).
· В гитаре истинный звук на октаву ниже, чем написано. Просто для удобства записи. Пишется До первой октавы, а реально звучит До малой октавы.

Все остальное учится в процессе. Поглядывайте на ноты, привыкайте.
В упражнениях все ноты снабжены названиями и разъяснениями, и Вы постепенно привыкнете.

Отлично все изложено у Носова в его самоучителе. Подробно и четко. Рекомендую.

Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы

Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.

Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.

Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».

Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:

  • Указательный – №1
  • Средний – №2
  • Безымянный – №3
  • Мизинец – №4
  • Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет

Гаммы и аккорды

       Музыку сочиняют талантливые люди. Знают они ноты, или нет, никого не касается. Здесь же идет речь не о творчестве, а о записи. Прочитав эту страничку, Вы не научитесь писать музыку или придумывать аккомпанемент. Но Вы по крайней мере будете понимать, как строятся аккорды, из чего они состоят и как записываются. За более глубокими знаниями надо идти на более серьезные сайты.

C

C#

Dь

D

D#

Eь

E

F

F#

Gь

G

G#

A

B

H

C

C#

Dь

D

D#

Eь

E

F

F#

Gь

G

G#

A

B

H

До

До#

Реь

Ре

Ре#

Миь

Ми

Фа

Фа#

Сольь

Соль

Соль#

Ляь

Ля

Ля#

Сиь

Си

До

До#

Реь

Ре

Ре#

Миь

Ми

Фа

Фа#

Сольь

Соль

Соль#

Ляь

Ля

Ля#

Сиь

Си

Вы видите таблицу. На самом деле это не просто таблица, это кусок лестницы. Хроматической лестницы. Вы как бы смотрите на нее сверху. Каждая ступенька – нота. Каждая следующая нота выше предыдущей на полтона. Или ниже следующей на полтона. Поэтому некоторые ноты имеют по два названия.

Пример. Первая ступенька – до, третья – ре. Вторая – выше на полтона, чем до, т.е. до-диез, и ниже на полтона, чем ре, т.е. ре-бемоль.

До-диез и ре-бемоль – одна и та же нота.

У нот несколько названий. Можно сказать До, а можно C.  Можно сказать Си, а можно – Н. Американцы вместо H могут написать В. Это их дело.

Вы, наверное, замечали, что музыка каждого народа имеет свои отличия. Как бы на свой лад. Венгры поют не так, как грузины, арабы – не так, как корейцы. У каждого народа свой набор излюбленных, привычных для слуха нот. Этот набор так и называется – лад народной музыки. Если в каждом ладу его ноты поставить по порядку, будет гамма этого лада.

Некоторые лады из народных стали международными, например, мажор или минор. Причем и мажоров, и миноров несколько. Когда–то каждый лад принадлежал какому-то народу, потом пути их разошлись, сошлись, немножко изменились и стали общими.

Итак, гамм, то-есть упорядоченных наборов нот данного лада, довольно много. Гамму каждого лада можно представить как гребенку с частично выломанными зубьями. Иногда оставшихся зубьев семь, иногда пять. И расположены они по-разному.

Иногда в гамме ноты идут вверх по одной гребенке, а вниз – по другой.

Вот гребенка одного из мажорных ладов. Гамма натурального мажора. В отличие от нашей таблицы здесь ступени разные. Причем нумерованные. Первая ступень – тоника. К какой ноте на лестнице эту гребенку единичкой приложишь, так и будет называться и тоника, да и вся гамма. Еще раз прошу заметить, что расстояния между ступенями гаммы разные.  И еще раз напоминаю, что никто эту гребенку не изобретал, она сама такой стала. И то не сразу.

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1 2 3 4 5 6 7

Приложим эту гребенку к нашей лестнице, например, к ноте до. Получим гамму до мажор. Доремифасоль, как говорится. Лестница та же, что и наверху, только в ней меньше ненужной сейчас информации. Итак, прикладываем гребенку мажора:

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Теперь приложим приложим к ноте фа-диез. Получим гамму фа-диез мажор

Гамма мажорного лада

Мажорная
гамма

1 2 3 4 5 6 7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Обратите внимание: седьмая ступень гребенки попала на ноту фа. Но в данном случае это не фа, а ми-диез

Звучит, впрочем, одинаково. Даю еще несколько гамм для разных ладов. Просто для ознакомления.

Гамма фригийского лада

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Вот гребенка гаммы фригийского лада.

Гамма миксолидийского лада

1

2

3

4

5

6

7

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

До

 

До#

Ре

Ре#

Ми

Фа

Фа#

Соль

Соль#

Ля

 

Ля#

Си

Вот гребенка гаммы миксолидийского лада

Ну, и так далее. Следует помнить, что специальной гребенки для музыкальной рекламы памперсов пока нет. Хотя люди, которым другой музыки не требуется, уже есть.

Сейчас владеть разными ладами престижно. Некоторые успешные рок-музыканты похваляются, что знают все. И все употребляют.

В гамме не все звуки равны. Первый, нижний, – главный. Какой первый звук, такая и гамма. Между остальными звуками тоже есть иерархия. Одни звуки как бы тянутся к другим.

Про гаммы пока все. Играть их надо, но это – для особо продвинутых. Для тех, кто хочет уметь играть на гитаре.

Урок-модуль “Полутон, диез, бемоль”

  • Полутон – самое маленькое расстояние между клавишами, нотами, звуками.
  • Диез # – повышение звука на полутон.
  • Бемоль b – понижение звука на полутон.

Вверх (направо) диезы, вниз (налево) бемоли

Показываем на своих бумажных клавиатурах с помощью двух указок. Одну фиксируем на заданной ноте, вторую двигаем по заданию влево или вправо, считая полутоны и тоны, диезы и бемоли. Осознаём, что одна и та же чёрная клавиша может называться по-разному. Практика показывает, что ребёнку сначала легче понять полутон и затем сложить тон. Считать большое расстояние также легче по полутонам, чтобы потом проще перейти к изучению подсчёта интервалов и аккордов.

Как выбрать правильный инструмент для обучения

Одним из самых важных моментов в обучении игре на гитаре без преувеличения можно назвать выбор правильного инструмента. Казалось бы, в интернете можно найти массу информации о выборе инструмента, зачем затрагивать эту тему в статье о том, как научиться играть на гитаре.

Дело в том, что я видел массу руководств по выбору гитары

В одних рассуждают о влиянии породы древесины на звук, в других намекают на сложности ухода за гитарами из массива и говорят, что на вашей первой гитаре обязательно должны быть нейлоновые струны, в третьих уделяют какое-то нездоровое внимание корпусу гитары

Всё это очень важно, но у меня другое мнение на этот счёт. Прислушиваться или нет — решать вам

Прислушиваться или нет — решать вам.

Я убеждён, что гитара, на которой вы будете постигать азы должна обладать лишь двумя качествами:

  • нравиться вам визуально;
  • быть «играбельной».

Почему именно эти два параметра я считаю самыми важными? Да очень просто. Чем больше времени вы проведёте за игрой на гитаре — тем быстрее научитесь играть.

Гитара обязательно должна вам нравиться. Она должна настолько вам нравиться, чтобы вы не могли просто так пройти мимо, не взяв её в руки хотя бы на пару минут. Сам инструмент должен вас мотивировать

Причём, совершенно не важно, почему именно вам нравится эта гитара. Может быть дело в каком-то необычном цвете, может быть ваш любимый гитарист в каком-нибудь клипе играл на чём-то подобном, может быть вы любой ценой хотите играть исключительно на гитаре Fender — совершенно не важно

Главное, чтобы вы не хотели выпускать из рук этот инструмент.

Что касается играбельности, то тут всё немного сложнее, по причине отсутствия у вас опыта. С этим поможет преподаватель или друг, который уже научился играть на гитаре. Как минимум — гриф должен удобно лежать в руке, поэтому как следует пощупайте инструмент перед покупкой. Все гитары должны строить, лады не должны царапать вам руки, высота струн должна быть оптимальной, анкер должен быть отстроен так, чтобы струны в любом месте на грифе звучали правильно без посторонних призвуков и дребезга, верхний порожек должен быть правильно отстроен по высоте и так далее

Всё это важно не только для начинающих гитаристов, но если опытный гитарист поймёт в чём дело и быстро исправит ситуацию, то новичок скорее всего просто забросит занятия из-за сопутствующего дискомфорта, хотя причина всех неудобство может быть в том, что инструмент просто не отстроен. Хорошо, если вы покупаете гитару в магазине музыкальных инструментов, где есть свой штатный мастер

Он произведёт грамотную настройку инструмента и быстро доведёт его до ума, а вам останется лишь получать бесконечное удовольствие от занятий. 

Теперь о струнах. От струн очень сильно зависит звучание инструмента. Я уже упоминал, что во многих руководствах по выбору гитары для новичков советуют покупать исключительно инструменты в нейлоновыми струнами. Мотивируют это тем, что на гитаре с нейлоновыми струнами легче учиться играть и не так сильно болят пальцы. Что если начинающий гитарист, который выбирает себе инструмент, решил научиться играть на гитаре лишь с одной целью — переиграть все хиты Nirvana? В этом случае идея о том, чтобы приобрести в качестве первого инструмента классическую гитару уже кажется не целесообразной, правда? Ну поболят пальцы немного дольше, ну тяжелее будет первое время прижимать аккорды, ну и что? Зато вы сразу научитесь играть на том инструменте, который будет звучать максимально уместно в том стиле музыки, в котором вы собираетесь играть.

Кроме того, вы можете точно так же ориентироваться на любимых музыкантов в этом плане. Если вы фанатеете от Al Di Meola, Paco de Lucía или вовсе хотите пойти в музыкальную школу, чтобы научиться играть на гитаре исключительно композиции Сергея Рахманинова или любую другую классическую музыку — тогда вам больше подойдёт нейлон. Если вам нравится что-то близкое к рок-музыке, блюзу или фингерстайлу и вы фанат того, что делают Tommy Emmanuel, Andy McKee, Antoine Dufour или Don Ross, то скорее всего стоит остановиться на акустических гитарах с металлическими струнами.

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре

Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете)

Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно)

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Еще пример: построим септиму от МИ вниз

Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Обращение интервалов

Если нужно сделать обращение интервалов, то достаточно передвинуть одну из нот в другую октаву. Причем сделать так чтобы верхняя нота стала нижней, а нижняя верхней.

Обращение интервалов

В результате получается другой интервал, который в сумме с исходным составляет октаву.

Обращением является вычитание из октавы первоначального расстояния. Оба этих интервала являются взаимообратимыми.

Если мы вычтем название исходного интервала из девяти, то получим название обращенного. Например, между До и Ля расстояние в сексту (6 ступеней).

Для того чтобы узнать, какой интервал мы получим при обращении сексты, вычтем шесть из девяти. В итоге, получим три ступени или терцию между Ля и До.

Между До и Си интервал в септиму. 9 — 7 = 2. Поэтому между Си и До интервал в секунду.

Это правило работает во всем диапазоне.

Качество интервалов при обращении сменяется на противоположное. Исключение лишь составляют чистые. Последние всегда обращаются в чистые.

Большой интервал обращается в малый. А малый всегда обращается в большой. Например, обращение большой сексты в малую терцию.

И возьмем, к примеру, расстояние в малую терцию между Ми и Соль. Давайте я перенесу основание интервала Ми на октаву выше. В итоге, это будет большая секста.

Увеличенный интервал обращается в уменьшенный, а уменьшенный в увеличенный.

Итак, интервалы определяются охватом ступеней. То есть внутри малой секунды всегда две ступени, но при этом один полутон. А внутри большой секунды тоже две ступени, но уже два полутона.

Малая терция охватывает три ступени, но при этом три полутона. Четыре полутона дают большую терцию. Пять полутонов дают чистую кварту и так далее.

Ступеневой охват дает прима, секунда, терции и так далее. А тоновый охват определяет, будет ли интервал малым или большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Пара взаимообратимых интервалов в ступеневых величинах выглядят так. Секунда и септима. Терция и секста. Кварта и квинта.

Равенством интервалов по их тоновой величине при различных названиях, называется энгармонизмом интервалов.

Энгармонизм интервалов в музыке

Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Также интервалы делятся на консонансы (мягкие на слух) и диссонансы (резкие).

Предисловие[править]

Добро пожаловать на наши уроки игры на гитаре.

Данная «школа» поможет вам научиться исполнять произведения известных групп, от самых простых до довольно сложных.
Но я еще раз хочу предупредить, что основной раздел не будет затрагивать изучения классических пьес и нотной грамоты.

Нередко спрашивают: «Сколько нужно в день заниматься с гитарой, чтобы получился результат?» Тут я хочу чтобы, вы подготовились к тому, что гитаре придётся уделять минимум 2 часа в день. Если не удаётся в какой-то определенный день, то все равно исполните пару упражнений, чтобы ваши пальцы не забывали, и кожа на левой руке не размягчалась.

Хочу сразу рассказать о таком аспекте, о котором часто умалчивают разные самоучители. На кончиках пальцев вашей левой руки, вскоре появятся мoзоли, будет слазить кожа, они огрубеют. Но поначалу этими кончиками вам будет очень нелегко прижимать правильно струны на грифе, струны довольно жесткие и больно поначалу режут пальцы. Именно эти мозоли помогут вам безболезненно прижимать струны. Так же возможно что у вас будут болеть отдельные мышцы кисти, из-за некоторых непривычных положений и ещё не очень хорошей растяжки.

Но если вы будете стараться, то уже через пару недель будет результат!

Если у вас еще нет гитары, то посетите наше второе приложение которое поможет вам правильно выбрать инструмент.

Начнем….

Основная часть: Ноты, длительности

День №10 Ноты и табулатуры. Что такое табы? Для чего нужны табулатуры ?

День №11 Полутон и тон

День №12 Звукоряд, Звуковой ряд, ряд Нот, Скрипичный и басовый ключи

День №13 Нотация гитары, расположение нот на грифе гитары, картинки грифа с нотами

День №14 Нотное письмо, Основы нотной теории, Нотный стан, Паузы, Ноты

День №15 Длительность нот, Разновидности длительности нот

День №16 Паузы

День №17 Закрепление — Размер 4/4, Лига, Точки, Паузы

День №18 Примеры отрывков с нотами и паузами

День №19 Удлиненные ноты. Легато, Ноты с точкой, восьмые, шестнадцатые

День №20 Триоли

День №20 Знаки при ключе, Бемоль и Диез в начале строки

Основная часть №2 Техники игры

День №21 Интервалы, Промежутки, Прима, Секунда, Терция, Кварта, Квинта, Секста, Септима, Октава

День №22 Правая рука. Основы поведения правой руки

День №23 Техника игры с медиатором. Игра плектром

День №24 Аккомпанемент, Рифы

День №25 Размер. Примеры размера и счета нот

День №26 Техника левой руки

День №27 Смена позиции

День №28 Аккорды, Основные понятия аккордов. Кратко о названиях аккорда.

День №29 Аккорды и обозначения. аккордовые обозначения. Аппликатуры аккордов

День №30 Способы игры аккордов. Эффект щипка, Игра с помощью медиатора

День №31 Правила и законы построение лобового вида аккорда

День №32 Цепочка аккордов, Самые частые аккорды

День №33 Баррэ, Приём Баррэ, Барре и позиция

День №34 Перебор, Пальцевой стиль

День №35 Арпеджиато. Что это такое и как его играть

День №36 Гаммы, Виды гамм

День №37 Разновидности Мажорной и Минорной гамм

День №38 Приёмы рок-гитары

День №39 Форшлаг, Предудар

День №40 Синкопированный ритм, синкопы

День №41 Квинтовый круг. Тональность

День №42 Пентатоника, ряд из пяти звуков, Пентатонические созвучия, Минорная пентатоника

День №43 Басовая линия, Басовая партия. Двуголосье.

День №44 Знаки сокращения, Список всех знаков сокращения. Реприза, Вольта, Сеньо и фонарь, Повторение тактов, Повторение отдельных звуков- нот

День №45 Транспонирование, перенос тональностей

День №46 Флажолеты. Способы игры Флажолетов. Как играть флажолет. Музыкальный инструмент флажолет

День №47 Лады. Разновидность диатонических гамм

Помните, для того, чтобы достичь результата, нужна практическая нагрузка. Играйте как можно больше, играйте на разных инструментах, если это возможно (на электрогитаре, акустической гитаре, семиструнной гитаре) и старайтесь делать это всегда и везде, тогда Вы достигните результата!

Что такое аккорды на гитаре

Что же такое «аккорд» на гитаре и в музыке в целом? Если совсем просто, то определение будет таким: аккорд — это три одновременно звучащие ноты с определённым интервалом между собой. Сыгранные вместе они образуют музыкальный аккорд — он же аккорд гитарный.

В гитарном аккорде может быть более трёх нот и они могут быть достаточно сложными для новичка, но об этом чуть позже.

Сыгранные 6 открытых струн(то есть, если левую руку вообще не использовать) тоже будут составлять гитарный аккорд, не смотря на то, что нот аж целых шесть, сыграть такой гитарный аккорд не составит никакого труда ни только начинающему гитаристу, но и человеку абсолютно далёкому от музицирования.

Какие аккорды бывают:

  • Мажорные;
  • Минорные;
  • Уменьшенные;
  • Увеличенные.

Это определение музыкальных аккордов в целом. Гитарные аккорды могут быть мажорными или минорными, уменьшенные, с задержанием, с надстройками. Они могут быть простыми (те, в которых 3 ноты) или посложнее (4 и более нот). Существуют еще баррэ-аккорды. Баррэ – приём зажатия струн с использованием одного пальца.

Простые аккорды – это основные трезвучия, с которых стоит начинать изучение гитарного искусства. К таким можно отнести 6 аккордов, которые берутся на первых трех ладах гитары.

Основные аккорды: ля-минор – Am, ре-минор – Dm, ми-мажор – E, до-мажор – C, соль-мажор – G, ля-мажор – A. Это базовые аккорды для новичков на гитаре. Правильно подобрав их, станет возможным исполнить очень многие известные песни или композиции.

Мажорные аккорды

Аккорды в мажорном ладу звучат торжественно, празднично и весело. Они состоят из интервалов: большая терция – малая терция.

Список мажорных аккордов:

  • C (до – мажор)
  • D (ре – мажор)
  • E (ми – мажор)
  • F (фа – мажор)
  • G (соль – мажор)
  • A (ля – мажор)
  • H (си – мажор)
  • B (си – бемоль – мажор)

Эти простые аккорды легки в построении для гитары. Новичкам рекомендуется начинать игру с них, как показано на картинке:

Минорные аккорды

Для минорных аккордов характерно лиричное, печальное и грустное звучание. От мажорных их отличает один интервал: малая терция – большая терция. Например, ноты Cm (до-минора): C – E♭- G.

Список минорных аккордов:

  • Cm (до – минор)
  • Dm (ре – минор)
  • Em (ми – минор)
  • Fm (фа – минор)
  • Gm (соль – минор)
  • Am (ля – минор)
  • Bm (си – бемоль – минор)
  • Hm (си – минор)

Их также можно отнести к базовым аккордам, освоение которых будет даваться начинающим легче.

Сложности самостоятельного обучения

Если вы решили учиться играть самостоятельно по доступным в интернете источникам, будьте готовы столкнуться с рядом сложностей.

Отсутствие программы

Учеба с репетитором или в музыкальной школе подразумевает определенную программу, соответствующую уровню развивающихся навыков. Это произведения, которые вы должны исполнять с уже имеющимся набором изученных приемов или для отработки новых.

Обучаясь самостоятельно, вы должны сами найти произведения, которые хотите изучить, что не всегда легко. Во-первых, потому что в общем доступе их может не оказаться. Во-вторых, потому что вы не можете объективно оценить трудность найденного произведения.

Отсутствие наставника

При сложности разбора не к кому обратиться за помощью или советом. Необходимо разбираться самостоятельно, что может отбить желание продолжать обучение.

Обучение с педагогом – это общение. В трудные моменты вас могут поддержать и приободрить.

Преподаватель игры на гитаре способен вовремя скорректировать ошибки, указать на недочеты. Самостоятельно вы не можете объективно оценить себя со стороны.

Наконец, наставник выполняет роль фильтрации ненужной и бесполезной информации, которую можно найти в интернете.

Игра на одной струне

Самая простая мелодия для игры на одной струне – это легендарный «Кузнечик». Эта мелодия  отлично подходит для обучения с нуля.

Сыграть его можно по следующей табулатуре на первой либо шестой струне. Цифры обозначают номер лада, который нужно зажать, 0 – обозначает открытую струну (ничего нажимать не требуется).

|—5—0—5—0—5—4—4|4—0—4—0—4—5—5|

|—5—0—5—0—5—4—4|4—0—4—0—4—5—|

|5—7—7—7—7—7—8—8—8—8—8—8—7—5—4—5—5|

|5—7—7—7—7—7—8—8—8—8—8—8—7—5—4—5—5|

Для начала эту мелодию можно научиться играть даже одним пальцем, чтобы познакомиться со звучанием и научиться прожимать лады. А в дальнейшем разучить правильную аппликатуру (5 лад соответствует третьему пальцу, 4 лад – указательному, а 7 и 8 безымянному и мизинцу соответственно).

Длительность нот и пауз

Если до этого момента, в статье мы в основном говорили о высоте нот, то сейчас самое время поговорить о их длительности.

На рисунке ниже, схематически представлены изображения как нот так и пауз, с присущими им названиями:

Длительность нот не измеряется абсолютными величинами времени, такими как секунда, минута и т.п. Представить их длительность можно только в отношении других нот, наглядно это можно посмотреть на следующей схеме:


На нотном стане ноты разной длительности выглядят так:

А паузы соответственно вот так:

Так же следует отметить, что если у головки ноты стоит точка, длительность этой ноты увеличивается на половину продолжительности, то есть в 1.5 раза.

Заключение

В заключении хочется сказать, что не следует бояться нот. В самом начале возможно их освоение вызовет некоторые сложности, в этом случае можно сделать паузу, но не бросать изучение нотной грамоты совсем.

Поверьте со временем все окупится, так как знание нот дает значительное преимущество при игре не только на гитаре, но и на абсолютно любом музыкальном инструменте.

Урок-модуль “Подсчёт полутонов с белыми и чёрными клавишами” (2-й принцип)

Полутон – самое маленькое расстояние между звуками. .Продолжается работа с двумя указками. Одна указка стоит на исходной клавише, вторая считает полутоны, т. е. отрезки, расстояния (а не точки!). Итак, принцип:

  • Полутон = отрезок = расстояние.
  • Считаем полутоны, т. е. отрезки между белыми и чёрными клавишами, не считая первой. Считаем их как расстояния.
  • Сразу запоминаем, что между белыми клавишами Ми и Фа, а также Си и До всегда полутоны. Между ними нет места чёрным клавишам, значит там самое маленькое расстояние.
  • Полутон – это 2 клавиши и 1 расстояние.

На клавиатуре таким образом считаем от любой белой или чёрной клавиши направо и налево, т. е. вверх и вниз. Закладываем не только представление о подсчёте интервалов (и аккордов) вверх и вниз (направо и налево):

И только потом складываем полутоны в тоны. Тон – это 2 полутона.

Это минимум сведений, которые понадобятся Вам для первых уроков.

Музыкальные звуки различаются по:
· Высоте
· Длительности
· Силе
· Тембру

Тембр в нотах для гитары указывается редко, например, словами «играть у подставки», что означает более звонкий звук.

Сила звука может быть указана словами или знаками. Вот некоторые:
p – пиано – тихо,
f – фортэ – громко,
> – знак акцента.

Длительность нот обозначается так:

Целая нота звучит столько же времени, сколько два половинные, или четыре четвертные.

Понятно, что восьмая звучит столько же времени, что и две шестнадцатых. Нота с точкой – это длительность ноты плюс половина ее длительности, например, четвертушка с точкой длится три восьмых.

Отсутствие звука называется паузой. Паузы обозначаются так.

Целая, половинная, четвертная, восьмая и т. д. Пауза с точкой – полторы паузы.

Ноты на грифе гитары

Познакомившись с понятием звукоряда, нотного стана и знаками альтерации, можно начать изучение расположения нот на грифе гитары. Данные знания крайне помогли автору статьи, в своё время, начать нормально импровизировать. Естественно, без наставничества Михаила Русакова и его курса тоже не обошлось. Именно благодаря курсу, автор стал интуитивно понимать, как правильно использовать знания нотной грамоты.

Подробная схема такого расположения приведена на данном рисунке:

Если эта схема покажется вам через чур сложной, ниже мы приводим схему проще, с буквенным обозначением нот:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kafe band
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: